Письмо Ассоциации российских банков от 30 ноября 2010 г. N А-01/5-905 О проекте федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Письмо Ассоциации российских банков от 30 ноября 2010 г. N А-01/5-905


В настоящее время органами государственной власти обсуждается проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект), предусматривающий внесение изменений в статью 844 ГК РФ, Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательно страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Идея Законопроекта, направленного на формирование длинных пассивов в российских банках путем введения системы депозитных сертификатов, заслуживает поддержки. Вместе с тем, Законопроект имеет ряд концептуальных недостатков и нуждается с существенной доработке.

В этой связи Ассоциацией российских банков подготовлено заключение по Законопроекту (прилагается), в котором излагается позиция банковского сообщества по решению проблемы формирования устойчивой кредитной базы в целях расширения возможности банков по осуществлению долгосрочных активных операций и создания условий для размещения кредитными организациями привлеченных денежных средств в инвестиционные проекты.

Ассоциация российских банков просит учесть предложения банковского сообщества при обсуждении и доработке Законопроекта.

Приложение на 16 л.


С уважением,
Президент

Г.А. Тосунян


Заключение
Ассоциации российских банков на проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"


Специалисты Ассоциации российских банков проанализировали положения проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект), предусматривающие внесение изменений в статью 844 ГК РФ, Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательно страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", и полагают, что Законопроект нуждается в концептуальной доработке.

В этой связи предлагается следующее.

1. В связи с разным правовым режимом вкладов физических и юридических лиц полагаем целесообразным сертификат, держателями которого являются физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, именовать "сберегательным сертификатом".

Термин "депозитный сертификат" следует сохранить для депозитных сертификатах, держателями которых будут являться юридические лица.

2. Из названия статьи 844 ГК РФ (в редакции Законопроекта) следует, что депозитный сертификат может являться только именной ценной бумагой.

Представляется целесообразным внести в Законопроект изменения, предусматривающие право эмитента по его выбору выпускать депозитный (сберегательный) сертификат либо как именную ценную бумагу, либо как предъявительскую ценную бумагу, что позволит обеспечить возможность упрощенной уступки прав по предъявительским депозитным сертификатам.

3. В статье 844 ГК следует перечислить возможные виды депозитных и сберегательных сертификатов:

- с правом на частичный возврат и без права на частичный возврат вклада;

- с твердой процентной ставкой и с переменной (плавающей) процентной ставкой/с купонным доходом.

4. С учетом предложения о сохранении в законодательстве двух разных видов сертификатов для физических лиц (сберегательный сертификат) и для юридических лиц (депозитный сертификат), предлагаем из статьи 2 Законопроекта исключить пункты 1, 2 и 4.

5. Пункт 5 статьи 844 ГК РФ (в редакции Законопроекта) предлагается изложить в следующей редакции:

"5. Порядок передачи прав по депозитному (сберегательному) сертификату регулируется статьей 146 настоящего Кодекса.".

6. Следует отметить, что давно обсуждаемая проблема формирования длинных пассивов не может быть решена только путем законодательного урегулирования института депозитных сертификатов, которые в соответствии с Законопроектом будут являться разновидностью срочного вклада. Так как институт депозитного сертификата является новым, незнакомым вкладчику и, будучи ценной бумагой, более сложным с точки зрения восприятия, он способен стать действенным инструментом лишь в среднесрочной перспективе.

Достижение цели Законопроекта по формированию устойчивой кредитной базы, расширению возможности банков по осуществлению долгосрочных активных операций и создание условий для размещения кредитными организациями привлеченных денежных средств в инвестиционные проекты может быть достигнуто только при условии одновременного введения депозитных сертификатов и законодательного закрепления института срочного депозита без права досрочного изъятия путем внесения в статью 837 ГК РФ изменений, предоставляющих сторонам договора банковского вклада право самостоятельно устанавливать порядок возврата денежных средств, включая условие об отказе вкладчика от права на получение вклада по первому требованию.

В этой связи Ассоциацией российских банков подготовлен соответствующий законопроект (прилагается).

Приложение на 14 л.



Письмо Ассоциации российских банков от 30 ноября 2010 г. N А-01/5-905


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение