Письмо Ассоциации российских банков от 11 октября 2010 г. N А-01/5-775 "О национальной платежной системе"

Письмо Ассоциации российских банков от 11 октября 2010 г. N А-01/5-775
"О национальной платежной системе"


Центральным банком Российской Федерации при активном участии заинтересованных ведомств, Ассоциации российских банков и кредитных организаций разработаны проекты федеральных законов "О национальной платежной системе" (далее - Законопроект об НПС) и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Законопроект о внесении изменений) (далее - вместе именуются Законопроекты), которые в настоящее время внесены в Правительство РФ. Основная идея Законопроектов получила одобрение и поддержку банковского сообщества. Уверены, что скорейшее принятие Законопроектов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации будет способствовать решению многих проблем, имеющих высокое практическое значение для субъектов национальной платежной системы и, в частности, для кредитных организаций.

В этой связи полагаем необходимым отметить следующие положительные моменты Законопроектов.

1. Законопроект об НПС.

В Законопроекте об НПС впервые для российского законодательства указаны легальные определения таких понятий, как "национальная платежная система", "платежная инфраструктура", "платежная система", "электронные деньги", "обмен электронными сообщениями" и др. Данное обстоятельство является необходимым условием для должного правового обеспечения платежных инноваций, появившихся вследствие современного технологического развития.

В Законопроекте об НПС сформулированы специальные положения, устанавливающие требования к деятельности различных субъектов национальной платежной системы.

Следует признать конструктивными положения Законопроекта об НПС, определяющие электронные деньги в качестве самостоятельного объекта прав и регламентирующие отношения, связанные с ними. При этом отметим, что данные нормы сформулированы с учетом накопленного в России опыта правоприменительной практики по сходным вопросам.

Особое внимание необходимо обратить на компромиссные положения статьи 5 Законопроекта об НПС, согласно которым операторами электронных денег будут являться кредитные организации, т.е. действующие эмитенты электронных денег смогут получить правовой статус оператора небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Для указанного вида небанковских кредитных организаций будут установлены смягченные требования по минимальному размеру собственных средств (капитала), пруденциальным нормативам и финансовой отчетности. Лицам, не являющимся операторами электронных денег, запрещается быть обязанным по электронным деньгам и осуществлять перевод электронных денег. Данные положения позволят максимально защитить интересы граждан, которые будут использовать электронные деньги, и сохранить сложившуюся инфраструктуру обеспечения функционирования электронных денег.

Прогрессивной правовой новеллой Законопроекта об НПС является урегулирование вопросов функционирования трансграничных платежных систем.

Чрезвычайно важным для российского права является закрепление в Законопроекте об НПС выверенной позиции в целях практической реализации комплексного механизма защиты прав потребителей платежных услуг. Основными элементами данного механизма являются:

во-первых, требования о создании системы управления рисками в платежной системе (статья 20 Законопроекта об НПС) и обеспечении исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств (статья 21 Законопроекта об НПС), одним из способов которого является гарантийный фонд платежной системы;

во-вторых, положения Законопроекта об НПС, регламентирующие осуществление Банком России надзора и наблюдения в национальной платежной системе, а также устанавливающие перечень предупредительных и принудительных мер воздействия.

2. Законопроект о внесении изменений.

Законопроект о внесении изменений является результатом глубокого и всестороннего анализа, осуществленного в целях недопущения коллизии норм Законопроекта об НПС с нормами действующего законодательства. Благодаря такому высокопрофессиональному и конструктивному подходу Минфина России и Банка России, который, к сожалению, недостаточно часто реализуется в отечественной законотворческой практике, Законопроект о внесении изменений содержит положения, корректно устраняющие возможные противоречия и пробелы в правовом регулировании формирования и функционирования национальной платежной системы Российской Федерации.

Высокое качество проработки содержания Законопроекта о внесении изменений отражается, в частности, в формулировках положений, изменяющих нормы Гражданского кодекса РФ. Речь идет о формировании института перевода денежных средств с определением его безотзывности и окончательности, о приведении базовой формы расчетов платежными поручениями в соответствие с современной банковской практикой, а также о введении формы расчетов платежными требованиями с возможностью ее применения в целях прямого дебетования.

Предлагаемые в Законопроекте о внесении изменений изменения в Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности" позволят добиться сбалансированного закрепления в законодательных актах прав и обязанностей Банка России и кредитных организаций, обусловленных их участием в функционировании платежных систем.

Отличительной чертой положений Законопроекта о внесении изменений является повышенное внимание к деталям правового регулирования, которые связаны с исключениями из общего правового режима, установленного в. Федеральных законах "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и "Об исполнительном производстве" и позволяют учитывать специфику отдельных видов операций.

Примечательно, что для согласованности законодательных норм, касающихся вопросов деятельности национальной платежной системы, при разработке Законопроекта о внесении изменений был учтен широкий круг нормативных правовых актов, относящихся к различным отраслям российского законодательства, в частности: Федеральные законы "О защите конкуренции", "О рынке ценных бумаг", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Жилищный кодекс Российской Федерации.

О безусловно высоком практическом значении и актуальности норм Законопроекта о внесении изменений свидетельствуют поправки в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", которыми устанавливаются требования к контрольно-кассовой технике в составе платежного терминала, банкомата, применяемого платежными агентами.

Таким образом, в целом, представленные в Правительство РФ Законопроекты позволяют обеспечить комплексное и сбалансированное правовое регулирование деятельности национальной платежной системы.

Принимая во внимание изложенное Ассоциация российских банков убедительно просит Вас поддержать Законопроекты после внесения их Правительством РФ в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 11 октября 2010 г. N А-01/5-775 "О национальной платежной системе"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение