Письмо Ассоциации российских банков от 25 августа 2010 г. N А-01/5-628 "Об обеспечении единообразия судебной практики по вопросу об истребовании налоговыми органами у банков документов и информации о контрагенте проверяемого налогоплательщика"

Письмо Ассоциации российских банков от 25 августа 2010 г. N А-01/5-628
"Об обеспечении единообразия судебной практики по вопросу об истребовании налоговыми органами у банков документов и информации о контрагенте проверяемого налогоплательщика"


Обращение Ассоциации российских банков обусловлено необходимостью выработки единообразного судебного подхода при применении норм Налогового кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании актов налоговых органов, предусматривающих привлечение к ответственности лиц, у которых истребуются документы и информация о контрагенте проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Пунктом 2 статьи 87 НК РФ установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ). При истребовании информации относительно конкретной сделки указываются сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 НК РФ).

Таким образом, в статье 93.1 НК РФ установлено право налоговых органов истребовать документы (информацию) у контрагентов налогоплательщика и у иных лиц, к которым могут быть отнесены, в частности банки, в случае проведения проверки налогоплательщика, а также истребовать информацию о конкретной сделке вне рамок проведения проверок.

Вместе с тем, на практике имеют место случаи, когда налоговые органы запрашивают у кредитных организаций документы (например, договор банковского счета, юридическое дело клиента, карточки с образцами подписей и оттиска печати), не относящиеся к конкретной проверяемой сделке, а связанные с открытием и ведением банковского счета клиента банка, в отношении которого налоговая проверка не проводится.

Подобные запросы противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.

Принимая во внимание требования Главы 45 "Банковский счет" ГК РФ, договор банковского счета, заключенный кредитной организацией с контрагентом проверяемого налогоплательщика, и иные документы, связанные с заключением и исполнением этого договора, не содержат информации, необходимой налоговому органу для осуществления контроля за соблюдением проверяемым налогоплательщиком норм Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку содержат сведения только о его контрагенте, в отношении которого налоговая проверка не проводится, и поэтому не могут характеризовать деятельность проверяемого налогоплательщика.

Карточки с образцами подписей и оттиска печати являются банковскими документами, подлежат использованию только в целях осуществления расчетов между клиентами и никак не могут влиять на налоговые отношения или характеризовать деятельность участников налоговых правоотношений.

Более того, проверка информации, содержащейся в карточке с образцами подписей и оттиска печати, оформляемой при открытии банковского счета, вообще не связана с функциями налогового контроля, так как экспертиза документов налогоплательщика, например, договоров в части проверки подлинности подписи и оттиска печати налогоплательщика выходит за пределы компетенции налоговых органов и не влияет на правильность налогообложения до тех пор, пока соответствующими органами не будет признано, что договор, например, подписан неуполномоченным лицом.

Данная точка зрения основана на нормах статей 31, 82, 86 и 93.1 НК РФ, из которых следует, что при проведении проверок налоговые органы вправе запрашивать у банков лишь те документы и информацию, которые связаны с осуществлением контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов только клиентами банка, поскольку банки не могут располагать документами и информацией о лицах, которые не являются его клиентами.

Так, согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Кроме того, формируемое банком при открытии счета юридическое дело клиента банка, являющегося контрагентом проверяемого налогоплательщика, также не содержит информации, связанной с деятельностью проверяемого налогоплательщика.

Так, в соответствии с пунктом 10.2 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" в юридическое дело помещаются:

документы и сведения, представляемые клиентом (его представителем) при открытии банковского счета, (свидетельство о государственной регистрации юридического лица; учредительные документы юридического лица, лицензии (разрешения), карточка с образцами подписей и оттиска печати; документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе), а также документы, представляемые в случае изменения указанных сведений;

договор (договоры) банковского счета, счета по вкладу (депозиту), изменения и дополнения к указанному договору (указанным договорам), другие договоры, определяющие отношения между банком и клиентом по открытию, ведению и закрытию банковского счета, счета по вкладу (депозиту);

документы, касающиеся направления банком сообщений налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета;

переписка банка с клиентом по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту);

утратившие силу карточки с образцами подписей и оттиска печати;

иные документы, касающиеся отношений между клиентом и банком по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту).

Таким образом, в рамках проверки налогоплательщика требования налоговых органов о предоставлении банком договора банковского счета, заключенного с контрагентом проверяемого налогоплательщика, а также юридического дела и карточек с образцами подписей и оттиска печати являются неправомерными, поскольку связаны исключительно с деятельностью клиента банка, в отношении которого данный налоговый орган налоговую проверку не проводит.

Вместе с тем, при непредставлении кредитными организациями сведений о контрагенте проверяемого налогоплательщика некоторые налоговые органы привлекают банки к ответственности.

По делам об оспаривании решений налоговых органов о привлечении лиц, в том числе банков, у которых запрашиваются документы и информация о контрагенте проверяемого налогоплательщика, складывается противоречивая судебная практика. Так, одни арбитражные суды признают действия налоговых органов об истребовании у банков документов о деятельности контрагента проверяемого налогоплательщика и карточек с образцами подписей и оттиска печати неправомерными (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 по делу N А56-29664/2007, от 02.10.2008 по делу N А56-4020/2008, от 10.03.2010 по делу N А56-41688/2009, от 26.02.2010 по делу N А56-28832/2009, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2009 N Ф04-3976/209(10033-А27-41), Постановление ФАС Московского округа от 03.07.2009 N КА-А40/5854-08н по делу N А40-48873/07-87-297). При этом другие арбитражные суды полагают, что истребование таких документов соответствует законодательству (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2008 N А33-13491/07-Ф02-679/08 и Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.11.2009 по делу N А 43-11869/2009-31-282).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 8 июля 2009 г. следует читать как "Ф04-3976/2009(10033-А27-41)"


Учитывая изложенное, Ассоциация российских банков на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 10 и статьи 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" просит Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассмотреть означенную проблему на Президиуме ВАС России в целях обобщения практики применения арбитражными судами нормы пункта 1 статьи 93.1 НК РФ в части правомерности истребования налоговыми органами у банков и иных лиц документов и информации о контрагентах проверяемых налогоплательщиков либо дать разъяснения по указанному вопросу.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 25 августа 2010 г. N А-01/5-628 "Об обеспечении единообразия судебной практики по вопросу об истребовании налоговыми органами у банков документов и информации о контрагенте проверяемого налогоплательщика"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.