Письмо Ассоциации российских банков от 25 августа 2010 г. N А-05/5-627 "О внесении изменения в ст. 93.1 НК РФ не позволяющее должностным лицам налоговых органов, проводящим налоговые проверки, истребовать у банков документы и информацию о контрагентах проверяемых налогоплательщиков"

Письмо Ассоциации российских банков от 25 августа 2010 г. N А-05/5-627
"О внесении изменения в ст. 93.1 НК РФ не позволяющее должностным лицам налоговых органов, проводящим налоговые проверки, истребовать у банков документы и информацию о контрагентах проверяемых налогоплательщиков"


В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Вместе с тем, в практике кредитных организаций имеют место случаи, когда налоговые органы, ссылаясь на статью 93.1 НК РФ, запрашивают документы (например, договор банковского счета, юридическое дело клиента, карточки с образцами подписей и оттиска печати), связанные с открытием и ведением банковского счета клиента банка, в отношении которого не проводится налоговая проверка.

Принимая во внимание требования Главы 45 "Банковский счет" ГК РФ, договор банковского счета, заключенный кредитной организацией с контрагентом проверяемого налогоплательщика, и иные предусмотренные Инструкцией Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" документы, связанные с заключением и исполнением этого договора, не содержат информации, которая может быть необходима налоговому органу для осуществления контроля за соблюдением проверяемым налогоплательщиком норм Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку содержат сведения только о его контрагенте.

Таким образом, в рамках проверки налогоплательщика требования налоговых органов о предоставлении банком договора банковского счета, заключенного с контрагентом проверяемого налогоплательщика, а также юридического дела и карточек с образцами подписей и оттиска печати являются неправомерными, поскольку связаны исключительно с деятельностью клиента банка, в отношении которого данный налоговый орган налоговую проверку не проводит.

Из норм статей 31, 82, 86 и 93.1 НК РФ следует, что налоговые органы вправе запрашивать у банков только те документы и информацию, которые связаны с осуществлением контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов клиентами банка.

Вместе с тем, при непредставлении кредитными организациями сведений о контрагенте проверяемого налогоплательщика некоторые налоговые органы привлекают банки к ответственности.

Кроме того, исполнение запросов налоговых органов о предоставлении информации о контрагентах проверяемых налогоплательщиков приводит к дополнительным необоснованным расходам кредитных организаций.

Для устранения неоднозначного толкования норм статьи 93.1 НК РФ, недопущения со стороны налоговых органов необоснованных запросов, а также в целях сокращения расходов кредитных организаций Ассоциацией российских банков подготовлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект), предусматривающий положение, не позволяющее должностным лицам налоговых органов, проводящим налоговые проверки, истребовать у банков документы и информацию о контрагентах проверяемых налогоплательщиков. Подробное обоснование необходимости принятия Законопроекта содержится в пояснительной записке к Законопроекту.

Принимая во внимание важность решения означенной проблемы для банковского сообщества, Ассоциация российских банков просит Вас внести Законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы.

Приложение на 6 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Проект


Федеральный закон
"О внесении изменения в статью 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"


Статья 1

Абзац первый пункта 1 статьи 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; N 32, ст. 3341; 2001, N 53, ст. 5016, 5026; 2002, N 1, ст. 2; 2003, N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2873; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 45, ст. 4377; 2005, N 45, ст. 4585; 2006, N 6, ст. 636; N 31 (1 ч.), ст. 3436) дополнить предложением следующего содержания:

"Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, не вправе истребовать у банка документы и информацию о контрагенте проверяемого налогоплательщика.".


Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации



Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"


Предлагаемые в проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект) поправки, прежде всего, обусловлены необходимостью уточнения норм пункта 1 статьи 93.1 НК РФ в целях соблюдения требований налогового законодательства, регулирующего порядок проведения налоговых проверок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Пунктом 2 статьи 87 НК РФ установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ). При истребовании информации относительно конкретной сделки указываются сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 НК РФ).

Таким образом, в статье 93.1 НК РФ установлено право налоговых органов истребовать документы (информацию) у контрагентов налогоплательщика и у иных лиц, к которым могут быть отнесены банки, в случае проведения проверки налогоплательщика, а также истребовать информацию о конкретной сделке вне рамок проведения проверок.

Вместе с тем, в практике кредитных организаций имеют место случаи, когда налоговые органы запрашивают документы (например, договор банковского счета, юридическое дело клиента, карточки с образцами подписей и оттиска печати), не связанные с конкретной проверяемой сделкой, а связанные с открытием и ведением банковского счета клиента банка, в отношении которого налоговая проверка не проводится.

Подобные запросы противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.

Принимая во внимание требования Главы 45 "Банковский счет" ГК РФ, договор банковского счета, заключенный кредитной организацией с контрагентом проверяемого налогоплательщика, и иные документы, связанные с заключением и исполнением этого договора, не содержат информации, необходимой налоговому органу для осуществления контроля за соблюдением проверяемым налогоплательщиком норм Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку содержат сведения только о его контрагенте.

Карточки с образцами подписей и оттиска печати являются банковскими документами, подлежат использованию только в целях осуществления расчетов между клиентами, не могут влиять на налоговые отношения или характеризовать деятельность участников налоговых правоотношений.

Более того, проверка информации, содержащейся в карточке с образцами подписей и оттиска печати, оформляемой при открытии банковского счета, вообще не связана с функциями налогового контроля, так как экспертиза документов налогоплательщика, например договоров, в части проверки подлинности подписи и оттиска печати налогоплательщика, выходит за пределы компетенции налоговых органов и не влияет на правильность налогообложения до тех пор, пока соответствующими органами не будет признано, что договор, например, подписан неуполномоченным лицом.

Данная точка зрения основана на нормах статей 31, 82, 86 и 93.1 НК РФ, из которых следует, что налоговые органы вправе запрашивать у банков только те документы и информацию, которые связаны с осуществлением контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов клиентами банка.

Так, согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Позиция о неправомерности истребования у банков документов о деятельности контрагента проверяемого налогоплательщика и карточек с образцами подписей и оттиска печати подтверждается судебной практикой (см. например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2008 по делу N А56-4020/2008, от 10.03.2010 по делу N А56-41688/2009, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2009 N Ф04-3976/209(10033-А27-41), Постановление ФАС Московского округа от 03.07.2009 N КА-А40/5854-08н по делу N А40-48873/07-87-297).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 8 июля 2009 г. следует читать как "Ф04-3976/2009(10033-А27-41)"


Кроме того, формируемое банком при открытии счета юридическое дело клиента банка, являющегося контрагентом проверяемого налогоплательщика, также не содержит информации, связанной с деятельностью проверяемого налогоплательщика.

Так, в соответствии с пунктом 10.2 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" в юридическое дело помещаются:

документы и сведения, представляемые клиентом (его представителем) при открытии банковского счета, (свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

учредительные документы юридического лица, лицензии (разрешения), карточка с образцами подписей и оттиска печати;

документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе), а также документы, представляемые в случае изменения указанных сведений;

договор (договоры) банковского счета, счета по вкладу (депозиту), изменения и дополнения к указанному договору (указанным договорам), другие договоры, определяющие отношения между банком и клиентом по открытию, ведению и закрытию банковского счета, счета по вкладу (депозиту);

документы, касающиеся направления банком сообщений налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета;

переписка банка с клиентом по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту);

утратившие силу карточки с образцами подписей и оттиска печати;

иные документы, касающиеся отношений между клиентом и банком по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту).

Таким образом, в рамках проверки налогоплательщика требования налоговых органов о предоставлении банком договора банковского счета, заключенного с контрагентом проверяемого налогоплательщика, а также юридического дела и карточек с образцами подписей и оттиска печати являются неправомерными, поскольку связаны исключительно с деятельностью клиента банка, в отношении которого данный налоговый орган налоговую проверку не проводит, и не связаны с конкретной заключенной им с проверяемым налогоплательщиком сделкой.

Вместе с тем, при непредставлении кредитными организациями сведений о контрагенте проверяемого налогоплательщика некоторые налоговые органы привлекают банки к ответственности.

Для устранения неоднозначного толкования норм статьи 93.1 НК РФ, недопущения со стороны налоговых органов необоснованных запросов, а также в целях сокращения расходов кредитных организаций в Законопроекте предлагается дополнить пункт 1 статьи 93.1 НК РФ положением, не позволяющим должностным лицам налоговых органов, проводящим налоговые проверки, истребовать у банков документы и информацию о контрагентах проверяемых налогоплательщиков.


Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.


Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 93.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.



Письмо Ассоциации российских банков от 25 августа 2010 г. N А-05/5-627 "О внесении изменения в ст. 93.1 НК РФ не позволяющее должностным лицам налоговых органов, проводящим налоговые проверки, истребовать у банков документы и информацию о контрагентах проверяемых налогоплательщиков"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.