Письмо Ассоциации российских банков от 29 июля 2010 г. N А-02/5-559 "Об основаниях для закрытия паспорта сделки"

Письмо Ассоциации российских банков от 29 июля 2010 г. N А-02/5-559
"Об основаниях для закрытия паспорта сделки"

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 9 ноября 2010 г. N 12-8-5/2052

В практике кредитных организаций - членов АРБ возник ряд вопросов относительно порядка закрытия паспортов сделок (ПС) в некоторых нестандартных ситуациях.

В соответствии с пунктом 3.18 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) банк ПС закрывает ПС, оформленный по контракту (кредитному договору), в случаях, установленных Инструкцией N 117-И.

В практической деятельности уполномоченных банков встречаются случаи, когда клиенты направляют в банк заявление о закрытии текущего валютного счета и/или о закрытии ПС. Попытки банка уточнить у клиентов основание для закрытия ПС не всегда оказываются успешны. Отдельные клиенты не отвечают на запросы кредитных организаций. Другие - признаны банкротами, и в отношении них открыто конкурсное производство. Имеются случаи, когда клиент представляет в банк договор с контрагентом о прекращении контракта вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Имеются также примеры, когда клиенты представляют в уполномоченный банк заявление о расторжении договора банковского счета и о закрытии текущего валютного счета, но не представляют заявления о закрытии ПС. При этом у уполномоченного банка отсутствуют сведения о наличии у клиента каких-либо других счетов в других уполномоченных банках, а также отсутствуют заявления клиента о переводе на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк. Иногда заявление о переводе на расчетное обслуживание в другой банк имеется, однако клиент уклоняется от уведомления банка о своих новых платежных реквизитах.

Учитывая, что указанные случаи отсутствуют в Инструкции N 117-И в качестве оснований для закрытия ПС, уполномоченные банки затрудняются в выборе модели поведения, которую можно было бы считать законной и адекватной в сложившейся ситуации.

Во-первых, у банка нет оснований отказать клиенту в удовлетворении заявления о расторжении договора банковского счета (пункт 1 статьи 859 ГК РФ, пункт 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 19 апреля 1999 года N 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета").

Во-вторых, после расторжения договора банковского счета, очевидно, ПС должен быть также закрыт, однако основание для его закрытия не всегда просто выбрать из утвержденного Банком России перечня. По мнению некоторых уполномоченных банков, в указанных выше случаях следует применять пункт 3.18.3 Инструкции 117-И. То есть ПС должен быть закрыт по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту.

В-третьих, не ясно, должен ли уполномоченный банк уведомить Банк России о нарушении клиентом валютного законодательства, поскольку не во всех случаях можно признать наличие очевидного нарушения.

Учитывая практическую значимость решения изложенных проблем, просим Вас высказать официальную точку зрения Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России по следующим вопросам:

1) вправе ли уполномоченный банк закрыть текущие валютные счета и/или ПС по заявлению клиента, если клиент не указывает реквизиты своего счета в другом банке для перевода контракта из банка ПС на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк и не отвечает на запросы?

2) вправе ли банк закрывать счет клиента и не закрывать ПС до истечения срока ПС, если клиент представил в банк заявление о закрытии счета, но не предоставил заявление о закрытии ПС?

3) является ли признание клиента банкротом или неисполнение сторонами контракта вследствие непреодолимой силы иными основаниями закрытия ПС (пункт 3.18.2 Инструкции N 117-И)?

4) обязан ли уполномоченный банк уведомить Банк России о нарушении клиентом валютного законодательства в указанных выше случаях?


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 29 июля 2010 г. N А-02/5-559 "Об основаниях для закрытия паспорта сделки"ё


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.