Письмо Ассоциации российских банков от 21 марта 2011 г. N А-01/5-204 О заключении Ассоциации российских банков по проекту федерального закона N 385329-5 "О бухгалтерском учете"

Письмо Ассоциации российских банков от 21 марта 2011 г. N А-01/5-204


Досье на проект федерального закона

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 385329-5 "О бухгалтерском учете" (далее - Законопроект).

Законопроект разработан с целью устранения пробелов и устаревших положений действующего Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики. Законопроект направлен на приведение норм Закона N 129-ФЗ, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.

В этой связи Законопроект заслуживает концептуального одобрения. Вместе с тем, ряд положений Законопроекта нуждается в доработке. С этой целью Ассоциацией российских банков при участии кредитных организаций подготовлена таблица поправок к Законопроекту (прилагается) и заключение по Законопроекту (прилагается).

Ассоциация российских банков просит Вас учесть замечания и предложения банковского сообщества при доработке Законопроекта ко второму чтению.

Приложение на 34 л.


С уважением,

Президент

Г.А. Тосунян


Заключение
Ассоциации российских банков по проекту федерального закона N 385329-5 "О бухгалтерском учете"


Специалисты АРБ проанализировали проект федерального закона N 385329-5 "О бухгалтерском учете" (далее - Законопроект), принятый Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении.

Законопроект направлен на приведение норм Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности. В этой связи Законопроект заслуживает концептуальной поддержки. Вместе с тем, полагаем, что некоторые положения Законопроекта нуждаются в доработке.

1. Статьей 3 Законопроекта определены основные понятия, используемые в Законопроекте. В пункте 3 части 1 статьи 3 Законопроекта раскрывается понятие "стандарт бухгалтерского учета".

В соответствии со статьей 21 Законопроекта требования к первичным документам и порядку документооборота могут устанавливаться национальными стандартами. Также из статьи 14 Законопроекта следует, что состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается национальными стандартами.

В этой связи предлагаем пункт 3 части 1 статьи 3 Законопроекта изложить в следующей редакции:

"3) стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету и документообороту, допустимые способы ведения бухгалтерского учета, а также требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности;".

2. В пункте 10 части 1 статьи 3 Законопроекта дано понятие "факт хозяйственной жизни", которым является сделка, событие, операция, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

В связи с тем, что факт хозяйственной жизни может оказать влияние на состав активов и обязательств без влияния на финансовый результат или на движение денежных средств (например, переклассификация актива или обязательства), предлагаем пункт 10 части 1 статьи 3 Законопроекта после слов "экономического субъекта" дополнить словами "состав активов и обязательств,".

3. В соответствии с частью 1 статьи 7 Законопроекта ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Согласно части 2 статьи 7 Законопроекта руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Полагаем целесообразным дополнить часть 2 статьи 7 Законопроекта положением, предусматривающим ответственность руководителя экономического субъекта.

Кроме того, из части 6 статьи 7 Законопроекта следует, что только руководитель экономического субъекта может давать главному бухгалтеру либо иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета либо с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, указания о порядке ведения бухгалтерского учета.

Учитывая изложенное, предлагаем дополнить часть 2 статьи 7 Законопроекта новыми предложениями следующего содержания:

"Главный бухгалтер, иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, подчиняется непосредственно руководителю экономического субъекта. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, а также за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель экономического субъекта.".

4. Пунктом 1 части 6 статьи 7 Законопроекта установлено, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета либо с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, главный бухгалтер (иное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) принимают данные, содержащиеся в первичном учетном документе, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию.

Поскольку руководитель экономического субъекта может дать распоряжение не только отразить первичный учетный документ, но и указать порядок отражения объекта бухгалтерского учета, предлагаем дополнить пункт 1 части 6 статьи 7 Законопроекта нормой, предусматривающей, что в случае разногласий порядок отражения объекта также бухгалтерского учета устанавливается в письменном распоряжении руководителя.

В этой связи также предлагаем пункт 1 части 6 статьи 7 Законопроекта после слов "по письменному распоряжению руководителя" дополнить словами "и (или) в порядке, установленном в письменном распоряжении руководителя".

5. В Законопроекте отсутствует положение, устанавливающее, какими документами должны утверждаться план счетов и формы первичных учетных документов.

В этой связи предлагаем часть 1 статьи 8 Законопроекта, определяющую понятие учетной политики, дополнить предложением вторым следующего содержания:

"Учетная политика также должна включать план счетов бухгалтерского учета и формы первичных учетных документов.".

6. В соответствии со статьей 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Во избежание составления российскими организациями, особенно с иностранным участием, первичных учетных документов на иностранном языке предлагаем внести в часть 3 статьи 9 Законопроекта изменения, уточняющие, что первичные учетные документы составляются исключительно на русском языке.

В этой связи предлагаем часть 3 статьи 9 Законопроекта дополнить новым предложением следующего содержания:

"Первичный учетный документ составляется на русском языке.".

7. В соответствии с частью 4 статьи 9 Законопроекта формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта деятельности по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом часть 2 статьи 9 Законопроекта содержит перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.

На практике встречаются случаи, когда первичные учетные документы подписываются представителями двух организаций, руководители которых утверждают разные формы таких первичных учетных документов. В этой связи может возникнуть необходимость в создании первичного документа, форма которого не была заранее утверждена руководителем. Однако в Законопроекте фактически запрещается делегирование полномочий по вопросам утверждения формы первичных документов уполномоченным лицам, несмотря на то, что Законопроект содержит исчерпывающий перечень их обязательных реквизитов. В этой связи рекомендуем дополнить часть 4 статьи 9 Законопроекта формулировкой о делегировании, в случае необходимости, руководителем организации своих полномочий по утверждению формы первичных учетных документов уполномоченным лицам.

Кроме того, в случаях, когда первичные документы подписываются представителями двух организаций, руководители которых могли утвердить разные формы для подобных первичных документов, а также, учитывая, что к фактам хозяйственной деятельности Законопроектом отнесены и сделки, считаем необходимым в статье 9 Законопроекта предусмотреть возможность установления формы первичного учетного документа, которым будут оформляться факты хозяйственной деятельности в соответствии с договором с другим экономическим субъектом.

В этой связи предлагаем часть 4 статьи 9 Законопроекта дополнить новыми предложениями следующего содержания:

"В случае необходимости руководитель экономического субъекта вправе делегировать свои полномочия по утверждению форм первичных учетных документов иным лицам. Факты хозяйственной деятельности, возникающие в результате заключения и исполнения договоров/сделок с другими экономическими субъектами, могут быть оформлены первичными учетными документами, формы которых предусмотрены этими договорами/сделками, если иное не установлено федеральными законами.".

8. Пунктом 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы. Также в пункте 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определены цели составления сводных учетных документов - осуществление контроля и упорядочение обработки данных о хозяйственных операциях.

Предлагаем сохранить в Законопроекте норму, установленную пунктом 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, так как указанная норма облегчает (упрощает) регистрацию фактов хозяйственной деятельности в регистрах бухгалтерского учета.

В этой связи следует статью 9 Законопроекта дополнить новой частью следующего содержания:

"Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.".

9. Согласно части 3 статьи 10 Законопроекта бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено национальными стандартами.

Аналогичная норма содержится в пункте 4 статьи 8 Закона N 129-ФЗ. При этом в указанном пункте говорится, что данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

В этой связи предлагаем дополнить часть 3 статьи 10 Законопроекта предложением вторым следующего содержания:

"Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.".

10. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 9 Законопроекта обязательным реквизитом первичного учетного документа является, в частности, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения.

Согласно действующим требованиям бухгалтерского учета в ряде случаев учет ведется только в штуках или учетных единицах. Так, в частности в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 302-П) учет ценных бумаг на счетах депо ведется кредитными организациями в штуках (подпункт 11.2 пункта 11 Главы Д Части II Положения N 302-П), а учет операций с драгоценными металлами - в учетных единицах чистой (для золота) или лигатурной (для серебра, платины и палладия) массы металла (пункт 1.18 Части I и пункт 2.9 Раздела 2 Главы А Части II Положения N 302-П).

Принимая во внимание положение пункта 5 части 2 статьи 9 Законопроекта, а также учитывая действующие требования порядка учета отдельных операций, предлагаем пункт 5 части 4 статьи 10 Законопроекта изложить в следующей редакции:

"5) величина денежного измерения или натурального измерения, единица которого может быть установлена национальными или отраслевыми стандартами, фактов хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;".

Кроме того, предлагаем внести аналогичные изменения в статью 12 Законопроекта.

В этих целях наименование статьи 12 Законопроекта предлагаем изложить в следующей редакции:

"Статья 12. Измерение объектов бухгалтерского учета".

Часть 1 статьи 12 изложить в следующей редакции:

"1. Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению или натуральному измерению, единица которого может быть установлена национальными или отраслевыми стандартами.".

Статью 12 Законопроекта дополнить новой частью 4 следующего содержания:

"4. Натуральное измерение объектов бухгалтерского учета производится в натуральных показателях, в том числе установленных национальными или отраслевыми стандартами.".

11. Частью 4 статью 10 Законопроекта установлены обязательные реквизиты регистра бухгалтерского учета.

В целях установления связи между регистрами бухгалтерского учета и планом счетов, а также корреляции между планом счетов и процессом регистрации и накопления фактов хозяйственной жизни предлагаем часть 4 статьи 10 Законопроекта дополнить новым пунктом 8 следующего содержания:

"8) номер лицевого счета в соответствии с утвержденным планом счетов бухгалтерского учета.".

12. Статьей 14 Законопроекта определен состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. В частности, в статье 14 Законопроекта предусмотрены особенности установления состава бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных экономических субъектов. Так, например, согласно части 5 статьи 14 Законопроекта состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Банка России устанавливается Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Однако в статье 14 Законопроекта отсутствует положение о порядке установления состава бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций.

При этом в статье 21 Законопроекта содержатся нормы, предусматривающие особенности установления бухгалтерского учета как для Банка России, так и для кредитных организаций.

В целях унификации положений Законопроекта предлагаем статью 14 Законопроекта дополнить новой частью 6 следующего содержания:

"6. Состав и формы бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций устанавливаются Центральным банком Российской Федерации (Банком России) в форме отраслевого стандарта.".

13. Частью 2 статьи 18 Законопроекта установлено, что обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Вместе с тем, рядом специальных федеральных законов для некоторых юридических лиц установлен особый порядок утверждения отчетности.

Так, например, отчетность акционерных обществ должна быть утверждена на годовом собрании акционеров, которое в соответствии со статьей 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" проводится не позднее 6 месяцев после окончания финансового года.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О банке развития" годовой отчет Внешэкономбанка составляется ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, и утверждается наблюдательным советом Внешэкономбанка не позднее 15 июня года, следующего за отчетным.

Статьей 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" годовой отчет государственной корпорации утверждается в срок до 1 июля года, следующего за отчетным.

При этом статьей 289 НК РФ и нормативными актами Минфина России предусмотрены сроки подачи налоговых деклараций за прошедший год не позднее 28 марта и сроки публикации годового отчета, учитывающего налоговые платежи, - не позднее 01 июня года, следующего за отчетным.

Таким образом, ряду экономических субъектов необходим дополнительный месяц для составления годовой бухгалтерской отчетности.

В этой связи предлагаем часть 2 статьи 18 Законопроекта дополнить новым предложением вторым следующего содержания:

"В случае если федеральным законом для экономического субъекта установлены сроки утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, превышающие три месяца после окончания отчетного периода, обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее одного месяца с момента утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.".

14. В соответствии с частью 5 статьи 21 Законопроекта отраслевые стандарты устанавливают особенности применения национальных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

В настоящее время экономические субъекты отдельно осуществляют ведение бухгалтерского учета, налогового учета и учета по МСФО. В целях снижения затрат экономических субъектов на ведение тройного учета финансово-хозяйственной деятельности предлагаем дополнить статью 21 Законопроекта новой частью 19 следующего содержания:

"19. Подготовка национальных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета осуществляется с учетом действующих Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) в целях сближения стандартов бухгалтерского учета и стандартов МСФО.".

15. В соответствии с частью 6 статьи 21 Законопроекта план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Банка России.

Частью 18 статьи 21 Законопроекта предусмотрены особенности порядка утверждения документов для организации и ведения бухгалтерского учета Банком России, в том числе план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения.

Принимая во внимание особенности правового регулирования деятельности кредитных организаций, а также в целях унификации положений Законопроекта предлагаем часть 6 статьи 21 Законопроекта изложить в следующей редакции:

"6. Документы для организации и ведения бухгалтерского учета кредитными организациями, в том числе план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, утверждаются Центральным банком Российской Федерации (Банком России) в форме отраслевого стандарта.".

16. В статье 22 Законопроекта определены субъекты регулирования бухгалтерского учета. В соответствии с частью 1 статьи 22 Законопроекта государственное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляют уполномоченный федеральный орган, а также иные органы, которым федеральными законами предоставлены полномочия по нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учета.

В части 2 статьи 23 Законопроекта закреплены функции иных органов, которым федеральными законами предоставлены полномочия по нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учета, в пределах их компетенции.

В целях участия указанных органов в принятии, обсуждении, согласовании и утверждении отраслевых стандартов предлагаем в часть 2 статьи 23 Законопроекта внести следующие изменения:

а) пункт 1 части 2 статьи 23 Законопроекта изложить в следующей редакции:

"1) рассматривают проекты отраслевых стандартов, выносят проекты отраслевых стандартов на обсуждение заинтересованных сторон, утверждают отраслевые стандарты и дают разъяснения по практике их применения;";

б) пункт 3 части 2 статьи 23 Законопроекта после слов "проектов национальных" дополнить словами "и отраслевых".

17. В соответствии с частью 2 статьи 22 Законопроекта к органам негосударственного регулирования бухгалтерского учета относятся саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета и включенные в установленном порядке в соответствующие государственные реестры саморегулируемых организаций, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации.

Статьей 24 Законопроекта предусмотрены функции субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

В целях участия субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета в принятии, обсуждении, согласовании и утверждении отраслевых стандартов, а также расширения функций субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета предлагаем внести в статью 24 Законопроекта следующие изменения:

а) пункт 1 после слов "проекты национальных" дополнить словами "и отраслевых";

б) пункт 3 после слов "проектов национальных" дополнить словами "и отраслевых";

в) дополнить статью 24 Законопроекта новым пунктом восьмым следующего содержания:

"8) обеспечивает соответствие проекта отраслевого стандарта национальному стандарту, на основе которого разработан проект отраслевого стандарта.".

18. В статье 27 Законопроекта предусмотрен порядок разработки и утверждения национальных стандартов.

В целях информирования заинтересованных лиц о причинах отклонения или неполного учета представленных ими замечаний и предложений к проекту национального стандарта предлагаем внести соответствующие изменения в часть 7 статьи 27 Законопроекта.

В этой связи предложение второе части 7 статьи 27 Законопроекта предлагаем дополнить словами "с указанием причин отклонения и/или неполного учета замечаний заинтересованных лиц в случае, если эти замечания при разработке проекта национального стандарта были отклонены разработчиком или учтены не полностью.".


Таблица поправок к проекту федерального закона N 385329-5 "О бухгалтерском учете" (далее - Законопроект)


NN п/п

Текст, к которому предлагается поправка

Содержание поправки

Новая редакция текста Законопроекта с предлагаемыми поправками

Примечание

(обоснование поправки)

1.

Статья 3

Пункт 3 части 1:

"3) стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета;".

Статья 3

Пункт 3 части 1 статьи 3 изложить в следующей редакции:

"3) стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету и документообороту, допустимые способы ведения бухгалтерского учета, а также требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности;".

Статья 3

Пункт 3 части 1:

"3) стандарт бухгалтерского учета - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету и документообороту, допустимые способы ведения бухгалтерского учета, а также требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности;".

Предлагаемая поправка вносит уточнения в дефиницию понятия "стандарт бухгалтерского учета" и обусловлена наличием в статье 21 Законопроекта положения, предусматривающего, что требования к первичным документам и порядку документооборота могут устанавливаться национальными стандартами, а также наличием в статье 14 Законопроекта положения, что состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается национальными стандартами.

2.

Статья 3

Пункт 10 части 1:

"10) факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.".

Статья 3

Пункт 10 части 1 после слов "экономического субъекта" дополнить словами "состав активов и обязательств".

Статья 3

Пункт 10 части 1:

"10) факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, состав активов и обязательств, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.".

Предлагаемая поправка обусловлена тем, что факт хозяйственной жизни может оказать влияние на состав активов и обязательств без влияния на финансовый результат или на движение денежных средств (например, переклассификация актива или обязательства).

3.

Статья 7

Часть 2:

"2. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.".

Статья 7

Часть 2 дополнить новыми предложениями четвертым и пятым следующего содержания:

"Главный бухгалтер, иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, подчиняется непосредственно руководителю экономического субъекта. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, а также за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель экономического субъекта.".

Статья 7

Часть 2:

"2. Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя. Главный бухгалтер, иное должностное лицо экономического субъекта, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, подчиняется непосредственно руководителю экономического субъекта. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, а также за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель экономического субъекта.".

Предлагаемая поправка обусловлена тем, что в соответствии с частью 1 статьи 7 Законопроекта ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Согласно части 2 статьи 7 Законопроекта руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Кроме того, из части 6 статьи 7 Законопроекта следует, что только руководитель экономического субъекта может давать главному бухгалтеру либо иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета либо с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, указания о порядке ведения бухгалтерского учета.

4.

Статья 7

Пункт 1 части 6:

"1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета либо с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;".

Статья 7

Пункт 1 части 6 после слов "по письменному распоряжению руководителя" дополнить словами "и (или) в порядке, установленном в письменном распоряжении руководителя".

Статья 7

Пункт 1 части 6:

"1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета либо с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя и (или) в порядке, установленном в письменном распоряжении руководителя, который едино-лично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;".

Предлагаемая поправка обусловлена тем, что руководитель субъекта экономического субъекта может дать распоряжение не только отразить первичный учетный документ, но и указать порядок отражения объекта бухгалтерского учета.

5.

Статья 8

Часть 1:

"1. Совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая экономическим субъектом, составляет его учетную политику.".

Статья 8

Часть 1 дополнить предложением вторым следующего содержания:

"Учетная политика также должна включать план счетов бухгалтерского учета и формы первичных учетных документов.".

Статья 8

Часть 1:

"1. Совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая экономическим субъектом, составляет его учетную политику. Учетная политика также должна включать план счетов бухгалтерского учета и формы первичных учетных документов.".

Предлагаемая поправка обусловлена необходимостью включения положения, устанавливающего порядок утверждения плана счетов и форм первичных учетных документов.

6.

Статья 9

Часть 3:

"3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, - непосредственно после его окончания.".

Статья 9

Часть 3 дополнить предложением вторым следующего содержания:

"Первичный учетный документ составляется на русском языке.".

Статья 9

Часть 3:

"3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, - непосредственно после его окончания. Первичный учетный документ составляется на русском языке.".

Предлагаемая поправка обусловлена необходимость недопущения составления российскими организациями, особенно с иностранным участием, первичных учетных документов на иностранном языке, поскольку в соответствии со статьей 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

7.

Статья 9

Часть 4:

"4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для бюджетных учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов (далее - организации бюджетной сферы) устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.".

Статья 9

Часть 4 дополнить вторым и третьим предложениями следующего содержания:

"В случае необходимости руководитель экономического субъекта вправе делегировать свои полномочия по утверждению форм первичных учетных документов иным лицам. Факты хозяйственной деятельности, возникающие в результате заключения и исполнения договоров/сделок с другими экономическими субъектами, могут быть оформлены первичными учетными документами, формы которых предусмотрены этими договорами/сделками, если иное не установлено федеральными законами.".

Статья 9

Часть 4:

"4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В случае необходимости руководитель экономического субъекта вправе делегировать свои полномочия по утверждению форм первичных учетных документов иным лицам. Факты хозяйственной деятельности, возникающие в результате заключения и исполнения договоров/сделок с другими экономическими субъектами, могут быть оформлены первичными учетными документами, формы которых предусмотрены этими договорами/сделками, если иное не установлено федеральными законами. Формы первичных учетных документов для бюджетных учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов (далее - организации бюджетной сферы) устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.".

Предлагаемая поправка обусловлена тем, что на практике встречаются случаи, когда первичные учетные документы подписываются представителями двух организаций, руководители которых утверждают разные формы таких первичных учетных документов. В этой связи может возникнуть необходимость в создании первичного документа, форма которого не была заранее утверждена руководителем. Однако в Законопроекте фактически запрещается делегирование полномочий по вопросам утверждения формы первичных документов уполномоченным лицам, несмотря на то, что Законопроект содержит исчерпывающий перечень их обязательных реквизитов.

Кроме того, в случаях, когда первичные документы подписываются представителями двух организаций, руководители которых могли утвердить разные формы для подобных первичных документов, а также, учитывая, что к фактам хозяйственной деятельности Законопроектом отнесены и сделки, необходимо в статье 9 Законопроекта предусмотреть возможность установления формы первичного учетного документа, которым будут оформляться факты хозяйственной деятельности в соответствии с договором с другим экономическим субъектом.

8.

Статья 9

"1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, - непосредственно после его окончания.

4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для бюджетных учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов (далее - организации бюджетной сферы) устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено предоставление первичного учетного документа другому лицу или государственному органу на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или органа изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.".

Статья 9

Дополнить новой частью 9 следующего содержания:

"9. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.".

Статья 9

"1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего сделку, операцию и ответственного за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, - непосредственно после его окончания.

4. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для бюджетных учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов (далее - организации бюджетной сферы) устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено предоставление первичного учетного документа другому лицу или государственному органу на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или органа изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

9. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.".

Предлагаемая поправка обусловлена необходимость сохранения в Законопроекте нормы пункта 6 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), которой установлено, что на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы. Также в пункте 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определены цели составления сводных учетных документов - осуществление контроля и упорядочение обработки данных о хозяйственных операциях.

Поправка направлена на упрощение регистрацию фактов хозяйственной деятельности в регистрах бухгалтерского учета.

9.

Статья 10

Часть 3:

"3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено национальными стандартами.".

Статья 10

Часть 3 дополнить предложением вторым следующего содержания:

"Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.".

Статья 10

Часть 3:

"3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено национальными стандартами. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.".

Предлагаемая поправка обусловлена необходимостью сохранения в Законопроекте нормы пункта 4 статьи 8 Закона N 129-ФЗ,в соответствии с которой данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

10.

Статья 10

Пункт 5 части 4:

"5) величина денежного измерения фактов хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;".

Статья 10

Пункт 5 части 4 изложить в следующей редакции:

"5) величина денежного измерения или натурального измерения, единица которого может быть установлена национальными или отраслевыми стандартами, фактов хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;".

Статья 10

Пункт 5 части 4:

"5) величина денежного измерения или натурального измерения, единица которого может быть установлена национальными или отраслевыми стандартами, фактов хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;".

Предлагаемая поправка обусловлена тем, что в соответствии с действующими требованиями бухгалтерского учета в ряде случаев учет ведется только в штуках или учетных единицах. Так, в частности в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 302-П) учет ценных бумаг на счетах депо ведется кредитными организациями в штуках (подпункт 11.2 пункта 11 Главы Д Части II Положения N 302-П), а учет операций с драгоценными металлами - в учетных единицах чистой (для золота) или лигатурной (для серебра, платины и палладия) массы металла (пункт 1.18 Части I и пункт 2.9 Раздела 2 Главы А Части II Положения N 302-П).

11.

Статья 10

Часть 4:

"4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка фактов хозяйственной жизни;

5) величина денежного измерения фактов хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.".

Статья 10

Часть 4 дополнить новым подпунктом восьмым следующего содержания:

"8) номер лицевого счета в соответствии с утвержденным планом счетов бухгалтерского учета.".

Статья 10

Часть 4:

"4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка фактов хозяйственной жизни;

5) величина денежного измерения фактов хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц;

8) номер лицевого счета в соответствии с утвержденным планом счетов бухгалтерского учета.".

Предлагаемая поправка обусловлена необходимостью установления связи между регистрами бухгалтерского учета и планом счетов, а также корреляции между планом счетов и процессом регистрации и накопления фактов хозяйственной жизни.

12.

Статья 12

"Статья 12. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета

1. Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению.

2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации.

3. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, денежное измерение объектов бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится на основании официального курса иностранной валюты по отношению к валюте Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.".

Статья 12

Внести следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 12. Измерение объектов бухгалтерского учета";

2) Часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению или натуральному измерению, единица которого может быть установлена национальными или отраслевыми стандартами.";

3) дополнить новой частью 4 следующего содержания:

"4. Натуральное измерение объектов бухгалтерского учета производится в натуральных показателях, в том числе установленных национальными или отраслевыми стандартами.".

Статья 12

"Статья 12. Измерение объектов бухгалтерского учета

1. Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению или натуральному измерению, единица которого может быть установлена национальными или отраслевыми стандартами.

2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации.

3. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, денежное измерение объектов бухгалтерского учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится на основании официального курса иностранной валюты по отношению к валюте Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации.

4. Натуральное измерение объектов бухгалтерского учета производится в натуральных показателях, в том числе установленных национальными или отраслевыми стандартами.".

Предлагаемые поправки обусловлены тем, что в соответствии с действующими требованиями бухгалтерского учета в ряде случаев учет ведется только в штуках или учетных единицах. Так, в частности в соответствии с Положением Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 302-П) учет ценных бумаг на счетах депо ведется кредитными организациями в штуках (подпункт 11.2 пункта 11 Главы Д Части II Положения N 302-П), а учет операций с драгоценными металлами - в учетных единицах чистой (для золота) или лигатурной (для серебра, платины и палладия) массы металла (пункт 1.18 Части I и пункт 2.9 Раздела 2 Главы А Части II Положения N 302-П).

13.

Статья 14

"1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним.

2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, общественного объединения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

3. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается национальными стандартами.

4. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".".

Статья 14

Дополнить новой частью 6 следующего содержания:

"6. Состав и формы бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций устанавливаются Центральным банком Российской Федерации (Банком России) в форме отраслевого стандарта.".

Статья 14

"1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним.

2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, общественного объединения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными
федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

3. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается национальными стандартами.

4. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

6. Состав и формы бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций устанавливаются Центральным банком Российской Федерации (Банком России) в форме отраслевого стандарта.".

Предлагаемые поправки обусловлены необходимостью унификации отдельных положений статьи 14 Законопроекта. Так, в статье 14 Законопроекта предусмотрены особенности установления состава бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных экономических субъектов. В частности, согласно части 5 статьи 14 Законопроекта состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Банка России устанавливается Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Однако статья 14 Законопроекта не содержит положений о порядке установления состава бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, правовое регулирование деятельности которых осуществляется специальными нормами.

14.

Статья 18

Часть 2:

"2. Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.".

Статья 18

Часть 2 дополнить новым предложением вторым следующего содержания:

"В случае если федеральным законом для экономического субъекта установлены сроки утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, превышающие три месяца после окончания отчетного периода, обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее одного месяца с момента утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.".

Статья 18

Часть 2:

"2. Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. В случае если федеральным законом для экономического субъекта установлены сроки утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, превышающие три месяца после окончания отчетного периода, обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее одного месяца с момента утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.".

Предлагаемая поправка обусловлена тем, что рядом специальных федеральных законов для некоторых юридических лиц установлен особый порядок утверждения отчетности. Так, например, отчетность акционерных обществ должна быть утверждена на годовом собрании акционеров, которое в соответствии со статьей 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" проводится не позднее 6 месяцев после окончания финансового года. В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О банке развития" годовой отчет Внешэкономбанка составляется ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, и утверждается наблюдательным советом Внешэкономбанка не позднее 15 июня года, следующего за отчетным. Статьей 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" годовой отчет государственной корпорации утверждается в срок до 1 июля года, следующего за отчетным. При этом статьей 289 НК РФ и нормативными актами Минфина России предусмотрены сроки подачи налоговых деклараций за прошедший год не позднее 28 марта и сроки публикации годового отчета, учитывающего налоговые платежи, - не позднее 01 июня года, следующего за отчетным. Таким образом, ряду экономических субъектов необходим дополнительный месяц для составления годовой бухгалтерской отчетности.

15.

Статья 21

"1. К документам в области бухгалтерского учета, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

1) национальные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

2. Национальные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено в этих стандартах.

3. Национальные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) признаки активов, обязательств, других источников финансирования деятельности экономического субъекта, доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, а также порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

4) требования к учетной политике, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, инвентаризации активов и обязательств;

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения в ней объектов;

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения в ней объектов;

10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

4. Национальные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету, включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

5. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения национальных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

6. План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Центрального банка Российской Федерации.

7. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются с целью правильного применения национальных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

8. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

9. Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения национальных и (или) отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных национальными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

10. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению хозяйственной деятельности.

11. Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета.

12. Стандарты экономического субъекта могут разрабатываться и утверждаться этим субъектом самостоятельно.

13. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливается этим субъектом самостоятельно.

14. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями, включая филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

15. Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

16. Национальные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить национальным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не могут противоречить национальным и отраслевым стандартам.

17. Национальные и отраслевые стандарты, а также программа разработки национальных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

18. Документы для организации и ведения бухгалтерского учета Центральным банком Российской Федерации, в том числе план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".".

Статья 21

Внести следующие изменения:

1) часть 6 изложить в следующей редакции:

"6. Документы для организации и ведения бухгалтерского учета кредитными организациями, в том числе план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, утверждаются Центральным банком Российской Федерации (Банком России) в форме отраслевого стандарта.";

2) дополнить новой частью 19 следующего содержания:

"19. Подготовка национальных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета осуществляется с учетом действующих Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) в целях сближения стандартов бухгалтерского учета и стандартов МСФО.".

Статья 21

"1. К документам в области бухгалтерского учета, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

1) национальные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

2. Национальные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено в этих стандартах.

3. Национальные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) признаки активов, обязательств, других источников финансирования деятельности экономического субъекта, доходов, расходов, фактов хозяйственной жизни, а также порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

3) порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

4) требования к учетной политике, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, инвентаризации активов и обязательств;

5) план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения в ней объектов;

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения в ней объектов;

10) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

4. Национальные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учету, включая учетную политику, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности.

5. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения национальных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

6. Документы для организации и ведения бухгалтерского учета кредитными организациями, в том числе план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, утверждаются Центральным банком Российской Федерации (Банком России) в форме отраслевого стандарта.

7. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются с целью правильного применения национальных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

8. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.

9. Рекомендации в области бухгалтерского учета могут приниматься в отношении порядка применения национальных и (или) отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных национальными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

10. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению хозяйственной деятельности.

11. Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета.

12. Стандарты экономического субъекта могут разрабатываться и утверждаться этим субъектом самостоятельно.

13. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливается этим субъектом самостоятельно.

14. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями, включая филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

15. Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

16. Национальные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить национальным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не могут противоречить национальным и отраслевым стандартам.

17. Национальные и отраслевые стандарты, а также программа разработки национальных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.

18. Документы для организации и ведения бухгалтерского учета Центральным банком Российской Федерации, в том числе план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

19. Подготовка национальных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета осуществляется с учетом действующих Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) в целях сближения стандартов бухгалтерского учета и стандартов МСФО.".

1) В соответствии с частью 6 статьи 21 Законопроекта план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативным правовым актом Банка России.

Частью 18 статьи 21 Законопроекта предусмотрены особенности порядка утверждения документов для организации и ведения бухгалтерского учета Банком России, в том числе план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения. Предлагаемая поправка учитывает особенности правового регулирования деятельности кредитных организаций и направлена на унификацию положений статьи 21 Законопроекта.

2) В настоящее время экономические субъекты отдельно осуществляют ведение бухгалтерского учета, налогового учета и учета по МСФО. Принятие данной поправки позволит снизить затраты экономических субъектов на ведение тройного учета финансово-хозяйственной деятельности.

16.

Статья 23

Часть 2:

"2. Иные органы, которым федеральными законами предоставлены полномочия по нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учета, в пределах их компетенции:

1) утверждают отраслевые стандарты и дают разъяснения по практике их применения;

2) участвуют в подготовке и согласовывают программу разработки национальных стандартов;

3) участвуют в экспертизе проектов национальных стандартов;

4) участвуют совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;

5) осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.".

Статья 23

В часть 2 внести следующие изменения:

1) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) рассматривают проекты отраслевых стандартов, выносят проекты отраслевых стандартов на обсуждение заинтересованных сторон, утверждают отраслевые стандарты и дают разъяснения по практике их применения;";

2) пункт 3 после слов "проектов национальных" дополнить словами "и отраслевых".

Статья 23

Часть 2:

"2. Иные органы, которым федеральными законами предоставлены полномочия по нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учета, в пределах их компетенции:

1) рассматривают проекты отраслевых стандартов, выносят проекты отраслевых стандартов на обсуждение заинтересованных сторон, утверждают отраслевые стандарты и дают разъяснения по практике их применения;

2) участвуют в подготовке и согласовывают программу разработки национальных и отраслевых стандартов;

3) участвуют в экспертизе проектов национальных стандартов;

4) участвуют совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;

5) осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.".

Предлагаемые поправки направлены на участие иных органов, которым федеральными законами предоставлены полномочия по нормативно-правовому регулированию бухгалтерского учета, в пределах их компетенции, в принятии, обсуждении, согласовании и утверждении отраслевых стандартов.

17.

Статья 24

"Субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета:

1) разрабатывает проекты национальных стандартов, проводит публичное обсуждение этих проектов и представляет их уполномоченному федеральному органу;

2) участвует в подготовке программы разработки национальных стандартов;

3) участвует в экспертизе проектов национальных стандартов;

4) обеспечивает соответствие проекта национального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект национального стандарта;

5) разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учета;

6) обобщает практику применения национальных и отраслевых стандартов и разрабатывает предложения по их совершенствованию;

7) участвует в разработке международных стандартов.".

Статья 24

Внести следующие изменения:

1) пункт 1 после слов "проекты национальных" дополнить словами "и отраслевых";

2) пункт 3 после слов "проектов национальных" дополнить словами "и отраслевых";

в) дополнить новым пунктом восьмым следующего содержания:

"8) обеспечивает соответствие проекта отраслевого стандарта национальному стандарту, на основе которого разработан проект отраслевого стандарта.".

Статья 25

"Субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета:

1) разрабатывает проекты национальных и отраслевых стандартов, проводит публичное обсуждение этих проектов и представляет их уполномоченному федеральному органу;

2) участвует в подготовке программы разработки национальных стандартов;

3) участвует в экспертизе проектов национальных и отраслевых стандартов;

4) обеспечивает соответствие проекта национального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект национального стандарта;

5) разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учета;

6) обобщает практику применения национальных и отраслевых стандартов и разрабатывает предложения по их совершенствованию;

7) участвует в разработке международных стандартов;

8) обеспечивает соответствие проекта отраслевого стандарта национальному стандарту, на основе которого разработан проект отраслевого стандарта.".


В соответствии с частью 2 статьи 22 Законопроекта к органам негосударственного регулирования бухгалтерского учета относятся саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета и включенные в установленном порядке в соответствующие государственные реестры саморегулируемых организаций, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации. Статьей 24 Законопроекта предусмотрены функции субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Предлагаемые поправки направлены на расширение функций субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

18.

Статья 27

Часть 7:

"7. Доработанный проект национального стандарта не позднее десяти рабочих дней после дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта в печатном издании публикуется разработчиком в этом же печатном издании. Одновременно разработчик размещает на своем официальном сайте в сети Интернет доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанные документы, размещенные на официальном сайте разработчика в сети Интернет, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.".

Статья 27

Предложение второе части 7 дополнить словами "с указанием причин отклонения и/или неполного учета замечаний заинтересованных лиц в случае, если эти замечания при разработке проекта национального стандарта были отклонены разработчиком или учтены не полностью.".

Статья 27

Часть 7:

"7. Доработанный проект национального стандарта не позднее десяти рабочих дней после дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта в печатном издании публикуется разработчиком в этом же печатном издании. Одновременно разработчик размещает на своем официальном сайте в сети Интернет доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с указанием причин отклонения и/или неполного учета замечаний заинтересованных лиц в случае, если эти замечания при разработке проекта национального стандарта были отклонены разработчиком или учтены не полностью. Указанные документы, размещенные на официальном сайте разработчика в сети Интернет, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.".

Предлагаемые поправки направлены на информирование заинтересованных лиц о причинах отклонения или неполного учета представленных ими замечаний и предложений к проекту национального стандарта.


Письмо Ассоциации российских банков от 21 марта 2011 г. N А-01/5-204


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.