Письмо Ассоциации российских банков от 14 февраля 2011 г. N А-02/5-110 "О введении в действующее законодательство понятия "металлический счет"

Письмо Ассоциации российских банков от 14 февраля 2011 г. N А-02/5-110
"О введении в действующее законодательство понятия "металлический счет"


Ассоциация российских банков благодарит за предоставленную возможность принять участие в обсуждении разработанного Банком России проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект), направленного на совершенствование правовых условий проведения банковских операций с драгоценными металлами и создание эффективного правового механизма регулирования отношений, возникающих между кредитными организациями и их клиентами при привлечении драгоценных металлов во вклады (депозиты) и на счета, и сообщает, что концепция Законопроекта заслуживает одобрения и поддержки.

Вместе с тем, Законопроект содержит ряд недостатков. В этой связи специалистами АРБ совместно с кредитными организациями - членами Комитета АРБ по драгоценным металлам подготовлено заключение по Законопроекту (прилагается).

Ассоциация российских банков выражает надежду, что предложения банковского сообщества будут учтены при доработке Законопроекта, а также уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве с Банком России по вопросам совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей деятельность кредитных организаций.

Приложение на 10 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Заключение
Ассоциации российских банков на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления банковской деятельности"


Специалисты Ассоциации российских банков проанализировали положения проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект), направленного на совершенствование правовых условий проведения банковских операций с драгоценных металлами и создание эффективного правового механизма регулирования отношений, возникающих между кредитными организациями и их клиентами при привлечении драгоценных металлов во вклады (депозиты) и на счета, и сообщают, что концепция Законопроекта заслуживает одобрения и поддержки.

Вместе с тем, Законопроект содержит ряд недостатков. В этой связи специалистами АРБ при участии кредитных организаций подготовлены следующие замечания к Законопроекту.


1. Предложения по внесению изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации


1.1. Изменения в статью 64 ГК РФ (в редакции Законопроекта).

В целях уточнения формулировок статьи 1 Законопроекта, предусматривающей дополнение пункта первого статьи 64 ГК РФ новыми частями, предлагаем следующее:

а) абзац 3 статьи 1 Законопроекта после слов ",привлекающих драгоценные металлы физических лиц" дополнить словами "на счета и во вклады";

б) абзац 4 статьи 1 Законопроекта после слов ",привлекающих драгоценные металлы юридических лиц" дополнить словами "на счета и во вклады".

1.2. Изменение типовых договорных конструкций, включаемых в Гражданский кодекс Российской Федерации.

1.2.1. Субъектами правоотношений, связанных с операциями с драгоценными металлами, на протяжении долгого времени используется терминология Положения Банка России от 01.11.1996 N 50 "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами".

Однако в Законопроекте договоры обезличенного металлического вклада и обезличенного металлического счета получили иное название - "договор банковского вклада драгоценных металлов" и "договор банковского счета в драгоценных металлах", соответственно.

В результате складывается мнение, что Законопроект не регулирует порядок открытия и ведения обезличенных металлических счетов и вкладов.

В этой связи во избежание различного толкования правоприменителями положений Законопроекта после его принятия, полагаем целесообразным изменить название статей 844.1 и 859.1 ГК РФ (в редакции Законопроекта).

Кроме того, в соответствии со статьей 844.1 ГК РФ (в редакции Законопроекта) вкладом в драгоценных металлах признаются поступившие от вкладчика или для него драгоценные металлы. Буквальное толкование указанной редакции в значительной степени ограничит возможности физических лиц по открытию вкладов в драгоценных металлах. Сложившая банковская практика допускает внесение вклада не только путем реальной передачи золота, но и в безналичном порядке, а также в объеме гораздо меньшем, чем это необходимо для изготовления стандартного слитка. Аналогичный подход рекомендуется использовать применительно к конструкции статьи 859.1 ГК РФ (в редакции Законопроекта).

В связи с изложенным предлагаем:

а) пункт 1 статьи 844.1 ГК РФ изложить в следующей редакции:


"Статья 844.1. Договор обезличенного банковского вклада в драгоценных металлах

1. По договору обезличенного банковского вклада (депозита) в драгоценных металлах одна сторона (банк), принявшая поступившие от другой стороны (вкладчика) или поступившие для нее драгоценные металлы в стандартных и/или мерных слитках или путем перевода с другого счета (вклад в драгоценных металлах), обязуется возвратить вкладчику такое же количество драгоценных металлов того же рода и качества и выплатить проценты на них на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

2. Договор банковского вклада (депозита) в драгоценных металлах не является публичным договором.

3. Предметом договора банковского вклада являются обезличенные драгоценные металлы, которые определяются путем обозначения вида и весового значения соответствующего драгоценного металла.

4. Если иное не предусмотрено договором, возврат вклада может осуществляться путем передачи вкладчику целого количества аффинированных стандартных и/или мерных слитков в драгоценных металлах соответствующего вида в количестве, соответствующем условиям договора. Качество возвращаемых слитков определяется государственными стандартами Российской Федерации или международными стандартами.

5. Стороны договора банковского вклада в драгоценных металлах могут предусмотреть в договоре право банка возвратить вклад по выбору банка либо драгоценными металлами того же рода, количества и качества, либо в рублях по ценам банка на день исполнения договора.".

б) Статью 859.1 ГК РФ изложить в следующей редакции:


"Статья 859.1. Договор обезличенного банковского счета в драгоценных металлах

1. По договору обезличенного банковского счета в драгоценных металлах (договор обезличенного металлического счета) банк обязуется принимать и зачислять внесенные клиентом стандартные и/или мерные слитки, либо поступающие в безналичном порядке на счет, открытый клиенту (владельцу счета) драгоценные металлы, а также выполнять распоряжения клиента об их переводе (перечислении) на счет, открытый в этом или другом банке, выдаче со счета и проведении других операций по счету.

2. Предметом договора банковского счета в драгоценных металлах являются обезличенные драгоценные металлы, которые определяются путем обозначения вида и весового значения соответствующего драгоценного металла.

3. Предметом безналичных расчетных операций по счету могут являться только обезличенные драгоценные металлы.

4. Если иное не предусмотрено договором, выдача со счета драгоценных металлов осуществляется банком путем передачи клиенту целого количества аффинированных стандартных и/или мерных слитков драгоценных металлов соответствующего вида в количестве, соответствующем условиям договора и состоянию счета. Качество возвращаемых слитков определяется государственными стандартами Российской Федерации или международными стандартами.

5. Стороны договора обезличенного банковского счета в драгоценных металлах могут предусмотреть в договоре право банка возвратить клиенту драгоценные металлы по выбору банка либо драгоценными металлами того же рода и количества, либо в рублях по ценам банка на день исполнения договора. Предметом безналичных расчетных операций по счету могут являться только обезличенные драгоценные металлы.".

1.2.2. В Законопроекте предлагается включить нормы о договоре банковского вклада в драгоценных металлах и о договоре банковского счета в драгоценных металлах в главы 44 "Банковский вклад" и 45 "Банковский счет" ГК РФ, соответственно. Также согласно пункту 2 статьи 844.1 и пункту 2 статьи 859.1 ГК РФ (в редакции Законопроекта) к отношениям по договору банковского вклада в драгоценных металлах и договору банковского счета в драгоценных металлах применяются правила глав 44 "Банковский вклад" и 45 "Банковский счет" ГК РФ.

Таким образом, нормы о договоре банковского вклада и договоре банковского счета в денежных средствах, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ, должны автоматически распространяться на правоотношения по вкладам и счетам в драгоценных металлах.

Вместе с тем, учитывая разную физическую и правовую природу денег и драгоценных металлов, нормы глав 44 "Банковский вклад" и 45 "Банковский счет" ГК РФ не всегда могут быть применены к правоотношениям по договору банковского вклада в драгоценных металлах и договору банковского счета в драгоценных металлах, исходя из следующего.

Прямое распространение норм Гражданского кодекса РФ о банковском вкладе и банковском счете на отношения по банковским вкладам (счетам) в драгоценных металлах создаст неопределенность при применении к рассматриваемым правоотношениям норм о:

- капитализации невыплаченных процентов (статья 839 "Порядок начисления процентов на вклад и их выплаты" ГК РФ) в части возможности причисления к сумме вклада в драгоценных металлах суммы процентов, начисленных в рублях;

- о действии в отношении указанных вкладов запрета на одностороннее изменение процентной ставки по вкладам, установленного статьей 838 "Проценты на вклад" ГК РФ;

- о форме договора банковского вклада (статья 836 "Форма договора банковского вклада" ГК РФ) и о публичности договора банковского вклада в отношении гражданина (статья 834 "Договор банковского вклада" ГК РФ);

- о возможности расчетов по обязательствам физических или юридических лиц драгоценными металлами, находящимися на обезличенных металлических счетах и т.п.

Принимая во внимание, что изменения и дополнения, предлагаемые в главы 44 "Банковский вклад" и 45 "Банковский счет" ГК РФ, касаются практически каждой статьи из указанных глав Гражданского кодекса РФ, представляется, что специальное правовое регулирование отношений по договорам банковского вклада и банковского счета в драгоценных металлах должно осуществляться в рамках специальных параграфов глав 44 "Банковский вклад" и 45 "Банковский счет" ГК РФ или на основании специальных норм, которыми должны быть дополнены соответствующие статьи указанных глав ГК РФ.

1.2.3. В рамках отдельных параграфов глав 44 "Банковский вклад" и 45 "Банковский счет" ГК РФ или на основании изменений в соответствующие статьи указанных глав ГК РФ представляется целесообразным определить особенности правового регулирования правоотношений, вытекающих из договора банковского вклада и банковского счета в драгоценных металлах, в связи с чем необходимо:

- установить, что проценты по вкладу в драгоценных металлах могут начисляться в драгоценных металлах или в рублях в соответствии с условиями договора (статьи 838 и 852 ГК РФ). В случае начисления процентов в денежной форме прямо исключить применение статьи 809 ГК РФ в случае определения размера процентов с использованием ставки рефинансирования;

- предусмотреть, что правило статьи 838 ГК РФ об отсутствии у банка права на одностороннее изменение процентной ставки по срочным вкладам граждан не распространяется на договор банковского вклада в драгоценных металлах;

- для обезличенных металлических счетов необходимо исключить применение статьи 855 "Очередность списания денежных средств со счета" ГК РФ или установить особенности ее применения;

- установить особенности оплаты расходов банка за совершение операций по обезличенному металлическому счету (статья 851 ГК РФ);

- предусмотреть особенности ареста и обращения взыскания на драгоценные металлы, находящиеся на счетах (статья 858 ГК) и во вкладах. При этом целесообразно установить следующую норму:

"Арест и обращение взыскания на драгоценные металлы на счетах и во вкладах должника осуществляется исходя из рублевого эквивалента драгоценного металла, определяемого по учетной цене Банка России на день исполнения соответствующего исполнительного документа, уменьшенной на 1%.";

- установить особенности расторжения договора банковского счета в драгоценных металлах, дополнив пункт 3 статьи 859 ГК РФ абзацем вторым следующего содержания:

"Если договором банковского счета в драгоценных металлах не установлено иное, при расторжении договора и закрытии счета остаток счета выдается клиенту в виде драгоценного металла в наличной форме. В договоре банковского счета в драгоценных металлах может быть установлено, что остаток счета возвращается клиенту путем перечисления его на другой счет клиента в драгоценных металлах, путем реализации имеющегося на счете драгоценного металла на рынке с последующим перечислением полученных от его реализации денежных средств на банковский счет, а также денежными средствами в рублях по цене драгоценного металла, установленной банком на день расторжения договора банковского счета в драгоценных металлах.";

- исключить применение к договорам банковского счета в драгоценных металлах абзаца второго пункта 2 статьи 846 ГК РФ, в соответствии с которым банк не вправе отказать клиенту в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами. В этой связи полагаем целесообразным дополнить пункт 2 статьи 846 ГК РФ абзацем четвертым следующего содержания:

"Правила настоящего пункта не распространяются на договоры банковского счета в драгоценных металлах, предусмотренные статьей 859.1 настоящего Кодекса.";

1.2.4. Кроме того, распространение норм главы 44 "Банковский вклад" и главы 45 "Банковский счет" ГК РФ (в действующей редакции) на договоры банковского вклада в драгоценных металлах и договоры банковского счета в драгоценных металлах приведет к возникновению обязанности кредитных организаций выдавать по первому требованию вкладчика определенное количество драгоценного металла, в том числе и в случаях, когда драгоценный металл поступил вкладчику путем перевода из другой кредитной организации.

Безусловное выполнение данной обязанности возможно только при повышении ликвидности рынка драгоценных металлов. Для решения этой задачи необходимо внести в таможенное законодательство изменения, предусматривающие отмену ввозных пошлин, уплачиваемых при импорте слитков драгоценных металлов (в настоящий момент ее размер для слитков драгоценных металлов составляет 20 %. Коды ТНТ# ВЭД 7108 12 000 1 для золота и 7106 91 100 1 для серебра, введены решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 N 478).

По данным Союза золотопромышленников баланс спроса и предложения по драгоценным металлам (золоту) в 2009 году (данные за 2010 год пока не подготовлены) представлен в следующей таблице:


Баланс

2009 год

Добыча драгоценных металлов (золото), тонн


Добычное

178,3

Попутное

14,5

Вторичное

12,4

Всего добыча:

205,2

Потребление драгоценных металлов (золото), тонн


Приобретение ЦБ РФ и ГОХРАНОМ России

123,2

Ювелирная промышленность

43,0

Экспорт

27,0

Промышленное потребление

2,0

Инвестиционный спрос (приобретение слитков)

10,0

Всего потребление

205,2


Как видно из представленных данных, на все добываемое в Российской Федерации золото имеется потребительский спрос, и излишнее предложение на рынке отсутствует. Аналогичная ситуация складывается и с серебром. Все добываемое серебро в количестве 1500 тонн экспортируется банками и добывающими компаниями.

Остаток золота в слитках на обезличенных металлических счетах клиентов банков по состоянию на конец 2010 года по различным оценкам колеблется от 70 до 120 тонн. В случае возникновения ситуации, при которой банки обязаны будут выдать со счетов, открытых на основании договоров банковского вклада и/или банковского счета в драгоценных металлах, часть металла, в Российской Федерации возникнет резкий дефицит металла в слитках, устранение которого в установленные законом сроки возможно лишь только в случае оперативной импортной закупки золота.

Данная ситуация усугубляется выраженным сезонным характером добычи драгоценных металлов в Российской Федерации, при котором пик добычи и, соответственно, наличия драгоценных металлов, приходится на конец лета - осень. В остальной период наблюдается дефицит физического металла, что провоцирует достаточно серьезные ценовые колебания на рынке. Дополнительный дефицит, который может возникнуть при требовании выдачи с металлических счетов какого-либо значительного объема металла (например, 10 тонн) спровоцирует резкий рост цен на золото на внутреннем российском рынке.

При этом в рассматриваемом случае расходы банков на приобретение слитков драгоценных металлов по более высоким ценам будут возмещены за счет клиентов банков, в том числе физических лиц.

Таким образом, отмена импортной пошлины позволит значительно повысить ликвидность рынка драгоценных металлов в Российской Федерации и исключить ситуации, при которых клиенты банков, заключившие с ними договоры банковского вклада (счета) в драгоценных металлах, вынуждены будут нести дополнительные финансовые потери из-за дефицита драгоценных металлов.

1.3. Предложения по внесению изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.

1.3.1. Представляется целесообразным распространить действие статьи 1128 ГК РФ, регулирующей порядок совершения завещательных распоряжений в банках, на драгоценные металлы, находящиеся на счетах и во вкладах.

1.3.2. В связи с рассматриваемыми изменениями в ГК РФ предлагается распространить на обезличенные металлические вклады упрощенный порядок оформления в банках доверенностей на распоряжение банковскими вкладами, дополнив абзац второй пункта 4 статьи 185 ГК РФ после слов "денежных средств" словами "(драгоценных металлов)".

1.3.3. Подпункт 10 пункта 3 статьи 1211 ГК РФ изложить в следующей редакции:

"10) банком - в договоре банковского вклада (депозита) и договоре банковского счета, а также в договоре банковского вклада в драгоценных металлах и в договоре банковского счета в драгоценных металлах;".


2. Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации


2.1. Внести изменения в статью 43 НК РФ, предусматривающие расширение определения понятия "процентов", установив, что к процентам в целях Налогового кодекса РФ относятся проценты, выплачиваемые по договорам банковского счета и банковского вклада в драгоценных металлах.

2.2. Дополнить Налоговый кодекс РФ правилами учета курсовых разниц от переоценки драгоценных металлов во вкладах и на счетах.

2.3. Дополнить Налоговый кодекс РФ правилами, определяющими порядок налогообложения процентов по вкладам и счетам в драгоценных металлах в случае начисления и/или выплаты процентов в неденежной форме.

2.4. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности (в действующей редакции) (далее - Закон N 3295-1) относит к банковским операциям только "привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов" (пункт 7 части первой статьи 5 Закона N 395-1).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (в действующей редакции) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории Российской Федерации следующие операции:

- реализация драгоценных металлов в слитках банками иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков) (подпункт 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ);

- осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

На основании пункта 1 статьи 3 Законопроекта предлагаются изменения в статью 5 Закона N 395-1, расширяющие перечень банковских операций с драгоценными металлами. Так, в соответствии с Законопроектом к банковским операциям будут относиться:

- привлечение драгоценных металлов физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и их размещение от своего имени и за свой счет (подпункты "а" и "б" пункта 1 статьи 3 Законопроекта);

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц в драгоценных металлах, осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах (подпункт "б" пункта 1 статьи 2 Законопроекта).

В этой связи полагаем целесообразным внести в подпункт 3 пункта 3 статьи 149 НК РФ изменения, предусматривающие освобождение от уплаты НДС, осуществление банками операций с драгоценными металлами, указанных в пункте 1 статьи 3 Законопроекта.

Кроме того, нормы главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ (в действующей редакции) не позволяют определить, подлежат ли налогообложению НДС операции по приобретению у банка драгоценных металлов в физическом виде с последующим зачислением их на счет (или во вклад). Также может возникнуть требование об уплате НДС при снятии со счета (получении из вклада) определенного количества драгоценного металла, ранее переданного этим лицом банку во вклад (или на счет).

Неопределенность в вопросе налогообложением НДС операций, связанных с открытием и использованием счетов (вкладов) в драгоценных металлах, на практике может приводить к удорожанию этих операций на сумму НДС (18%), а, следовательно, к снижению экономической привлекательности счетов (вкладов) в драгоценных металлах и осуществления операций по ним.

В целях стимулирования использования драгоценных металлов в обезличенной форме в качестве инструмента накопления и расчетов наряду с денежными средствами (в валюте Российской Федерации и иностранной валюте) предлагаем следующий подход к налогообложению НДС операций с драгоценными металлами.

Представляется, что НДС должен возникать только в случае, если клиент приобретает драгоценный металл у банка в физической форме без дальнейшего внесения во вклад или зачисления на счет. 

Операции по купле-продаже драгоценного металла у банка для непосредственного зачисления во вклад или на счет (без изъятия из хранилища) не должны облагаться НДС.

Также в целях недопущения двоякого толкования норм главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, а также создания условий для использования драгоценных металлов в обезличенной форме как инструмента расчетов необходимо прямо установить норму об освобождении от уплаты НДС операций по зачислению драгоценных металлов в обезличенной форме на счет (во вклад), в том числе перечисленных со счетов (вкладов) третьих лиц, открытых в той же или иной кредитной организации, по перечислению лицом драгоценных металлов в обезличенной форме со своего счета (вклада) на другие счета (вклады) в той же или иной кредитной организации, в том числе на счет (вклад) другого лица.

При ином подходе при использовании обезличенных счетов (вкладов) в драгоценных металлах будет возникать НДС, что в результате приведет к минимизации проведения операций по таким счетам (вкладам) в связи с их дороговизной.

Принимая во внимание изложенное, предлагаем дополнить Законопроект новой статьей следующего содержания:


"Статья 8

Внести в пункт 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 33, ст. 3413, 3421; N 53, ст. 5015; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027; 2003, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 28, ст. 2886; N 50, ст. 4849; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3517, 3524; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 1, ст. 9; N 30 (ч. II), ст. 3130) следующие изменения:

2) дополнить подпункт 3 абзацами следующего содержания:

"привлечение драгоценных металлов физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

размещение от своего имени и за свой счет привлеченных во вклады драгоценных металлов физических и юридических лиц;

открытие и ведение банковских счетов физических лиц и юридических лиц в драгоценных металлах;

осуществление расчетов по поручению физических лиц и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах;".

3) дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:

- реализация банками физическим и юридическим лицам драгоценных металлов без передачи их клиенту в физической форме (без изъятия из хранилища) с последующим зачислением приобретенных драгоценных металлов на счет или во вклад в этом или в ином банке;

- зачисление драгоценных металлов в обезличенной форме на счет (во вклад), в том числе путем перечисления обезличенных драгоценных металлов со счетов (вкладов) третьих лиц, перечисление лицом драгоценных металлов в обезличенной форме со своего счета (вклада) на другие счета (вклады) в том же или ином банке, в том числе на счет (вклад) другого лица;

- снятие с банковского счета в драгоценных металлах (получение вклада) в физической форме в объеме, ранее внесенном в физической форме на счет (во вклад) этим лицом в этот банк.


3. Предложения по внесению изменений в другие федеральные законы


3.1. Предложения по внесению изменений в федеральный закон от 22.10.2007 N 229-фз "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ)

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "02.10.2007"


Второе предложение абзаца 3 пункта 2 статьи 6 Законопроекта после слов "определяется исходя из" дополнить словами "уменьшенной на 1%".

3.2. Предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).

Представляется целесообразным внести в Закон N 173-ФЗ изменения, ограничивающие расчеты между резидентами с использованием счетов в драгоценных металлах по аналогии с ограничением расчетов в иностранной валюте.

3.3. Предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ)

- дополнить перечень операций, подлежащих контролю, включив в него операции с драгоценными металлами;

- дополнить перечень прав и обязанностей организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, соответствующими правами и обязанностями, связанными с осуществлением операций с драгоценными металлами в наличной и безналичной форме.

3.4. Предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон N 225-ФЗ).

Принятие Законопроекта может потребовать внесения изменений в Закон N 225-ФЗ, обязывающих инвестора иметь специальные банковские счета в рублях и (или) иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации и (или) на территориях иностранных государств, используемые исключительно для выполнения работ по соглашению.

3.5. Предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О Банке Развития" (далее - Закон N 82-ФЗ).

В связи с принятием Законопроекта целесообразно внести в Закон N 82-ФЗ соответствующие изменения о праве Внешэкономбанка привлекать во вклады денежные средства юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка, а также совершать иные банковские операции с драгоценными металлами.

3.6. Предложения по внесению изменений и дополнений в ФЗ "О банках и банковской деятельности"

Для надлежащего функционирования обезличенных металлических счетов банки должны получить возможность легально осуществлять операции по купле-продаже драгоценных металлов. В этой связи предлагается пункт 4 части второй статьи 5 Закона 395-1 дополнить словами ", в том числе куплю-продажу драгоценных металлов в наличной и безналичной формах;".

Также полагаем целесообразным дополнить статьи 1, 6, 11, 35 Закона N 395-1 правилами о соответствующих банковских операциях с драгоценными металлами наряду с операциями с денежными средствами.

Кроме того, считаем целесообразным дополнить абзац 2 пункта 4 статьи 3 Законопроекта, предусматривающий внесение изменений в статью 27 Закона N 395-1, предложением вторым следующего содержания:

"Арест на драгоценные металлы на счетах и во вкладах должника осуществляется исходя из рублевого эквивалента драгоценного металла, определяемого по учетной цене Банка России на день исполнения соответствующего исполнительного документа, уменьшенной на 1%.".


Начальник Правового
департамента АРБ

Л.А. Митяшова



Письмо Ассоциации российских банков от 14 февраля 2011 г. N А-02/5-110 "О введении в действующее законодательство понятия "металлический счет"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.