Письмо Ассоциации российских банков от 13 сентября 2010 г. N А-01/5-674 "О поправках к проекту федерального закона N 305289-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"

Письмо Ассоциации российских банков от 13 сентября 2010 г. N А-01/5-674
"О поправках к проекту федерального закона N 305289-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"


Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 305289-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Законопроект).

Целью Законопроекта является упорядочение и повышение эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, уточнение перечня взаимозависимых лиц и совершенствование основ определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным (регулируемым) ценам для целей налогообложения, создание действенных механизмов противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов.

Идея Законопроекта заслуживает одобрения и поддержки. Однако принятие ряда положений Законопроекта может привести к возникновению неблагоприятных последствий в деятельности налогоплательщиков, в частности кредитных организаций.

Так, например, положительной оценки заслуживают положения Законопроекта, предусматривающие возможность заключения налогоплательщиками и налоговыми органами предварительных соглашений о порядке определения цен (методов) в соответствии с главами 14.2 и 14.3 НК РФ (в редакции Законопроекта) и применения цен по контролируемым сделкам для целей налогообложения в течение срока его действия. Заключение такого предварительного соглашения должно исключить предъявление налоговыми органами претензий к налогоплательщикам по оптимизации налогов.

Законопроект содержит также и другие положительные новации.

Наряду с этим в Законопроекте имеется ряд недостатков, к которым, в частности относится введение положения о налоговом контроле процентных ставок по кредитам, что значительно сужает возможности эффективного кредитования предприятий. Величина процентных ставок по кредитам зависит от множества факторов, включая стоимость привлечения банками ресурсов, существующую конъюнктуру рынка, оценку банком финансового состояния заемщика, предоставляемого обеспечения, и в этой связи может значительно различаться у разных банков. Кроме того, методы, предусмотренные главой 14.3 НК РФ (в редакции Законопроекта), не позволяют объективно оценить устанавливаемые банками размеры процентных ставок по кредитам. В этой связи полагаем целесообразным исключить данные положения из Законопроекта или внести соответствующие поправки, смягчающие порядок осуществления налогового контроля за размером процентных ставок по кредитам.

Также, по мнению банковского сообщества, негативными являются положения Законопроекта, ужесточающие существующие правила контроля за трансфертными ценами в части уплаты НДС. Принятие Законопроекта в предлагаемой редакции приведет к тому, что любая облагаемая НДС операция будет проверяться налоговыми органами на соответствие рыночным ценам. Действующая в настоящее время редакция НК РФ наделяет налоговые органы правом проверять правильность применения цен по сделкам лишь в строго определенных случаях. Согласно Законопроекту контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, внешнеторговые сделки с товарами биржевой торговли (нефтью, черными и цветными металлами, драгоценными металлами), а также сделки, одна из сторон которых зарегистрирована на территории иностранного государства, применяющего режим налогообложения, согласно которому не предоставляется информация налоговым органам Российской Федерации. Таким образом, налоговой проверке на соответствие рыночной цены может быть подвергнута любая сделка.

Кроме того, необходимо отметить, что размер санкций, предусмотренных статьями 129.3, 129.4 и 129.5 НК РФ (в редакции Законопроекта) явно не соответствует масштабам правонарушений. Так, предусмотренный Законопроектом размер штрафа, в частности за применение цены в контролируемой сделке, не соответствующей рыночным ценам, составляет 40% от суммы недоимки, а с учетом правил статьи 112 НК РФ (в действующей редакции) при повторном правонарушении может вырасти до 80%. В этой связи полагаем целесообразным привести размер санкций, предлагаемых в Законопроекте, в соответствие с размерами санкций, установленными НК РФ в действующей редакции.

Необходимо отметить, что Законопроект также содержит большое количество оценочных понятий и терминов, которым не дано определение (например, "консолидированная группа налогоплательщиков", "рыночная стратегия" и др.) а также нечеткие формулировки, допускающие неоднозначное толкование, что не способствует достижению целей Законопроекта и создает предпосылки для возникновения налоговых споров.

Таким образом, Законопроект нуждается в серьезной и тщательной доработке.

В этих целях Ассоциацией российских банков при участии кредитных организаций подготовлена таблица поправок к Законопроекту (прилагается).

Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас учесть предложения банковского сообщества при доработке Законопроекта ко второму чтению.

Приложение на 54 л.


С уважением,

Президент

Г.А. Тосунян


Таблица поправок
к проекту федерального закона N 305289-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"


N п/п

Текст, к которому предлагается поправка

Содержание поправки

Новая редакция текста законопроекта с предлагаемой поправкой

Примечания

1.

Статья 1


Пункт 2:

"2) статью 38 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

"6. Идентичными товарами (работами, услугами) в целях настоящего Кодекса признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество, функциональное назначение и репутация на рынке, страна происхождения и производитель, товарный знак. При этом незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

7. Однородными товарами в целях настоящего Кодекса признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, товарный знак, репутация на рынке, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики.";".

Статья 1


Дополнить пункт 2 новым абзацем следующего содержания:

"При определении идентичности услуг учитываются, в частности, сфера оказания услуг, выполнения работ, набор и характеристики действий, осуществляемых в рамках оказания услуг, выполнения работ, условия осуществления деятельности, уровень квалификации исполнителя, деловая репутация исполнителя и его товарный знак, категория покупателя (юридическое лицо/физическое лицо, бюджетная организация/коммерческая организация, иные признаки) и иные существенные характеристики.";".

Статья 1


Пункт 2:

"2) статью 38 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

"6. Идентичными товарами (работами, услугами) в целях настоящего Кодекса признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество, функциональное назначение и репутация на рынке, страна происхождения и производитель, товарный знак. При этом незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.

7. Однородными товарами в целях настоящего Кодекса признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, товарный знак, репутация на рынке, страна происхождения.

Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики.

При определении идентичности услуг учитываются, в частности, сфера оказания услуг, выполнения работ, набор и характеристики действий, осуществляемых в рамках оказания услуг, выполнения работ, условия осуществления деятельности, уровень квалификации исполнителя, деловая репутация исполнителя и его товарный знак, категория покупателя (юридическое лицо/физическое лицо, бюджетная организация/коммерческая организация, иные признаки) и иные существенные характеристики.";".

Предлагаемые изменения направлены на устранение существующих пробелов в налоговом законодательстве.

2.

Статья 1


Новый пункт.

Статья 1


Дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

"3.1) статью 88 дополнить пунктами 2.1 и 2.2 следующего содержания:

"2.1. Налоговая проверка крупнейших налогоплательщиков, осуществляемая в соответствии с главой 14.5 настоящего Кодекса, проводится в течение трех месяцев со дня вынесения решения о ее назначении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 6 месяцев. Основания и порядок продления срока проведения проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2.2. В рамках проверки крупнейших налогоплательщиков, осуществляемой в соответствии с главой 14.5 настоящего Кодекса, могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в календарном году, предшествующем году, в котором вынесено решение о проведении проверки.".

Статья 1


Пункт 3.1:

"3.1) статью 88 дополнить пунктами 2.1 и 2.2 следующего содержания:

"2.1. Налоговая проверка крупнейших налогоплательщиков, осуществляемая в соответствии с главой 14.5 настоящего Кодекса, проводится в течение трех месяцев со дня вынесения решения о ее назначении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 6 месяцев. Основания и порядок продления срока проведения проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2.2. В рамках проверки крупнейших налогоплательщиков, осуществляемой в соответствии с главой 14.5 настоящего Кодекса, могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в календарном году, предшествующем году, в котором вынесено решение о проведении проверки.".

Изменения направлены на исключение двойного контроля крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне, а также на снижение административной нагрузки.

Целесообразно проводить налоговые проверки соответствия цен в рамках существующей в настоящее время системы проверок.

3.

Статья 1


Новый пункт.

Статья 1


Дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

"3.1) статью 100 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. Форма акта проверки, составляемого по результатам налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков, осуществляемой в соответствии с главой 14.5 настоящего Кодекса, а также требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В акте проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты отклонения цены, примененной сторонами сделки, от рыночной или регулируемой цены в сторону повышения от максимальной предельной цены или в сторону понижения от минимальной предельной цены с учетом соответствующих надбавок к ценам или скидок с цен, а также обоснование того, что это отклонение повлекло занижение суммы налога.".

Статья 1


Пункт 3.1:

"3.1) статью 100 дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. Форма акта проверки, составляемого по результатам налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков, осуществляемой в соответствии с главой 14.5 настоящего Кодекса, а также требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В акте проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты отклонения цены, примененной сторонами сделки, от рыночной или регулируемой цены в сторону повышения от максимальной предельной цены или в сторону понижения от минимальной предельной цены с учетом соответствующих надбавок к ценам или скидок с цен, а также обоснование того, что это отклонение повлекло занижение суммы налога.".


4.

Статья 1


Новый пункт.

Статья 1


Дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

"3.1) пункт 1 статьи 101 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"По результатам налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков, осуществляемой в соответствии с главой 14.5 настоящего Кодекса, в течение 10 дней со дня составления справки о проведенной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.".

Статья 1


Пункт 3.1:

"3.1) пункт 1 статьи 101 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"По результатам налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков, осуществляемой в соответствии с главой 14.5 настоящего Кодекса, в течение 10 дней со дня составления справки о проведенной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.".

Предлагается положения статьи 105.18 (в редакции Законопроекта), касающиеся оформления результатов камеральной налоговой проверки крупнейших налогоплательщиков включить в статью 100 НК РФ, регламентирующую порядок документального оформления проверок.

Данные поправки коррелируют с поправками к пункту 1 статьи 105.18 (в редакции Законопроекта), предусматривающими, что проверки крупнейших налогоплательщиков осуществляются в соответствии со статьей 88 НК РФ.

5.

Статья 1


Абзац 8 пункта 4:

"2. Взаимозависимыми лицами признаются:".

Статья 1


Абзац 8 пункта 4 изложить в следующей редакции:

"2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей взаимозависимыми лицами признаются:".".

Статья 1


Абзац 8 пункта 4:

"2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей взаимозависимыми лицами признаются:".


6.

Статья 1


Абзац 21 пункта 4:

"4. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.".

Статья 1


Пункт 4 после абзаца 21 дополнить новым абзацем 22 следующего содержания:

"5. Для целей налогообложения кредитные организации признают взаимозависимость в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" для определения аффилированных лиц кредитной организации.".

Статья 1


Абзацы 21 и 22 пункта 4:

"4. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, организации и (или) физические лица вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи.

5. Для целей налогообложения кредитные организации признают взаимозависимость в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" для определения аффилированных лиц кредитной организации.".

Предлагаемые поправки направлены на более четкое выявление зависимых лиц. В настоящее время данная методика, разработанная Банком России (Положение Банка России от 20.07.2007 N 307-П), применяется кредитными организациями для ведения учета аффилированных лиц и используется для подготовки отчетности по международным стандартам.

7.

Статья 1


Абзац 25 пункта 4:

"3. К участию одной организации в другой организации может быть приравнено приобретение одной организацией права на участие в другой организации посредством опциона.".

Статья 1


В абзаце 25 пункта 4 слова "может быть приравнено" заменить словами "приравнивается".

Статья 1


Абзац 25 пункта 4:

"3. К участию одной организации в другой организации приравнивается приобретение одной организацией права на участие в другой организации посредством опциона.".

Поправка направлена на исключение расширительного толкования данной нормы.

8.

Статья 1


Абзац 34 пункта 4:

"1. Для целей налогообложения принимается цена товара (работы, услуги), примененная сторонами сделки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует рыночным ценам.".

Статья 1


Абзац 34 пункта 4 изложить в следующей редакции:

"1. Для целей налогообложения принимается цена товара (работы, услуги), примененная сторонами сделки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует рыночным ценам. Налоговые органы обязаны доказывать несоответствие (отклонение) цен, примененных в сделках, рыночным или регулируемым ценам.".

Статья 1


Абзац 34 пункта 4:

"1. Для целей налогообложения принимается цена товара (работы, услуги), примененная сторонами сделки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует рыночным ценам. Налоговые органы обязаны доказывать несоответствие (отклонение) цен, примененных в сделках, рыночным или регулируемым ценам.".

Предлагаемые поправки направлены на исключение из перечня операций, подпадающих под контроль цен, сделок, совершаемых на рыночных условиях с целью устранения двойного контроля.

9.

Статья 1


Абзац 35 пункта 4:

"2. Определение соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения осуществляется в порядке, установленном главой 14/3 настоящего Кодекса.".

Статья 1


Абзац 35 пункта 4 изложить в следующей редакции:

"2. Налоговые органы осуществляют контроль за соответствием цен, примененных в сделках, рыночным ценам по сделкам, признаваемым контролируемыми в соответствии с правилами статьи 105.15 настоящего Кодекса.

Отклонение цены товара (работы, услуги) от интервала цен, определенного в порядке, предусмотренном главой 14.3 настоящего Кодекса, обусловленное объективными экономическими причинами, спецификой региона места деятельности хозяйствующих субъектов, а также иными ценовыми (неценовыми) факторами формирования спроса и предложения, действующими в месте поставки (отправки, транспортировки) товаров, выполнения работ, оказания услуг, не требует корректировки цены сделки до величины интервала цен, предусмотренной главами 14.3 и 14.5 настоящего Кодекса."

Статья 1


Абзац 35 пункта 4:

"2. Налоговые органы осуществляют контроль за соответствием цен, примененных в сделках, рыночным ценам по сделкам, признаваемым контролируемыми в соответствие с правилами статьи 105.15 настоящего Кодекса.

Отклонение цены товара (работы, услуги) от интервала цен, определенного в порядке, предусмотренном главой 14.3 настоящего Кодекса, обусловленное объективными экономическими причинами, спецификой региона места деятельности хозяйствующих субъектов, а также иными ценовыми (неценовыми) факторами формирования спроса и предложения, действующими в месте поставки (отправки, транспортировки) товаров, выполнения работ, оказания услуг, не требует корректировки цены сделки до величины интервала цен, предусмотренной главами 14.3 и 14.5 настоящего Кодекса."

Предлагаемые поправки направлены на исключение из перечня операций, подпадающих под контроль цен, сделок, совершаемых на рыночных условиях с целью устранения двойного контроля.

10.

Статья 1


Абзац 36 пункта 4:

"3. В случае, если цены применяются в сделках в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и предписаниями антимонопольных органов, эти цены принимаются для целей налогообложения.".

Статья 1


Абзац 36 пункта 4 изложить в следующей редакции:

"3. В случае, если цены применяются в сделках в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и предписаниями антимонопольных органов, эти цены принимаются для целей налогообложения.

Цена сделки, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг или биржей, признается соответствующей рыночным ценам.".

Статья 1


Абзац 36 пункта 4:

"3. В случае, если цены применяются в сделках в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и предписаниями антимонопольных органов, эти цены принимаются для целей налогообложения.

Цена сделки, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг или биржей, признается соответствующей рыночным ценам.".

Предлагаемые поправки направлены на исключение из перечня операций, подпадающих под контроль цен, сделок, совершаемых на рыночных условиях с целью устранения двойного контроля.

11.

Статья 1


Абзац 38 пункта 4:

"5. Правила, предусмотренные настоящей главой и главами 14.3 и 14.5 настоящего Кодекса, при определении соответствия цен финансовых услуг, финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг рыночным ценам применяются с учетом особенностей, установленных соответствующими главами о налогах части второй настоящего Кодекса.".

Статья 1


В абзаце 38 пункта 4 слова "финансовых услуг," исключить.

Статья 1


Абзац 38 пункта 4:

"5. Правила, предусмотренные настоящей главой и главами 14.3 и 14.5 настоящего Кодекса, при определении соответствия цен финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг рыночным ценам применяются с учетом особенностей, установленных соответствующими главами о налогах части второй настоящего Кодекса."

В главе 25 НК РФ не установлены правила определения соответствия цен финансовых услуг рыночным ценам. Поправка направлена на устранение некорректной отсылочной нормы.

12.

Статья 1


Абзац 39 пункта 4:

"6. Правила, предусмотренные настоящей главой и главами 14.3-14.6 настоящего Кодекса, распространяются на сделки, предметом которых являются имущественные права, иные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также на сделки, по которым цены устанавливаются в виде тарифов, ставок (включая ставки процентов по договорам займа, кредитным договорам и иным долговым обязательствам), расценок и иных подобных категорий цен.".

Статья 1


В абзаце 39 пункта 4 слова "(включая ставки процентов по договорам займа, кредитным договорам и иным долговым обязательствам)" заменить словами "(исключая ставки процентов по кредитным договорам и иным долговым обязательствам кредитной организации)".

Статья 1


Абзац 39 пункта 4:

"6. Правила, предусмотренные настоящей главой и главами 14.3-14.6 настоящего Кодекса, распространяются на сделки, предметом которых являются имущественные права, иные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также на сделки, по которым цены устанавливаются в виде тарифов, ставок (исключая ставки процентов по кредитным договорам и иным долговым обязательствам кредитной организации), расценок и иных подобных категорий цен."


13.

Статья 1


Абзац 49 пункта 4:

"5) осуществляемые функции, используемые активы и принимаемые экономические (коммерческие) риски сторонами сделки.".

Статья 1


Пункт 4 после абзаца 49 дополнить новым абзацем 50 следующего содержания:

"6) положение стороны сделки на соответствующем рынке товаров (работ, услуг), включая ее доминирующее положение, определяемое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.".

Статья 1


Абзацы 49 и 50 пункта 4:

"5) осуществляемые функции, используемые активы и принимаемые экономические (коммерческие) риски сторонами сделки;

6) положение стороны сделки на соответствующем рынке товаров (работ, услуг), включая ее доминирующее положение, определяемое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.".


14.

Статья 1


Абзац 92:

"7. При определении сопоставимости условий договора займа, кредитного договора, договора комиссии, поручительства или гарантии могут учитываться также финансовая история и платежеспособность соответственно получателя займа, кредита, стороны, являющейся выгодоприобретателем по договору поручительства или гарантии, характер и рыночная стоимость обеспечения обязательства, а также срок, на который предоставляется заем или кредит, валюта, являющаяся предметом договора займа или кредита, и иные условия, которые повлияли на величину процентной ставки по соответствующему договору.".

Статья 1


Абзац 92 изложить в следующей редакции:

"7. При определении сопоставимости условий сделок, кроме критериев сопоставимости, указанных в пунктах 2-6 настоящей статьи, допускается также использовать и иные критерии, учитывающие отраслевую специфику деятельности налогоплательщика и определяемые налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения."

Статья 1


Абзац 92:

"7. При определении сопоставимости условий сделок, кроме критериев сопоставимости, указанных в пунктах 2-6 настоящей статьи, допускается также использовать и иные критерии, учитывающие отраслевую специфику деятельности налогоплательщика и определяемые налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения."


15.

Статья 1


Пункт 4.

Новый абзац.

Статья 1


Дополнить пункт 4 новым абзацем 93 следующего содержания:

"8. При определении сопоставимости условий договора комиссии, поручительства или гарантии могут учитываться также финансовая история и платежеспособность соответственно получателя займа, кредита, стороны, являющейся выгодоприобретателем по договору поручительства или гарантии, характер и рыночная стоимость обеспечения обязательства.".

Статья 1


Абзац 93 пункта 4:

"8. При определении сопоставимости условий договора комиссии, поручительства или гарантии могут учитываться также финансовая история и платежеспособность соответственно получателя займа, кредита, стороны, являющейся выгодоприобретателем по договору поручительства или гарантии, характер и рыночная стоимость обеспечения обязательства.".

Для банковского сектора вводятся положения о налоговом контроле процентных ставок по кредитам, что значительно сужает возможности эффективного кредитования предприятий. В настоящее время возможность контроля процентных ставок не предусмотрена в НК РФ. Величина процентных ставок по кредитам зависит от множества факторов, включая стоимость привлечения банками ресурсов, существующую конъюнктуру рынка, оценку банком финансового состояния заемщика и перспектив его развития, предоставляемого обеспечения и может сильно различаться у разных банков. Кроме того, размер процентной ставки не может быть объективно оценен методами, предусмотренными главой 14.3 Законопроекта.

16.

Статья 1


Абзац 97 пункта 4:

"3) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;".

Статья 1


Дополнить абзац 97 пункта 4 словами ", а также в иных общедоступных источниках информации, в том числе в информационной сети Интернет;".

Статья 1


Абзац 97 пункта 4:

"3) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики), официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций либо в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах, а также в иных общедоступных источниках информации, в том числе в информационной сети Интернет;".

Необходимо предусмотреть возможность использования общедоступные источники информации, в т.ч. Интернет для целей проверки контролируемой сделки. При этом налоговый орган, использующий такую информацию должен проверить ее достоверность путем направления запроса в соответствии со статьей 93.1 НК РФ.

17.

Статья 1


Абзац 111 пункта 4:

"При отсутствии таких сделок или наличии менее четырех сделок, предметом которых являются идентичные (однородные) товары (работы, услуги), совершенных в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при отсутствии достаточной информации о таких сделках используется один из методов, указанных в подпунктах 2-6 пункта 1 настоящей статьи. При этом, если иное не предусмотрено настоящей главой, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.".

Статья 1


Абзац 111 пункта 4 после слов ", а также при отсутствии достаточной информации о таких сделках" дополнить словами "либо по выбору налогоплательщика,".

Статья 1


Абзац 111 пункта 4:

"При отсутствии таких сделок или наличии менее четырех сделок, предметом которых являются идентичные (однородные) товары (работы, услуги), совершенных в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при отсутствии достаточной информации о таких сделках либо по выбору налогоплательщика используется один из методов, указанных в подпунктах 2-6 пункта 1 настоящей статьи. При этом, если иное не предусмотрено настоящей главой, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.".

Поправка направлена на установление права выбора налогоплательщика в отношении методов определения соответствия цен, а также на возможность отказа от применения критерия сопоставимости, и использование иных способов определения рыночных цен, без необходимости отслеживания сделок с идентичными (однородными) товарами.

18.

Статья 1


Абзац 114 пункта 4:

"4. При выборе метода, используемого для определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок с учетом стоимостной оценки условий и факторов, оказавших влияние на цены.".

Статья 1


Пункт 4 после абзаца 114 дополнить новыми абзацами 115, 116 и 117 следующего содержания:

"Налоговый орган, использующий в рамках налогового контроля общедоступную информацию, предусмотренную статьей 105.6 настоящего Кодекса обязан проверить достоверность такой информации в порядке, определенном статьей 93.1 настоящего Кодекса.

Налогоплательщик вправе использовать общедоступные источники информации для целей определения рыночной цены контролируемой сделки, если недостоверность (или) нерыночный характер такой информации не установлены налоговым органом. В случае, если необходимая для исчисления рыночной цены контролируемой сделки информация отсутствует, в том числе в общедоступных источниках, налогоплательщик вправе использовать любую иную информацию, подтвержденную должным образом документами, если такая информация позволяет прямо или косвенно установить экономическую обоснованность примененной сторонами сделки цену. Произвольное использование налоговым органом и/или стороной сделки выборочных показателей рентабельности, рыночных цен при формировании выборки, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, путем включения (невключения) отдельных показателей рентабельности, цен сделок соответствующих (не соответствующих) условиям настоящей статьи, является основанием для признания такой выборки недействительной для определения интервала рентабельности, рыночных цен, если такое включение (невключение) показателей привело к искажению (статистической погрешности) любой из границ интервала рентабельности и/или рыночных цен более чем на 20%.

Решение налогового органа, принятое с нарушением положений настоящего пункта подлежит отмене в части, относящейся к такому нарушению, вышестоящим налоговым органом на основании жалобы налогоплательщика в порядке, предусмотренном главами 19, 20 настоящего Кодекса, либо судом."

Статья 1


Абзацы 114, 115, 116 и 117 пункта 4:

"4. При выборе метода, используемого для определения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок с учетом стоимостной оценки условий и факторов, оказавших влияние на цены.

Налоговый орган, использующий в рамках налогового контроля общедоступную информацию, предусмотренную статьей 105.6 настоящего Кодекса обязан проверить достоверность такой информации в порядке, определенном статьей 93.1 настоящего Кодекса.

Налогоплательщик вправе использовать общедоступные источники информации для целей определения рыночной цены контролируемой сделки, если недостоверность (или) нерыночный характер такой информации не установлены налоговым органом. В случае, если необходимая для исчисления рыночной цены контролируемой сделки информация отсутствует, в том числе в общедоступных источниках, налогоплательщик вправе использовать любую иную информацию, подтвержденную должным образом документами, если такая информация позволяет прямо или косвенно установить экономическую обоснованность примененной сторонами сделки цену. Произвольное использование налоговым органом и/или стороной сделки выборочных показателей рентабельности, рыночных цен при формировании выборки, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, путем включения (невключения) отдельных показателей рентабельности, цен сделок соответствующих (не соответствующих) условиям настоящей статьи, является основанием для признания такой выборки недействительной для определения интервала рентабельности, рыночных цен, если такое включение (невключение) показателей привело к искажению (статистической погрешности) любой из границ интервала рентабельности и/или рыночных цен более чем на 20%.

Решение налогового органа, принятое с нарушением положений настоящего пункта подлежит отмене в части, относящейся к такому нарушению, вышестоящим налоговым органом на основании жалобы налогоплательщика в порядке, предусмотренном главами 19, 20 настоящего Кодекса, либо судом.".

Предлагаемые поправки направлены на исключение необоснованного применения показателей рентабельности и рыночных цен при формировании выборки как налогоплательщиками, так и налоговыми органами.

Кроме того, в Законопроекте необходимо преду-смотреть право налогоплательщика на обжалование решения налогового органа во внесудебном порядке.

19.

Статья 1


Абзац 117 пункта 4:

"6. В случае, если методы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не позволяют определить, соответствует ли цена, примененная в разовой сделке, рыночной цене, соответствие цены, примененной в такой сделке, рыночной цене может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств.".

Статья 1


Абзац 117 пункта 4 после слов "примененная в разовой сделке, рыночной цене," дополнить словами "а также в случае принятия решения налогоплательщиком,".

Статья 1


Абзац 117 пункта 4:

"6. В случае, если методы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не позволяют определить, соответствует ли цена, примененная в разовой сделке, рыночной цене, а также в случае принятия решения налогоплательщиком, соответствие цены, примененной в такой сделке, рыночной цене может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств.".

Поправка направлена на установление права выбора налогоплательщика в отношении методов определения соответствия цен.

20.

Статья 1


Абзац 127 пункта 4:

"6) рентабельность активов, определяемая как отношение прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в контролируемой сделке.".

Статья 1


Пункт 4 после абзаца 127 дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Налогоплательщик вправе самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения определять использование конкретных показателей рентабельности.".

Статья 1


Абзацы 127 и 128 пункта 4:

"6) рентабельность активов, определяемая как отношение прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в контролируемой сделке.

Налогоплательщик вправе самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения определять использование конкретных показателей рентабельности.".


21.

Статья 1


Абзац 140 пункта 4:

"Выбор указанных организаций осуществляется с учетом их отраслевой специфики и соответствующих видов деятельности, осуществляемых ими в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, относительно контролируемой сделки.".

Статья 1


Абзац 140 пункта 4 после слов "отраслевой специфики" дополнить словами ", оценки положения организаций на рынке, объема сделок".

Статья 1


Абзац 140 пункта 4:

"Выбор указанных организаций осуществляется с учетом их отраслевой специфики, оценки положения организаций на рынке, объема сделок и соответствующих видов деятельности, осуществляемых ими в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, относительно контролируемой сделки.".


22.

Статья 1


Абзац 160 пункта 4:

"4. В случае, если цена, примененная в контролируемой сделке, меньше минимального значения интервала рыночных цен, определенного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует минимальному значению интервала рыночных цен.".

Статья 1


Абзац 160 пункта 4 после слов "В случае, если цена" дополнить словом "реализации".

Статья 1


Абзац 160 пункта 4:

"4. В случае, если цена реализации, примененная в контролируемой сделке, меньше минимального значения интервала рыночных цен, определенного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует минимальному значению интервала рыночных цен.".


23.

Статья 1


Абзац 161 пункта 4:

"Если цена, примененная в контролируемой сделке, превышает максимальное значение интервала рыночных цен, определенного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует максимальному значению интервала рыночных цен.".

Статья 1


Абзац 161 пункта 4 после слов "Если цена" дополнить словом "приобретения".

Статья 1


Абзац 161 пункта 4:

"Если цена приобретения, примененная в контролируемой сделке, превышает максимальное значение интервала рыночных цен, определенного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, для целей налогообложения принимается цена, которая соответствует максимальному значению интервала рыночных цен.".


24.

Статья 1


Абзац 162 пункта 4:

"5. При использовании биржевых котировок интервал рыночных цен определяется на основании цен сделок, предметом которых являются идентичные (однородные) товары, зарегистрированных соответствующей биржей на дату совершения контролируемой сделки, на основе опубликованной либо полученной по запросу информации соответствующей биржи. При этом интервал определяется в порядке, аналогичном порядку, установленному пунктом 1 настоящей статьи. При определении указанного интервала различия условий указанных сделок могут быть учтены посредством соответствующих корректировок.".

Статья 1


Абзац 162 пункта 4 изложить в следующей редакции:

"5. При использовании биржевых котировок интервал рыночных цен определяется на основании цен сделок, пред-метом которых являются идентичные (однородные) товары, зарегистрированных соответствующей биржей на дату совершения контролируемой сделки, на основе опубликованной либо полученной по запросу информации соответствующей биржи. При этом интервалом рыночных цен признается зафиксированный организатором торговли на товарном рынке интервал между минимальной и максимальной ценами сделок с идентичным (однородным) товаром, на дату совершения соответствующей сделки с учетом пункта 2 настоящей статьи. При определении указанного интервала различия условий указанных сделок могут быть учтены посредством соответствующих корректировок.".

Статья 1


Абзац 162 пункта 4:

"5. При использовании биржевых котировок интервал рыночных цен определяется на основании цен сделок, предметом которых являются идентичные (однородные) товары, зарегистрированных соответствующей биржей на дату совершения контролируемой сделки, на основе опубликованной либо полученной по запросу информации соответствующей биржи. При этом интервалом рыночных цен признается зафиксированный организатором торговли на товарном рынке интервал между минимальной и максимальной ценами сделок с идентичным (однородным) товаром, на дату совершения соответствующей сделки с учетом пункта 2 настоящей статьи. При определении указанного интервала различия условий указанных сделок могут быть учтены посредством соответствующих корректировок.".

Цена товара, сформированная путем конкуренции спроса и предложения на организованном рынке (на товарной бирже) является рыночной ценой. Такая цена в полной мере соответствует экономическому смыслу рыночной цены независимо от того является ли максимальной, минимальной или находящейся в интервале между ними ценой, поскольку любая из цен, зарегистрированная в процессе организованных торгов является рыночной, за исключением случаев, когда такая цена образована путем манипуляций (злоупотреблений). В противном случае при осуществлении выборки, предусмотренной Законопроектом, "отсекаются крайние" уровни цен, условия формирования которых являются рыночными. Например, договором может быть предусмотрена в качестве цены сделки цена, зафиксированная организатором торгов на конец торгового дня. При этом такая цена может быть минимальной за этот торговый день, в результате чего при использовании предлагаемого в Законопроекте метода справедливая цена на конец торгового дня не может учитываться для целей налогообложения и будет пересчитана, что является недопустимым. Аналогичный предлагаемому принцип определения цены товара содержится в пункте 5 статьи 280 НК РФ в отношении ценных бумаг, также являющихся объектом биржевой торговли.

25.

Статья 1


Абзацы 247-253 пункта 4:

"1) при совершении сделок между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом.

К таким сделкам приравниваются сделки, когда одно из двух взаимозависимых лиц выступает в качестве продавца в сделке купли-продажи товаров с третьим лицом, а это третье лицо выступает в качестве продавца в сделке купли-продажи тех же самых товаров со вторым из двух взаимозависимых лиц.

Указанное положение распространяется на сделки купли-продажи одних и тех же товаров, последовательно совершенные с участием нескольких третьих лиц, когда продавец в первой сделке и покупатель в последней сделке являются взаимозависимыми лицами, а сторонами сделок, совершенных между первой и последней сделками, являются третьи лица.

Положения настоящего пункта применяются относительно сделок, указанных в настоящем подпункте и не являющихся сделками в области внешней торговли, только в случаях, когда сумма доходов и расходов от всех таких сделок между взаимозависимыми лицами, совершенных в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемой сделки), превышает 1000 млн. рублей, либо при наличии одного из следующих обстоятельств:

предметом сделки (одним из предметов сделки) является товар, признаваемый объектом налогообложения налога на добычу полезных ископаемых и облагаемый по адвалорной налоговой ставке;

хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога;

хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если в рамках такой деятельности заключена соответствующая сделка);".

Статья 1


Абзацы 247-253 пункта 4 изложить в следующей редакции:

"1) при совершении сделок между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом.

Положения настоящего пункта применяются относительно сделок, указанных в настоящем подпункте и не являющихся сделками в области внешней торговли, только в случаях, когда финансовый результат от всех таких сделок между взаимозависимыми лицами, совершенных в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемой сделки), превышает 1000 млн. рублей (для налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших, - 50000 млн. рублей), либо при наличии одного из следующих обстоятельств:

предметом сделки (одним из предметов сделки) является товар, признаваемый объектом налогообложения налога на добычу полезных ископаемых и облагаемый по адвалорной налоговой ставке;

хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если в рамках такой деятельности заключена соответствующая сделка);".

Статья 1


Абзацы 247-253 пункта 4:

"1) при совершении сделок между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом.

Положения настоящего пункта применяются относительно сделок, указанных в настоящем подпункте и не являющихся сделками в области внешней торговли, только в случаях, когда финансовый результат от всех таких сделок между взаимозависимыми лицами, совершенных в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемой сделки), превышает 1000 млн. рублей (для налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших, - 50000 млн. рублей), либо при наличии одного из следующих обстоятельств:

предметом сделки (одним из предметов сделки) является товар, признаваемый объектом налогообложения налога на добычу полезных ископаемых и облагаемый по адвалорной налоговой ставке;

хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если в рамках такой деятельности заключена соответствующая сделка);".

Предлагаемые изменения направлены на исключение неопределенности в порядке определения контролируемых сделок налогоплательщиками при отсутствии возможности по установлению всей цепочки сделок при их заключении и последующем анализе для признания такой сделки контролируемой.

Также предлагается повысить ценовой критерий признания сделки контролируемой для крупнейших налогоплательщиков, что позволит оптимизировать исполнение положений Законопроекта в целях формирования реальной группы контролируемых сделок, поскольку к контролируемым сделкам относится, по разным оценкам, более 75% совершаемых банками сделок, подлежащих дополнительному контролю.

26.

Статья 1


Абзац 256 пункта 4:

"3) при совершении сделок между российскими организациями (иностранными организациями через их постоянные представительства в Российской Федерации, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации) и лицами, местом нахождения (местом жительства) которых являются государства и территории, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса, либо если бенефициарами по таким сделкам являются лица, включенные в указанный перечень.".

Статья 1


Из абзаца 256 пункта 4 слова "либо если бенефициарами по таким сделкам являются лица, включенные в указанный перечень" исключить.

Статья 1


Абзац 256 пункта 4:

"3) при совершении сделок между российскими организациями (иностранными организациями через их постоянные представительства в Российской Федерации, физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации) и лицами, местом нахождения (местом жительства) которых являются государства и территории, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса.".

Поправка направлена на исключение необоснованного наложения на налогоплательщика дополнительной обязанности устанавливать бенефициара по сделке при заключении сделки с указанными лицами.

27.

Статья 1


Абзацы 259-278 пункта 4:

"Статья 105.16. Подготовка и представление документов, обосновывающих применение цен для целей налогообложения

1. Для обоснования соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, которые указаны в подпункте 1 пункта 1 статьи 105.15 настоящего Кодекса, рыночным ценам, налогоплательщик составляет в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) документы (документ), содержащие следующие сведения:

1) о деятельности налогоплательщика и лица (нескольких лиц), совершивших контролируемую сделку, связанной с этой сделкой, а также о контролируемой сделке:

сведения об организационной структуре налогоплательщика;

перечень лиц (с указанием государств, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка, описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования, условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочую информацию о сделке;

сведения о функциях лиц, принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках и используемых активах, связанных с этой контролируемой сделкой;

2) о методах, использованных при определении соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночным ценам:

описание методов, источников информации и других данных, которые использовались при определении соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночным ценам;

обоснование выбора метода, используемого при определении соответствия цены сделки рыночным ценам для целей налогообложения;

расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;

сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;

сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и других исключительных прав (при наличии соответствующих обстоятельств);

прочие факторы, которые оказали влияние на цену, примененную в контролируемой сделке, в том числе сведения о рыночной стратегии лица, совершившего контролируемую сделку, если эта рыночная стратегия оказала влияние на цену, примененную в этой контролируемой сделке (при наличии соответствующих обстоятельств).

При этом выбор метода, используемого при определении рыночных цен, расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) производятся с учетом положений, предусмотренных главой 14.3 настоящего Кодекса.

2. Для обоснования соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, которые указаны в подпунктах 2-3 пункта 1 статьи 105.15 настоящего Кодекса, рыночным ценам налогоплательщик составляет в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) документы (документ), содержащие обоснование примененных в таких сделках цен, включая информацию, которая использовалась при определении соответствия цен сделок рыночным ценам, сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цены сделок (при наличии соответствующих обстоятельств).

3. Документы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть составлены по группе однородных сделок.

4. Указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи документы, истребованные в установленном порядке у налогоплательщика федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, но не ранее 1 апреля года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки, должны быть представлены налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.

5. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются в случаях, когда сумма доходов и расходов от всех контролируемых сделок, совершенных в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает 10 млн. рублей.

6. Положения пунктов 1-5 настоящей статьи не применяются в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, нормативными правовыми актами иностранных государств или уполномоченных органов применяются регулируемые цены.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются на налоговых агентов.".

Статья 1


Абзацы 259-278 пункта 4 исключить.

Статья 1

Данные поправки направлены на изменение подхода при проведении проверок правильности применения цен для целей налогообложения, исходя из презумпции невиновности налогоплательщика. В этой связи бремя доказывания отклонения примененных налогоплательщиком цен от рыночных необходимо возложить на налоговые органы (см. пункт 8 настоящей таблицы поправок к Законопроекту).

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.17 НК РФ (в редакции Законопроекта) налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы сведения только о совершенных им в календарном году контролируемых сделках, а не обо всех сделках, потенциально подлежащим контролю. Полагаем, что налоговые органы вправе истребовать в рамках проведения проверок документы и сведения о контролируемой сделке, указанной в уведомлении.

28.

Статья 1


Абзац 279 пункта 4:

"Статья 105.17. Уведомление о контролируемых сделках".

Статья 1


Абзац 279 пункта 4: изложить в следующей редакции:

"Статья 105.16. Уведомление о контролируемых сделках".

Статья 1


Абзац 279 пункта 4:

"Статья 105.16. Уведомление о контролируемых сделках".


29.

Статья 1


Абзац 280 пункта 4:

"1. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы сведения о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.15 настоящего Кодекса, если сумма доходов и расходов от всех таких сделок, совершенных в этом году налогоплательщиком с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает 10 млн. рублей.".

Статья 1


В абзаце 280 пункта 4 слова "если сумма доходов и расходов от всех таких сделок, совершенных в этом году налогоплательщиком с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает 10 млн. рублей." исключить.

Статья 1


Абзац 280 пункта 4:

"1. Налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговые органы сведения о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.15 настоящего Кодекса".


30.

Статья 1


Абзац 290 пункта 4:

"4) цена за единицу измерения (при возможности ее указания) товара (работы, услуги) по договору (контракту) без учета акциза и налога на добавленную стоимость либо рентабельность;".

Статья 1


Из абзаца 290 пункта 4 слова "либо рентабельность" исключить.

Статья 1


Абзац 290 пункта 4:

"4) цена за единицу измерения (при возможности ее указания) товара (работы, услуги) по договору (контракту) без учета акциза и налога на добавленную стоимость;".


31.

Статья 1


Абзац 291 пункта 4:

5) применяемые методы определения рыночной цены;".

Статья 1


Абзац 291 пункта 4 изложить в следующей редакции:

"5) сведения о принимаемых сторонами экономических (коммерческих) рисках и используемых активах, связанных с этой контролируемой сделкой, которые налогоплательщик принимал во внимание при ее заключении.".

Статья 1


Абзац 291 пункта 4:

"5) сведения о принимаемых сторонами экономических (коммерческих) рисках и используемых активах, связанных с этой контролируемой сделкой, которые налогоплательщик принимал во внимание при ее заключении.".


32.

Статья 1


Абзац 292 пункта 4:

"6) произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы с целью обеспечения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения (в случае осуществления соответствующих корректировок налогоплательщиком самостоятельно).".

Статья 1


Абзац 292 пункта 4 исключить.

Статья 1


Абзац 292 пункта 4.


33.

Статья 1


Абзац 295 пункта 4:

"6. В случае, если налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обнаружил факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, указанный налоговый орган самостоятельно направляет эту информацию и сведения о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.".

Статья 1


Пункт 4 после абзаца 295 дополнить новым абзацем 296 следующего содержания:

"7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (а в случаях, установленных настоящим Кодексом, налоговый орган, к компетенции которого отнесен налоговый контроль за соблюдением крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах) при проведении налоговой проверки соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным или регулируемым ценам вправе истребовать иные документы и сведения, которые подлежат представлению налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.".

Статья 1


Абзацы 295 и 296 пункта 4:

"6. В случае, если налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обнаружил факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, указанный налоговый орган самостоятельно направляет эту информацию и сведения о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (а в случаях, установленных настоящим Кодексом, налоговый орган, к компетенции которого отнесен налоговый контроль за соблюдением крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах) при проведении налоговой проверки соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным или регулируемым ценам вправе истребовать иные документы и сведения, которые подлежат представлению налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.".


34.

Статья 1


Абзац 298 пункта 4:

"1. Проверка соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным или регулируемым ценам (далее в настоящей статье - проверка), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании сведений, полученных в соответствии со статьями 105.16 и 105.17 настоящего Кодекса.".

Статья 1


Пункт 4 после абзаца 298 дополнить новым абзацем 299 следующего содержания:

"Проверка организаций, отнесенных в соответствии с настоящим Кодексом, к категории крупнейших налогоплательщиков, проводится налоговым органом, осуществившим постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса.".

Статья 1


Абзацы 298 и 299 пункта 4:

"1. Проверка соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным или регулируемым ценам (далее в настоящей статье - проверка), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, только в отношении сделок, соответствующих критериям, предусмотренным статьей 105.15 настоящего Кодекса, на основании сведений, полученных в соответствии со статьей 105.16 настоящего Кодекса.

Проверка организаций, отнесенных в соответствии с настоящим Кодексом, к категории крупнейших налогоплательщиков, проводится налоговым органом, осуществившим постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса".

Поправки направлены на исключение двойного контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков со стороны ФНС России, поскольку контроль за их деятельностью осуществляется в текущем режиме на федеральном уровне межрегиональными инспекциями по налогам и сборам.

В целях устранения возможности неоднозначного толкования порядка налогового контроля соответствия цены сделки рыночным ценам необходимо указать, что налоговая проверка,т.е. перерасчет налогооблагаемой базы по НДС и налогу на прибыль осуществляется только в отношении сделок, указанных в статье 105.15 НК РФ (в редакции Законопроекта).

35.

Статья 1


Абзац 299 пункта 4:

"2. Проверка проводится должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя).".

Статья 1


Пункт 4 после абзаца 299 дополнить новым абзацем 300 следующего содержания:

Проверка организации - крупнейшего налогоплательщика проводится должностными лицами налогового органа, к компетенции которого отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя).".

Статья 1


"2. Проверка проводится должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя).

Проверка организации - крупнейшего налогоплательщика проводится должностными лицами налогового органа, к компетенции которого отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя).".

Поправки направлены на исключение двойного контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков со стороны ФНС России, поскольку контроль за их деятельностью осуществляется в текущем режиме на федеральном уровне межрегиональными инспекциями по налогам и сборам.

В целях устранения возможности неоднозначного толкования порядка налогового контроля соответствия цены сделки рыночным ценам необходимо указать, что налоговая проверка,т.е. перерасчет налогооблагаемой базы по НДС и налогу на прибыль осуществляется только в отношении сделок, указанных в статье 105.15 НК РФ (в редакции Законопроекта).

36.

Статья 1


Абзац 313 пункта 4:

"12. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих вправе в течение 15 дней со дня получения акта представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.".

Статья


Пункт 4 после абзаца 313 дополнить новым абзацем 314 следующего содержания:

"13. Пункты 4-12 настоящей статьи не применяются при проведении проверки крупнейших налогоплательщиков.".

Статья 1


Абзацы 313 и 314 пункта 4:

"12. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих вправе в течение 15 дней со дня получения акта представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

13. Пункты 4-12 настоящей статьи не применяются при проведении проверки крупнейших налогоплательщиков.".

Изменения направлены на исключение двойного контроля крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне, а также на снижение административной нагрузки на налогоплательщиков.

Предлагается проводить налоговые проверки соответствия цен в рамках существующей на данный момент системы проверок.

37.

Статья 1


Абзац 321 пункта 4:

"В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 105.3, статьей 105.4, пунктами 4 и 5 статьи 105.9, пунктом 6 статьи 105.10, пунктом 6 статьи 105.11, пунктами 4 и 6 статьи 105.12, пунктами 7 и 9 статьи 105.13 настоящего Кодекса, если отклонение цен от рыночных или регулируемых цен влечет занижение сумм налогов, налогоплательщики (налоговые агенты) вправе самостоятельно исчислить и уплатить (перечислить) суммы налогов, рассчитанные исходя из оценки результатов сделок в соответствии с пунктом 3 статьи 105.3, статьей 105.4, пунктами 4 и 5 статьи 105.9, пунктом 6 статьи 105.10, пунктом 6 статьи 105.11, пунктами 4 и 6 статьи 105.12, пунктами 7 и 9 статьи 105.13 настоящего Кодекса, а также уплатить причитающиеся пени.".

Статья 1


В абзаце 321 пункта 4 слова "а также уплатить причитающиеся пени" исключить.

Статья 1


Абзац 321 пункта 4:

"В случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 105.3, статьей 105.4, пунктами 4 и 5 статьи 105.9, пунктом 6 статьи 105.10, пунктом 6 статьи 105.11, пунктами 4 и 6 статьи 105.12, пунктами 7 и 9 статьи 105.13 настоящего Кодекса, если отклонение цен от рыночных или регулируемых цен влечет занижение сумм налогов, налогоплательщики (налоговые агенты) вправе самостоятельно исчислить и уплатить (перечислить) суммы налогов, рассчитанные исходя из оценки результатов сделок в соответствии с пунктом 3 статьи 105.3, статьей 105.4, пунктами 4 и 5 статьи 105.9, пунктом 6 статьи 105.10, пунктом 6 статьи 105.11, пунктами 4 и 6 статьи 105.12, пунктами 7 и 9 статьи 105.13 настоящего Кодекса.".


38.

Статья 1


Абзац 336 пункта 4:

"2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, о контролируемых сделках, по которым налогоплательщиком предлагается заключить соглашение о ценообразовании, информация, используемая для определения соответствия цены сделки рыночным ценам, а также другие документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 105.16 настоящего Кодекса;".

Статья 1


В абзаце 336 пункта 4 слова

", информация, используемая для определения соответствия цены сделки рыночным ценам, а также другие документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 105.16 настоящего Кодекса" исключить.

Статья 1


Абзац 336 пункта 4:

"2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, о контролируемых сделках, по которым налогоплательщиком предлагается заключить соглашение о ценообразовании;".

Предлагаемые поправки согласуются с предложением, содержащимся в пункте 27 настоящей таблицы поправок к Законопроекту, в части исключения статьи 105.16 НК РФ (в редакции Законопроекта) из Законопроекта.

39.

Статья 1


Абзац 3 пункта 8:

"Неуплата или неполная уплата (неправомерное неперечисление или неполное перечисление) налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога в результате применения цены в контролируемой сделке, не соответствующей рыночным ценам, и неправомерное непредставление в установленный срок этим налогоплательщиком (налоговым агентом) по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, полного комплекта документов, предусмотренных статьей 105.16 настоящего Кодекса, или представление документов, содержащих недостоверные сведения, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной (непере-численной) суммы налога, подлежащей уплате (доплате), но не менее 30000 рублей.".

Статья 1


Из абзаца 3 пункта 8 слова "и неправомерное непредставление в установленный срок этим налогоплательщиком (налоговым агентом) по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, полного комплекта документов, предусмотренных статьей 105.16 настоящего Кодекса или представление документов, содержащих недостоверные сведения," исключить.

Статья 1


Абзац 3 пункта 8:

"Неуплата или неполная уплата (неправомерное неперечисление или неполное перечисление) налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога в результате применения цены в контролируемой сделке, не соответствующей рыночным ценам, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной (неперечисленной) суммы налога, подлежащей уплате (доплате), но не менее 30000 рублей. ".


40.

Статья 2


Подпункт "а" пункта 1:

"а) в абзаце первом пункта 1 цифры "40" заменить цифрами "105.3";".

Статья 2


Подпункт "а" пункта 1 изложить в следующей редакции:

"а) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:

"1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых по контролируемым сделкам, указанным в статье 105.15 настоящего Кодекса в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.".

Статья 2


Подпункт "а" пункта 1:

"а) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:

"1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых по контролируемым сделкам, указанным в статье 105.15 настоящего Кодекса в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.".

Предлагаемая поправка направлена на исключение возможности проведения налоговыми органами проверки любой облагаемой НДС операции на соответствие рыночной цене.

41.

Статья 4


Пункт 6:

"6. Статьи 105.16-105.18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 января 2016 года применяются в случаях, когда сумма доходов и расходов от всех контролируемых сделок, совершенных в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:

в 2011 году - 100 млн. рублей;

в 2012 году - 80 млн. рублей;

в 2013 году - 60 млн. рублей;

в 2014 году - 40 млн. рублей;

в 2015 году - 20 млн. рублей.".

Статья 4


Изложить пункт 6 в следующей редакции:

"6. Статьи 105.15-105.17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 января 2016 года применяются в случаях, когда финансовый результат от всех контролируемых сделок, совершенных в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:

в 2011 году - 5000 млн. рублей;

в 2012 году - 4000 млн. рублей;

в 2013 году - 3500 млн. рублей;

в 2014 году - 3000 млн. рублей;

в 2015 году - 2000 млн. рублей,

а для крупнейших налогоплательщиков - превышает соответственно:

в 2011 году - 10000 млн. рублей;

в 2012 году - 9000 млн. рублей;

в 2013 году - 8500 млн. рублей;

в 2014 году - 7000 млн. рублей;

в 2015 году - 6000 млн. рублей."

Статья 4


Пункт 6:

"6. Статьи 105.15-105.17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 января 2016 года применяются в случаях, когда финансовый результат от всех контролируемых сделок, совершенных в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:

в 2011 году - 5000 млн. рублей;

в 2012 году - 4000 млн. рублей;

в 2013 году - 3500 млн. рублей;

в 2014 году - 3000 млн. рублей;

в 2015 году - 2000 млн. рублей,

а для крупнейших налогоплательщиков - превышает соответственно:

в 2011 году - 10000 млн. рублей;

в 2012 году - 9000 млн. рублей;

в 2013 году - 8500 млн. рублей;

в 2014 году - 7000 млн. рублей;

в 2015 году - 6000 млн. рублей.".

В связи с исключением соответствующих положений о том, что сделки, не являющиеся контролируемыми, подлежат проверке, из статей  05.16-105.18 НК РФ (в редакции Законопроекта) предлагается установить в течение переходного периода (2011-2015 годов) шкалу для оценки признания сделки контролируемой.

42.

Статья 4


Новый пункт.

Статья 4


Дополнить новым пунктом 7 следующего содержания:

"7. Статьи 129.3-129.5 главы 16 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) вступают в силу с 1 января 2014 года.".

Статья 4


Пункт 7:

"7. Статьи 129.3-129.5 главы 16 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) вступают в силу с 1 января 2014 года.".

Предлагается ввести мораторий на 3 года с 01.01.2011 года на применение штрафных санкций к налогоплательщикам.



Письмо Ассоциации российских банков от 13 сентября 2010 г. N А-01/5-674 "О поправках к проекту федерального закона N 305289-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение