Письмо Ассоциации российских банков от 30 ноября 2010 г. N А-02/5-903 О вопросах ограничения размера банковских комиссий при осуществлении социально значимых платежей граждан

Письмо Ассоциации российских банков от 30 ноября 2010 г. N А-02/5-903


Ассоциация российских банков при участии кредитных организаций рассмотрела полученные от Банка России предложения Правительства Москвы об ограничении размера банковских комиссий при осуществлении социально значимых платежей граждан и сообщает следующее.

Кредитные организации при осуществлении своей деятельности руководствуются Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1), другими федеральными законами и нормативными актами Банка России. В соответствии со статьей 1 Закона N 395-1 кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом N 395-1.

Из статьи 29 Закона N 395-1 следует, что банки имеют право получать комиссионное вознаграждение по операциям. В то же время иные федеральные законы, в том числе Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), не содержат запрета на установление банком комиссий.

Таким образом, взимание банком комиссий в принципе не противоречит действующему законодательству и поэтому не может нарушать права потребителей.

При этом полагаем, что при установлении комиссий за услуги кредитным организациям следует руководствоваться принципами добросовестности, разумности и справедливости.

Банки устанавливают тарифы за розничные услуги, учитывая следующее:

- себестоимость оформления и оказания банком услуги, осуществляемой по поручению физического лица. Данный показатель включает в себя операционные и неоперационные административно-хозяйственные расходы, связанные с операционной поддержкой разработки и реализации услуги (соответственно, значение данного показателя определяется каждой кредитной организацией самостоятельно);

- уровень тарифных ставок, действующих в других банках, с учетом региональной рыночной конъюнктуры;

- наличие ограничений в законодательстве Российской Федерации по вопросу платности оказания услуги (в частности, в соответствии со статьей 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручения клиентов на перечисление налогов и сборов без взимания платы за обслуживание).

Принимая во внимание обоснованную необходимость получения прибыли, кредитные организации реализуют свою тарифную политику по установлению платы за услуги учитывая не только интересы самих кредитных организаций, но и интересы клиентов. При этом физические лица самостоятельно могут выбрать приемлемые для себя тарифы и условия обслуживания, отдавая предпочтение конкретному банку, что заставляет кредитные организации проводить гибкую тарифную политику в условиях конкурентной среды.

Кроме того, многие банки предоставляют клиентам возможность оплаты платежей с помощью дистанционных каналов обслуживания (с использованием сети "Интернет", банкоматов и платежных терминалов) с взиманием с плательщиков льготной комиссии.

Необходимо отметить, что, по имеющейся у нас информации, в основном сумма комиссий банков за операцию, в том числе по перечислению алиментов, денежных средств, поступающих от службы судебных приставов, составляет от 1 до 3 процентов от суммы платежа. При этом мы не располагаем данными о наличии в кредитных организациях тарифов, предусматривающих уплату от 30 до 75 процентов от суммы платежа, как указано в письме Мэра Москвы от 25.06.2010 N 4-14-12729/0.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание коммерческую основу деятельности кредитных организаций, а также гражданско-правовое регулирование правоотношений между банками и их клиентами, полагаем нецелесообразным осуществлять централизованное регулирование тарификации розничных услуг на уровне нормативного правового акта. Стоимость банковских услуг определяется с учетом рыночных принципов, при этом конкурентоспособность тарифных ставок за оказываемые банковские услуги, установленных в кредитных организациях, позволяет клиентам - физическим лицам выбрать наиболее приемлемый и оптимальный вариант оплаты банковской услуги.

Вместе с тем, в целях повышения социальной защищенности физических лиц установление (по аналогии с механизмом, предусмотренным в пункте 7 статьи 60 НК РФ) безкомиссионного перечисления банками платежей в наиболее значимых для населения сферах представляется допустимым.

Ассоциация российских банков благодарит Вас за предоставляемую возможность довести до сведения Банка России позицию банковского сообщества по проблемам, связанным с банковской деятельностью, и выражает уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве с Банком России по вопросам совершенствования действующего законодательства, регулирующего деятельность кредитных организаций.


С уважением,
Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 30 ноября 2010 г. N А-02/5-903


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение