Письмо ЦБР от 4 августа 2010 г. N 14-27/413 "О выполнении требований статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ"

Письмо ЦБР от 4 августа 2010 г. N 14-27/413
"О выполнении требований статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ"


Департамент регулирования расчетов Банка России рассмотрел Ваше письмо, касающееся вопросов, возникающих в связи выполнением требований статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), и в пределах своей компетенции сообщает.

В соответствии со статьей 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, и кредитная организация, обслуживающая плательщика, при осуществлении безналичных расчетов по поручению плательщика и переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на всех этапах их проведения обязаны обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации, а также хранение в соответствии с установленными требованиями информации о плательщике.

Статья 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ не определяет способы обмена информацией и не устанавливает ограничений в части определения иных способов обмена информацией.

Установление в нормативных актах Банка России централизованного типового решения по обмену информацией о плательщиках между кредитными организациями при переводе денежных средств по платежам физических лиц без открытия счета платежным поручением на общую сумму будет противоречить диспозитивности нормы указанной статьи Федерального закона N 115-ФЗ.

В связи с изложенным, считаем, что кредитная организация, обслуживающая плательщика, может использовать любые согласованные с кредитной организацией, обслуживающей получателя, способы, обеспечивающие своевременную передачу информации.


По вопросу I.

Пунктом 4 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что банк-корреспондент, участвующий в осуществлении безналичных расчетов, обязан обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе. В том числе пункт 9 статьи 7.2 также определяет, что кредитная организация, участвующая в переводе денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов обязана обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе. Таким образом, до банка - посредника доводится информация, содержащаяся в расчетном документе.

По нашему мнению, пункты 1 и 6 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ распространяются на случаи, когда банковские счета отправителей и получателей платежей обслуживаются кредитными организациями.

При этом, если счет получателя платежа открыт в Банке России, то в этом случае пункты 1 и 6 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ не устанавливают обязанности по передаче информации о плательщике от кредитной организации, обслуживающей плательщика. Данная кредитная организация должна обеспечить контроль за наличием такой информации, полноту, а также хранение.


По вопросу II.

Положение Банка России от 01.04.2003 года N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (далее - Положение N 222-П) предусматривает возможность осуществления перевода принятых от физических лиц денежных средств без открытия банковского счета в адрес одного получателя платежным поручением на общую сумму, с последующей передачей заполняемых физическими лицами документов в соответствии с условиями договора, предусматривающего обязательство банка-отправителя платежа направлять документы получателю платежа, а также ответственность банка-отправителя за неисполнение обязательства. При этом информация о плательщиках - физических лицах, в т.ч. установленная статьей 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ, может доводиться банком-отправителем платежа до банка-получателя согласованным с ним способом, в том числе с использованием программно-технических средств.

Вместе с тем, независимо от требований Федерального закона N 115-ФЗ при осуществлении кредитной организацией перевода денежных средств платежным поручением на общую сумму на ней лежит ответственность за соответствие общей суммы формируемого платежного поручения итоговой сумме указанных в реестре частных сумм. В целях однозначного определения принадлежности указанного в реестре платежа конкретного физического лица к платежному поручению, кредитная организация-отправитель платежа вправе при осуществлении перевода денежных средств платежным поручением на общую сумму с использованием реестра в поле "Назначение платежа" сделать ссылку на реквизиты реестра (например, его N , дату, сумму).

При несовпадении поступления денежных средств по платежному поручению и реестра, порядок хранения банком получателя информации определяется кредитной организацией с учетом возможности однозначной идентификации реестра с платежным поручением на общую сумму.

Порядок хранения документов и другой информации о платежах осуществляется кредитной организацией, в том числе, являющейся банком -посредником, в соответствии с требованиями, установленными разделом 4 "Хранение документов" Положения Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду раздел 4 части III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, приведенных в Положении ЦБР от 26 марта 2007 г. N 302-П


По вопросу III.

Статья 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ не запрещает кредитной организации, обслуживающей получателя денежных средств, осуществлять зачисление денежных средств на основании платежного поручения на общую сумму, до поступления информации из платежных документов, заполняемых физическими лицами - плательщиками. При этом, в соответствии с пунктами 5 и 10 указанной статьи, кредитная организация, обслуживающая получателя денежных средств, переведенных в его пользу, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов, не содержащих установленную информацию о плательщике.


По вопросу IV.

Федеральным законом N 121-ФЗ непосредственно не определен порядок осуществления контроля за банковским платежным агентом со стороны кредитных организаций. Также в данном законе отсутствуют нормы, указывающие на обязанность Банка России определять порядок контроля кредитными организациями за соблюдением банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц. Вопросы, касающиеся определения порядка такого контроля со стороны кредитных организаций, могут быть урегулированы непосредственно в договоре, заключаемом кредитной организацией с банковским платежным агентом, а также закреплены во внутренних документах кредитной организации. При этом внутренний контроль кредитной организации должен обеспечивать исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.


Директор Департамента

Е.Г. Меженинова


Даны разъяснения по вопросу соблюдения "антиотмывочного" законодательства при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств.

Так, банк, обслуживающий плательщика, может направлять информацию о нем банку получателя любым согласованным между ними способом. Главное - чтобы сведения передавались своевременно.

Если счет получателя платежа открыт в ЦБР, то банк плательщика не обязан передавать сведения о нем. При этом он должен обеспечить контроль за наличием такой информации, ее полноту и хранение.

При переводе денежных средств без открытия счета платежным поручением на общую сумму банк отвечает за ее соответствие итогу указанных в реестре частных сумм. Чтобы однозначно определить принадлежность отраженного в реестре платежа к платежному поручению, банк вправе сделать ссылку на реквизиты реестра в поле "Назначение платежа".

Если поступившие денежные средства не совпали с реестром, банк получателя определяет порядок хранения информации о плательщике с учетом возможности однозначной идентификации реестра с платежным поручением на общую сумму.

Банк получателя вправе зачислить денежные средства, поступившие по платежному поручению на общую сумму, до того, как придет информация из заполняемых плательщиками документов. При этом в банке должны быть предусмотрены процедуры выявления поступающих расчетных документов, не содержащих необходимую информацию о плательщике.

Правила контроля банком деятельности платежного агента по приему платежей граждан могут устанавливаться в договоре между ними, а также содержаться во внутренних документах банка.


Письмо ЦБР от 4 августа 2010 г. N 14-27/413 "О выполнении требований статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение