Письмо Ассоциации российских банков от 10 июня 2010 г. N А-02/5-429 О проекте федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

Письмо Ассоциации российских банков от 10 июня 2010 г. N А-02/5-429


В настоящее время в заинтересованных ведомствах обсуждается проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Законопроект) (см. Законопроект по ссылке - http://www.arb.ru/site/docs/other/Draft/Z_10-06-2010.pdf и Пояснительную записку к Законопроекту - http://www.arb.ru/site/docs/other/Draft/Z_PZ_10-06-2010.pdf), целью которого является приведение законодательной базы консолидированного надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности в соответствие с международной практикой.

В Законопроекте предлагается ввести понятия "контроль", "связанные лица", уточняются понятия "существенное влияние", в том числе через введение критерия влияния юридических лиц, входящих в состав банковских групп и(или) банковских холдингов, на деятельность иных участников банковских групп и(или) банковских холдингов, определяются также критерии влияния кредитной организации, входящей в состав банковской группы и (или) банковского холдинга, на решения, принимаемые органами управления юридического лица, акциями (долями) которого владеет кредитная организация.

На основании положений Законопроекта также расширяются полномочия Банка России. Так, Банк России наделяется полномочиями по установлению методик расчета доли банковской деятельности в деятельности банковского холдинга, оценке активов и пассивов банковского холдинга, установлению обязательных для банковских холдингов правил организации внутреннего контроля, управлению принимаемыми рисками, составлению и представлению в Банк России консолидированной отчетности, а также иной информации, предусмотренной федеральными законами, исключительно на основании нормативных актов Банка России без учета мнения соответствующих федеральных органов исполнительной власти и при отсутствия четких критериев и правил.

Таким образом, Банк России получает право регулировать деятельность не только кредитных организации, но и других субъектов гражданского оборота (например, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и т.д.), что на наш взгляд, противоречит основным целям деятельности Банка России, установленным статьей 3 Федерального закона от 10.07.2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ).

Кроме того, деятельность участников банковских холдингов, не являющихся кредитными организациями, регулируется другими нормативными актами, которыми также установлены обязательные нормативы и правила их деятельности. При этом остается не ясным, как будут соотноситься правила, установленные Банком России, и правила, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за организацией, являющейся головной организацией банковского холдинга, а также, какие органы государственной власти будут осуществлять функции надзора за ними.

В Законопроекте также предлагается ввести новый норматив - "максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо" (пункт 8 статьи 2 Законопроекта). Полагаем, что на практике реализация данного положения будет весьма затруднительной, исходя из следующего.

Установленный пунктом 10 статьи 2 Законопроекта критерий определения связанных с кредитной организацией лиц носит чрезмерно широкий характер. В то же время, зачастую является физически невозможным достоверное установление всех членов совета директоров, единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера, членов иных органов управления участника банковского холдинга (иного юридического лица, входящего в группу лиц, в которую также входит кредитная организация), если участник банковского холдинга (иного юридического лица) добровольно не предоставляет информацию, и если они не являются эмитентами, которые обязаны раскрывать информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Также вызывает вопросы возможность реализации положений Законопроекта, предусматривающих обязанность головных организаций банковского холдинга или банковской группы по уведомлению соответствующих органов исполнительной власти об участии в банковском холдинге или в банковской группе финансовых организаций, осуществляющих свою деятельность на основании лицензий.

В настоящее время определение понятия "банковская группа и "банковский холдинг" содержится только в статье 4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Остальные российские организации осуществляют свою деятельность при отсутствии законодательного закрепления понятия "холдинг" и при отсутствии нормативного правового регулирования деятельности холдинговых компаний и организаций, входящих в холдинги и группы, в том числе в банковские. Таким образом, порядок уведомления соответствующих органов государственной власти законодательно не закреплен.

Кроме того, реализация ряда положений Законопроекта несомненно повлечет дополнительные существенные затраты кредитных организаций и участников банковской группы (банковского холдинга).

Так, Законопроектом установлена обязанность головной кредитной организации банковской группы (головной организации банковского холдинга) ежегодного раскрытия по формам, в порядке и сроки, устанавливаемые Банком России, годового консолидированного отчета, включая консолидированный бухгалтерский баланс, консолидированный отчет о прибылях и убытках, консолидированный отчет о движении денежных средств, консолидированный отчет о собственных средствах (капитале), пояснения к указанной отчетности, заключение аудиторской организации об его достоверности, а также информацию о принимаемых рисках, процедурах оценки и управления ими.

Кроме того, Законопроектом определено, что деятельность головных организаций (управляющих компаний), участников банковских групп и банковских холдингов может проверяться, в частности аудиторскими организациями на договорной основе по поручению Совета директоров Банка России, что также неизбежно приведет к существенному увеличению расходов банков и, следовательно, их клиентов.

В Законопроекте предусмотрено, что при выявлении нарушений в деятельности банковского холдинга Банк России вправе направить предложения по применению мер воздействия к головной организации банковского холдинга в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за организацией, являющейся головной организацией банковского холдинга.

Полагаем, что реализация указанной нормы приведет к нарушению одного из основополагающих принципов равенства всех участников правоотношений перед законом, поскольку поставит головную кредитную организацию банковской группы в неравные условия с головной организацией банковского холдинга. Так, к головной кредитной организации банковской группы Банк России вправе в порядке надзора применить меры воздействия, установленные статьей 74 Закона N 86-ФЗ, а к головной организации банковского холдинга за такое же правонарушение ответственность действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, принятие Законопроекта неизбежно приведет к существенному ущемлению прав участников банковских холдингов и банковских групп.

Также полагаем, что усиление контроля за кредитными и иными организациями - участниками банковских групп и банковских холдингов, а также ужесточение надзора за проведением этими банками операций по кредитованию связанных заемщиков, в условиях дефицита платежеспособных добросовестных заемщиков не будет способствовать снижению кредитных рисков банков, а только приведет к уменьшению объемов кредитования.

Кроме того, в ситуации, когда не все кризисные явления в экономике еще преодолены, принятие Законопроекта, действие положений которого распространяется на значительную часть кредитных организаций, окажет негативное воздействие на финансовое состояние большинства банков и, как следствие, приведет к дестабилизации экономической ситуации в целом, исходя из следующего.

Последствиями мирового финансового кризиса являются, в частности, резкое уменьшение кредитования и снижение платежеспособности заемщиков.

В условиях отсутствия эффективного механизма оценки кредитных рисков, незавершенности формирования баз данных бюро кредитных историй, недоступности для кредитных организаций большинства государственных баз данных, содержащих информацию о заемщиках, незавершенности формирования системы обеспечения исполнения заемщиками своих обязательств (в настоящее время Минэкономразвития России готовится очередное масштабное изменение законодательства о залоге), отсутствия системы учета залога транспортных средств, отсутствия эффективного механизма внесудебного обращения взыскания на заложенное имущество, наличие значительных проблем в сфере судебной защиты прав кредиторов (вплоть до препятствий в реализации конституционного права на судебную защиту), реальный и эффективный контроль и управление кредитными рисками могут быть осуществлены практически только при кредитовании аффилированных лиц банка-кредитора.

Анализ деятельности кредитных организации в период финансовой нестабильности показал, что пострадали лишь единицы банков, кредитовавших связанных заемщиков. Доминирующая часть банковских структур, осуществляющая кредитование связанных заемщиков, наоборот укрепила свои позиции за счет взвешенной кредитной политики в отношении данной группы заемщиков.

По состоянию на 01 января 2010 года в состав 165 банковских групп и 32 банковских холдингов, действующих на территории Российской Федерации, входят 255 кредитных организаций, доля активов которых в совокупных активах банковского сектора Российской Федерации составляет около 87% и которые включают все ведущие банки страны.

В этих условиях принятие Законопроекта неизбежно приведет к сокращению кредитования и повышению себестоимости банковских услуг, что не соответствует проводимой государством политике на повышение их доступности и расширение кредитования в целях развития производства.

В этой связи полагаем, что внесение Законопроекта в предлагаемой редакции в Государственную Думу Российской Федерации является нецелесообразным.

Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас учесть позицию банковского сообщества.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 10 июня 2010 г. N А-02/5-429


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.