Письмо Ассоциации российских банков от 12 ноября 2010 г. N А-01/5-854 "Об электронном документообороте"

Письмо Ассоциации российских банков от 12 ноября 2010 г. N А-01/5-854
"Об электронном документообороте"


Обращение Ассоциации российских банков обусловлено необходимостью установления порядка электронного документооборота при взаимодействии территориальных органов ФССП России с кредитными организациями.

В настоящее время во исполнение Федерального закона от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) банки принимают запросы и исполнительные документы от подразделений ФССП России на бумажном носителе.

Принимая во внимание значительные объемы поступающих в банки запросов об остатках денежных средств на счетах клиентов банков и постановлений территориальных органов ФССП России, очевидно, что нормативное закрепление порядка направления банками сообщений об остатках денежных средств на счетах и выписок в электронной форме безусловно ускорило бы процесс уведомления территориальных органов ФССП России, а также способствовало бы более оперативному исполнению банками постановлений судебных приставов.

Отсутствие законодательного регулирования электронного документооборота между банками и территориальными органами ФССП России тормозит процессы информационного обмена, а также приводит к значительным материальным затратам на почтовую пересылку.

В целях решения рассматриваемой проблемы некоторые региональные подразделения ФССП России обращаются в кредитные организации с предложением о переходе на электронный документооборот на договорных условиях в целях обмена информацией о наличии/отсутствии счетов должников, получения иной информации о клиентах, имеющих счета в кредитных организациях.

Однако предоставление информации, связанной с имуществом клиентов кредитных организаций, является объектом охраны банковской тайны. В этой связи предоставление информации в электронном виде в рамках договорных отношений является недопустимым.

Также на сегодня отсутствует правовое регулирование полномочий должностных лиц ФССП России при подписании договора об электронном документообороте, поскольку заключение указанного соглашения не связано с осуществлением хозяйственной деятельности, а направлено на выполнение задач исполнительного производства. Следовательно, договор об электронном документообороте не может быть заключен от имени ФССП России на основании доверенности, выданной должностному лицу территориального органа ФССП России и содержащей полномочия на подписание хозяйственных договоров, а требует специальных полномочий.

Кроме того, договоры об электронном документообороте, заключенные территориальными органами ФССП России с каждым отдельным банком, могут устанавливать различные порядки предоставления информации, составляющей банковскую тайну.

В этой связи считаем, что вопрос об установлении порядка обмена информацией между ФССП России и кредитными организациями в электронной форме необходимо решать на законодательном уровне по аналогии с порядком, установленным Налоговым кодексом РФ для электронного обмена информацией между налоговыми органами и банками.

Так, в соответствии со статьями 76 и 86 НК РФ порядок направления в банк соответствующих решений и запросов налоговых органов в электронном виде, а также порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, об остатках денежных средств на счете в электронном виде и форматы представления банками в электронном виде информации по запросам налоговых органов утверждаются Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Согласно соответствующим нормативным актам Банка России при обмене документами между банками и налоговыми органами каждое электронное сообщение снабжается кодом аутентификации банка, используемым для установления подлинности и целостности электронного сообщения и идентификации его отправителя в процессе передачи. Каждое сформированное электронное сообщение после снабжения его кодом аутентификации банка шифруется банком с использованием ключа шифрования, применяемого для обмена информацией с уполномоченным налоговым органом. Передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью.

Таким образом, установленный порядок электронного обмена информацией банком и налоговых органов позволяет передавать защищенные сведения, составляющие банковскую тайну.

Законодательное закрепление порядка электронного документооборота между кредитными организациями и территориальными органами ФССП России через Банк России обеспечит оперативный обмен информацией, создаст равные условия для кредитных организаций при предоставлении запрашиваемых территориальными органами ФССП России сведений, составляющих банковскую тайну, будет способствовать защите интересов как кредитных организаций, так и их клиентов.

В этой связи Ассоциацией российских банков подготовлен проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" и в Закон N 229-ФЗ (прилагается), направленных на установление порядка обмена информацией между банками и территориальными органами ФССП России в электронной форме. При этом в указанном законопроекте предлагается сохранить существующий порядок обмена информацией на бумажном носителе.

Учитывая изложенное, а также в целях обсуждении вопроса о внесении предлагаемых изменений Ассоциация российских банков просит Вас рассмотреть вопрос об участии представителей ФССП России в заседании Рабочей группы АРБ по вопросам совершенствования законодательства об исполнительном производстве, проведение которого планируется в Ассоциации российских банков 7 декабря 2010 года в 16.00.

Приложение на 2 л.


С уважением,
Президент

Г.А. Тосунян


Проект федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации "О судебных приставах" и пункт 2 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве"


Статья 1

Внести в Федеральный закон 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3590; 2000, N 46, ст. 4537; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2009, N 29, ст. 3631; 2010, N 31, ст. 4182) следующие изменения:

1) абзац 2 пункта 2 статьи 12 изложить в следующей редакции:

"направлять и получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки на бумажном носителе или в электронном виде;";

2) в пункт 2 статьи 14 внести следующие изменения:

а) дополнить после слов "и в установленный им срок" словами "на бумажном носителе или в электронном виде.";

б) дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Порядок направления банком сообщения судебному приставу об остатках денежных средств должника на счетах в банке, операции по которым приостановлены, в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.".


Статья 2

Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2009, N 23, ст. 2761; 2009, N 51, ст. 6162) следующие изменения:

дополнить подпункт 2 части 1 статьи 64 после слов "объяснения, информацию, справки" словами "на бумажном носителе или в электронном виде;".


Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент Российской Федерации

Д. Медведев



Письмо Ассоциации российских банков от 12 ноября 2010 г. N А-01/5-854 "Об электронном документообороте"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.