Письмо Ассоциации российских банков от 5 мая 2011 г. N А-02/5-315 О Федеральном законе от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Письмо Ассоциации российских банков от 5 мая 2011 г. N А-02/5-315

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 20 июня 2011 г. N 014-12-1/2431

Обращаемся к Вам по просьбе банков - членов АРБ в связи с вступлением с 24.01.2011 в силу Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 176-ФЗ). В соответствии со статьей 2 Закона N 176-ФЗ статья 15.27 КоАП РФ изложена в новой редакции, установившей несколько составов административных правонарушений за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).

В связи с указанной новой редакцией ст. 15.27 КоАП РФ возникают следующие проблемы правоприменительной практики, требующие скорого решения путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Во-первых, согласно статье 2 Закона N 176-ФЗ дела об административных нарушениях за неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ рассматриваются Федеральной службой по финансовому мониторингу (статья 23.62 КоАП РФ), Федеральной службой по финансовым рынкам (статья 23.47 КоАП РФ), Банком России в пределах своих полномочий (статья 23.47 КоАП РФ).

Должностные лица Банка России наделены полномочием составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 15.27 КоАП РФ, в соответствии с его задачами и функциями даже по делам, подлежащим рассмотрению иными органами (пункт 81 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

Согласно статье 23.1 КоАП РФ (в редакции Закона N 176-ФЗ) дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 15.27 КоАП РФ могут рассматриваться судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 15.27 КоАП РФ, возбуждаются прокурором (статья 28.4 КоАП РФ) и рассматриваются судьями (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ).

Таким образом, возникает ряд вопросов коллизионного характера.

С одной стороны, Кодекс об административных правонарушениях РФ устанавливает несколько органов, которые вправе привлекать кредитную организацию к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 1 - 4 статьи 15.27 КоАП РФ, а именно: ФСФМ России, Банк России (как орган банковского надзора) и ФСФР России (в отношении кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг). В результате изложенного возникает ситуация, сходная с той, которая сложилась по вопросам разработки и утверждения правил внутреннего контроля кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - ПВК), а также по вопросам подготовки и обучения кадров данных кредитных организаций. То есть требования в отношении кредитных организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг устанавливаются как Банком России, так и ФСФР России. В результате возникает правовая неопределенность в части прав и обязанностей кредитных организаций в области подзаконного регулирования отношений по ПОД/ФТ.

С другой стороны, положение осложняется тем, что Банк России наделен полномочием составлять протоколы об административных правонарушениях даже по делам, подлежащим рассмотрению иными органами.

Данные особенности (неопределенность, поливариантность) правового регулирования порождают опасность возникновения в ходе правоприменительной практики коллизий (регуляторного арбитража), нарушающих права кредитных организаций.

Представляется, что сложившаяся ситуация не может считаться нормальной. Правовая определенность необходима для того, чтобы участники соответствующих отношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав и обязанностей.

В связи с изложенным полагаем, что в законодательстве необходимо однозначно установить, что привлечение кредитной организации к административной ответственности должно осуществляться по единым правилам, независимо от наличия у нее статуса профессионального участника фондового рынка. Привлечение кредитных организаций к юридической ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 15.27 КоАП РФ, должно осуществляться исключительно Банком России. При этом необходимо обеспечить невозможность какого-либо двойного толкования соответствующих законодательных норм.

Во-вторых, в связи с вступлением в силу Закона N 176-ФЗ в законодательстве появилось несколько санкций за нарушение требований законодательства о ПОД/ФТ.

С одной стороны, Банк России наделен полномочиями по привлечению к административной ответственности за предусмотренное статьей 15.27 КоАП РФ неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ.

С другой стороны, Банк России вправе привлекать к юридической ответственности (также административно-правового вида) в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации (статья 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).

Таким образом, за неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ кредитная организация может быть привлечена Банком России к юридической ответственности в соответствии как с Кодексом об административных правонарушениях РФ, так и с Законом о Банке России. Законодательно не определен критерий, позволяющий Банку России руководствоваться при выборе подлежащего применению источника права, что имеет существенное практическое значение для кредитной организации в силу отличий правовых последствий данного выбора (в частности, в силу отличий правовых санкций, применяемых к кредитной организации).

В связи с изложенным просим Вас рассмотреть вопрос об исключении из статьи 15.27 КоАП РФ кредитных организаций как субъектов административной ответственности. При этом все вопросы административной ответственности банков должны решаться на основании статьи 74 Закона о Банке России.

В-третьих, в связи с новой редакцией статьи 15.27 КоАП РФ необоснованно ужесточаются квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля. Такие требования установлены Указанием Банка России от 09.08.2004 N 1486-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях" (далее - Указание ЦБ РФ N 1486-У), которым установлено, что ответственный сотрудник по ПОД/ФТ и сотрудники структурного подразделения по ПОД/ФТ считаются не соответствующими квалификационным требованиям при наличии административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

В результате применения к ответственным сотрудникам кредитных организаций по ПОД/ФТ санкций, предусмотренных статьей 15.27 КоАП РФ, эти сотрудники становятся не соответствующими квалификационным требованиям и вынуждены увольняться или переходить на другую работу. В результате желающих становиться ответственными сотрудниками не останется.

В связи с изложенным просим Вас поддержать позицию банковского сообщества о целесообразности исключения из статьи 15.27 КоАП РФ должностных лиц кредитных организаций как субъектов административной ответственности. До окончательного решения указанного вопроса на законодательном уровне просим Вас рассмотреть вопрос о приостановлении действия абзаца третьего пункта 4 Указания ЦБ РФ N 1486-У в части административной ответственности за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 5 мая 2011 г. N А-02/5-315


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.