Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 305289-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Законопроект).
Целью Законопроекта является упорядочение и повышение эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, уточнение перечня взаимозависимых лиц и совершенствование основ определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным (регулируемым) ценам для целей налогообложения, создание действенных механизмов противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов.
Идея Законопроекта заслуживает одобрения и поддержки. Однако принятие ряда положений Законопроекта может привести к возникновению неблагоприятных последствий в деятельности налогоплательщиков, в частности кредитных организаций.
Так, например, положительной оценки заслуживают положения Законопроекта, предусматривающие возможность заключения налогоплательщиками и налоговыми органами предварительных соглашений о порядке определения цен (методов) в соответствии с главами 14.2 и 14.3 НК РФ (в редакции Законопроекта) и применения цен по контролируемым сделкам для целей налогообложения в течение срока его действия. Заключение такого предварительного соглашения должно исключить предъявление налоговыми органами претензий к налогоплательщикам по оптимизации налогов.
Законопроект содержит также и другие положительные новации.
Наряду с этим в Законопроекте имеется ряд недостатков, к которым, в частности относится введение положения о налоговом контроле процентных ставок по кредитам, что значительно сужает возможности эффективного кредитования предприятий. Величина процентных ставок по кредитам зависит от множества факторов, включая стоимость привлечения банками ресурсов, существующую конъюнктуру рынка, оценку банком финансового состояния заемщика, предоставляемого обеспечения, и в этой связи может значительно различаться у разных банков. Кроме того, методы, предусмотренные главой 14.3 НК РФ (в редакции Законопроекта), не позволяют объективно оценить устанавливаемые банками размеры процентных ставок по кредитам. В этой связи полагаем целесообразным исключить данные положения из Законопроекта или внести соответствующие поправки, смягчающие порядок осуществления налогового контроля за размером процентных ставок по кредитам.
Также, по мнению банковского сообщества, негативными являются положения Законопроекта, ужесточающие существующие правила контроля за трансфертными ценами в части уплаты НДС. Принятие Законопроекта в предлагаемой редакции приведет к тому, что любая облагаемая НДС операция будет проверяться налоговыми органами на соответствие рыночным ценам. Действующая в настоящее время редакция НК РФ наделяет налоговые органы правом проверять правильность применения цен по сделкам лишь в строго определенных случаях. Согласно Законопроекту контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами, внешнеторговые сделки с товарами биржевой торговли (нефтью, черными и цветными металлами, драгоценными металлами), а также сделки, одна из сторон которых зарегистрирована на территории иностранного государства, применяющего режим налогообложения, согласно которому не предоставляется информация налоговым органам Российской Федерации. Таким образом, налоговой проверке на соответствие рыночной цены может быть подвергнута любая сделка.
Кроме того, необходимо отметить, что размер санкций, предусмотренных статьями 129.3, 129.4 и 129.5 НК РФ (в редакции Законопроекта) явно не соответствует масштабам правонарушений. Так, предусмотренный Законопроектом размер штрафа, в частности за применение цены в контролируемой сделке, не соответствующей рыночным ценам, составляет 40% от суммы недоимки, а с учетом правил статьи 112 НК РФ (в действующей редакции) при повторном правонарушении может вырасти до 80%. В этой связи полагаем целесообразным привести размер санкций, предлагаемых в Законопроекте, в соответствие с размерами санкций, установленными НК РФ в действующей редакции.
Необходимо отметить, что Законопроект также содержит большое количество оценочных понятий и терминов, которым не дано определение (например, "консолидированная группа налогоплательщиков", "рыночная стратегия" и др.) а также нечеткие формулировки, допускающие неоднозначное толкование, что не способствует достижению целей Законопроекта и создает предпосылки для возникновения налоговых споров.
Таким образом, Законопроект нуждается в серьезной и тщательной доработке.
В этих целях Ассоциацией российских банков при участии кредитных организаций подготовлена таблица поправок к Законопроекту (прилагается).
Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас учесть предложения банковского сообщества при доработке Законопроекта ко второму чтению.
Приложение на 54 л.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 13 сентября 2010 г. N А-01/5-674 "О поправках к проекту федерального закона N 305289-5 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения"
Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)