Письмо Ассоциации российских банков от 21 февраля 2011 г. N А-02/5-125 "О неприменении принудительных мер воздействия к кредитным организациям за ненадлежащее исполнение требований Закона N 176-ФЗ"

Письмо Ассоциации российских банков от 21 февраля 2011 г. N А-02/5-125
"О неприменении принудительных мер воздействия к кредитным организациям за ненадлежащее исполнение требований Закона N 176-ФЗ"

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 14 марта 2011 г. N 12-1-5/344

В Ассоциацию российских банков в последнее время поступают обращения банков, в которых указывается, что территориальными учреждениями Банка России в их адрес направляются письма с указанием на то, что они в 2010 году допускали нарушения сроков направления сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю. При этом территориальные учреждения Банка России указывают, что с 24.01.2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2010 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 176-ФЗ), который дифференцировал составы правонарушений, связанных с нарушением положений Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон), и значительно ужесточил санкции за такие нарушения. Также в указанных обращениях отмечается, что территориальными учреждениями Банка России со всей строгостью будут применяться санкции, предусмотренные статьей 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В то же время, банки указывают на то, что нарушения, вменяемые им территориальными учреждениями Банка России, являются спорными, так как банки при направлении в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, руководствовались исключительно требованиями Федерального закона, Положения Банка России от 29.08.2008 г. N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 321-П), а также рекомендациями Банка России по отдельным вопросам направления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Также обращаем Ваше внимание на то, что Законом N 176-ФЗ были внесены существенные изменения в Федеральный закон касательно идентификации представителей клиента, распространения действия Федерального закона на филиалы и представительства, а также на дочерние организации организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, расположенные за пределами Российской Федерации. При этом механизмы реализации указанных положений Закона N 176-ФЗ в силу отсутствия специальных подзаконных актов и разъяснений до настоящего времени остаются в значительной части неясными, что создает существенную правовую неопределенность, которая может быть исключена Банком России при издании соответствующих рекомендаций в целях наиболее оптимального исполнения требований Закона N 176-ФЗ.

Существенным фактором также является то, что нормативные акты Банка России (Положения Банка России N 262-П и N 321-П, Письмо Банка России от 13.07.2005 N 99-Т) до настоящего времени не содержат положений, учитывающих требования, введенные Федеральным законом от 03.06.2009 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и Законом N 176-ФЗ.

В связи со сложившейся ситуацией Ассоциация российских банков уже обращалась в Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России с просьбой дать разъяснения по ряду конкретных вопросов применения требований Закона N 176-ФЗ (исх. N А-02/5-912 от 01.12.2010). В письме Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (исх. N 12-1-5/24 от 14.01.2011) указано, что поставленные Ассоциацией вопросы требуют согласования со структурными подразделениями Банка России, и ответ в наш адрес по существу поставленных вопросов будет направлен после получения необходимой информации. До настоящего времени указанный ответ в адрес Ассоциации российских банков так и не поступил.

Обращаем особое внимание на то, что в настоящее время Банком России уже предприняты меры, направленные на регламентацию порядка применения санкций за правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4 статьи 15.27 КоАП (в редакции Закона N 176-ФЗ). Так, Банком России принято Указание от 17.12.2010 г. N 2542-У "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушения", что еще более усложняет ситуацию в условиях отсутствия каких-либо документов, содержащих рекомендации Банка России по вопросу реализации Закона N 176-ФЗ.

В связи с вышеизложенным просим Вас рассмотреть вопрос о возможности неприменения мер воздействия к банкам, допустившим нарушения требований Федерального закона в части изменений, внесенных Законом N 176-ФЗ, до устранения существующих правовых неопределенностей.


С уважением,

Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 21 февраля 2011 г. N А-02/5-125 "О неприменении принудительных мер воздействия к кредитным организациям за ненадлежащее исполнение требований Закона N 176-ФЗ"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.