Письмо Ассоциации российских банков от 4 апреля 2011 г. N А-01/1Е-240 О проекте Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма"

Письмо Ассоциации российских банков от 4 апреля 2011 г. N А-01/1Е-240


Ассоциацией российских банков неоднократно ставился вопрос о необходимости решения проблемы, связанной с согласованием кредитными организациями Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее - ПВК).

Согласно абзацу девятому пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (далее - Закон о ПОД/ФТ) ПВК разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - Банком России по согласованию с Росфинмониторингом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.

Во исполнение данной законодательной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом", в пункте 2 которого определено, что ПВК в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Росфинмониторинг.

Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 N 967-р утверждены "Рекомендации по разработке организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Рекомендации). В соответствии с пунктом 1 Рекомендаций кредитные организации исключены из перечня организаций, разработка ПВК, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма которых относится к предмету регулирования Рекомендаций.

Банком России, в свою очередь, в отношении кредитных организаций издано специальное указание оперативного характера от 13.07.2005 N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", которое согласовано с Росфинмониторингом.

Таким образом, в настоящее время разработка ПВК осуществляется всеми кредитными организациями на основании рекомендаций Банка России и сами ПВК утверждаются также непосредственно и исключительно Банком России.

Однако, несмотря на все вышеизложенное, по мнению Федеральной службы по финансовым рынкам, кредитные организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, должны согласовывать ПВК не только в Банке России, но и в ФСФР России

При этом до настоящего времени указанная позиция не согласована с ни с Банком России, ни с Росфинмониторингом, а требования, предъявляемые ФСФР России к кредитным организациям, не согласованы с нормативно утвержденными требованиями Банка России.

Однако в нарушение действующего законодательства ФСФР России уже на протяжении длительного времени предъявляет к кредитным организациям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг требования о переработке ПВК и согласовании их с ФСФР России с учетом требований Положения "О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденного Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203.

Таким образом, сложилась ситуация, при которой кредитные организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, обязаны в соответствии с Законом о ПОД/ФТ согласовывать ПВК с Банком России и одновременно при отсутствии правовых оснований согласовывать ПВК с ФСФР России, что приводит к двойному контролю и необоснованным дополнительным расходам кредитных организаций.

С целью устранения указанного противоречия, а также недопущения предъявления к кредитным организациям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг двойных требований к согласованию ПВК Ассоциация российских банков разработала проект федерального закона ""О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" (прилагается).

Полагаем крайне важным в рамках этого Законопроекта урегулировать проблему распределения надзорных полномочий органов государственной власти в сфере ПОД/ФТ, уже длительное время вызывающую серьезную озабоченность банковского сообщества.

Приложение: на 1 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Проект


Федеральный закон
"О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма"


Внести в статью 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, 4011; N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776; 2010, N 29, ст. 3600; N 30, ст. 4007; N 31, ст. 4166) следующие изменения:

1) в пункте 2:

а) в абзаце девятом слова "с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации" заменить словами "в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций (в том, числе являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) - Центральным банком Российской Федерации с учетом предложений федерального органа исполнительной власти в сфере финансовых рынков.";

ГАРАНТ:

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

а) в абзаце десятом слова "для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом" заменить словами "для кредитных организаций (в том числе являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом и с учетом предложений федерального органа исполнительной власти в сфере финансовых рынков";

2) пункт 9 дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Контроль за исполнением кредитными организациями (в том, числе являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг) настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением ими внутреннего контроля осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации".


Президент Российской Федерации

Д. Медведев



Письмо Ассоциации российских банков от 4 апреля 2011 г. N А-01/1Е-240


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.