Письмо Ассоциации российских банков от 24 мая 2011 г. N А-01/5-358 О Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Письмо Ассоциации российских банков от 24 мая 2011 г. N А-01/5-358

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме ФСФР России от 15 июня 2011 г. N 11-ДП-05/15533

27 июля 2010 года был принят Федеральный закон N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).

Данный Закон открывает новую страницу в развитии финансовой системы Российской Федерации, создает условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, притока иностранного капитала в Российскую Федерацию и создает предпосылки для создания в Москве мирового финансового центра.

Однако, отдельные содержательные недостатки и возникшие сложности при реализации Закона могут перечеркнуть этот положительный эффект.

По независящим от них причинам участники финансового рынка до настоящего времени не готовы к исполнению Закона. Причинами такой не готовности являются:

1. Отсутствие или несвоевременность издания подзаконных нормативных актов государственным органом, регулирующим деятельность на финансовом рынке. В силу ряда причин, связанных с изменением функций этого государственного органа в системе исполнительной власти, работа над подготовкой необходимых нормативных актов ведется только с декабря 2010 года. В результате из 10 предусмотренных Законом подзаконных нормативных актов принято только 3, хотя некоторые положения Закона уже вступили в силу.

2. Неопределенность в толковании положений Закона, касающихся противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также критериев манипулирования рынком, может повлечь многочисленные случаи привлечения к уголовной и административной ответственности.

Так, несмотря на развернутое определение в Законе действий, относящихся к манипулированию рынком, отсутствуют четкие математические критерии выявления признаков манипулирования в совершаемых профессиональными участниками сделках, что существенно затрудняет процесс их выявления, а следовательно, создает дополнительную неопределенность относительно потенциальной возможности применения к участникам рынка административной и уголовной ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 21 Закона, только на основании формального совпадения с критериями, разумность и обоснованность которых еще не проверена на практике.

3. Нормативные документы, уже принятые ФСФР, содержат ряд противоречий и положений, которые не позволяют выполнить их в принципе, либо требуют для своего выполнения несоразмерных ресурсных затрат субъектов исполнения Закона. Особенно много вопросов вызывает Приказ ФСФР от 21 января 2011 г. N 11-3/пз-н "Об утверждении положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях" (см. Приложение).

4. Наличие в самом Законе противоречивых требований:

1) невозможность, при определенных обстоятельствах выполнять нормы по направлению уведомлений инсайдерам или направлению сведений по совершаемым операциям. Например, период существования у физического лица статуса инсайдера профессионального участника рынка ценных бумаг может длиться не более полусуток с момента получения клиентского поручения на продажу/покупку финансового актива до момента его исполнения. В этом случае, сотрудник профучастника будет обладать инсайдерской информацией менее суток, а сам профучастник не сможет уведомить инсайдера ни о включении его в список инсайдеров, ни об его исключении, что влечет за собой административную ответственность согласно пп. 2 п. 5 статьи 24 Закона.

2) в соответствии со статьей 4 Закона владельцы более 25% голосов в высшем органе управления эмитента ценных бумаг являются его инсайдерами, однако в соответствии со статьей 9 Закона, эмитент не может включить своего акционера в список своих инсайдеров;

Вышеперечисленные проблемы фактически могут свести на нет положительный эффект от принятия Закона, поскольку:

- могут служить препятствием к полноценной реализации требований Закона;

- неопределенность в толковании положений Закона, непроработанность подзаконной базы, административных и технических процедур, а также отсутствие сложившейся практики его применения повлекут многочисленные случаи безусловного привлечения к уголовной и административной ответственности добросовестных участников рынка, прилагающих все усилия для исполнения Закона;

- упомянутые многочисленные административные и уголовные меры воздействия будут публичными, что представит в негативном свете все российское профессиональное сообщество и отразится на имидже рынка в целом;

- размер затрат на выполнение требований Закона может вынудить отдельных субъектов исполнения Закона прекратить свою профессиональную деятельность, а эмитентов - искать иные способы финансирования, что негативно скажется на инвестиционной привлекательности российского фондового рынка;

- нормативная база не проработана и не реализуема на практике, т.к. только отдельные документы, издаваемые ФСФР, проходят широкое обсуждение в профессиональном сообществе.

В связи с указанными обстоятельствами просим Вас:

1) Рассмотреть возможность инициирования Правительством Российской Федерации переноса до 2013 года срока вступления в силу отдельных статей Федерального закона N 224-ФЗ:

a. пункта 3 статьи 21 (новая редакция статьи 185.3 УК РФ "Манипулирование рынком");

b. пункта 3 статьи 24 (новая редакция статьи 15.30 КоАП РФ "Манипулирование рынком");

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 3 статьи 24" следует читать "пункта 4 статьи 24"

c. пункта 5 статьи 24 (статья 15.35 КоАП РФ "Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком");

2) Инициировать внесение изменения в статью 15.35 КоАП РФ "Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", включив в перечень санкций предупреждение.

3) Инициировать приостановление действия до 2013 года статьи 10 "Уведомление инсайдерами о совершенных ими операциях" Федерального закона N 224-ФЗ.

4) Инициировать внесение изменения в статью 1 Федерального закона N 224-ФЗ, дополнив ее частью 5 следующего содержания: "Обработка персональных данных для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, для осуществления функций и полномочий, выполнения обязанностей, возложенных настоящим Федеральным законом, не требует согласия соответствующего субъекта персональных данных".

5) Поручить ФСФР переработать ранее принятый Приказ 11-3/пз-н с учетом выявленных недостатков и провести его обсуждение с профессиональным сообществом.

6) Поручить ФСФР в срок до 1 сентября 2011 года разработать единый формат направления субъектами исполнения Федерального закона N 224-ФЗ информации об инсайдерах по аналогии с существующим в рамках исполнения Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также в срок до 1 января 2012 года - универсальное технологическое решение для создания "единой точки входа" направляемой информации об инсайдерах.

7) Поручить ФСФР создать рабочие группы с широким представительством субъектов рынка и их профессиональных ассоциаций по подготовке проектов нормативных актов во исполнение Федерального закона N 224-ФЗ по следующим направлениям:

a. Создание перечня инсайдерской информации;

b. Определение лиц, включаемых в списки инсайдеров различных субъектов закона;

c. Технологии передачи и обмена информацией, получение которой предусмотрено Федеральным законом 224-ФЗ;

d. Выработка критериев отнесения сделок к манипулированию рынком.

Приложение: на 2 л.


Приложение


Основные проблемы, возникающие при применении Приказа ФСФР от 21 января 2011 г. N 11-3/пз-н "Об утверждении положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях"


1. Четко не регламентирован порядок обмена информацией и порядок использования электронно-цифровой подписи;

2. Содержатся нормы, связанные с ограничением способов передачи информации в адрес организаторов торговли и ФСФР, в то время, как в отношении других участников отсутствует возможность установления таких ограничений, например, у крупных профессиональных участников, что создает значительные риски, связанные с возможностью нарушения Закона.

3. Сроки, установленные на получение подтверждений от лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в список инсайдеров и исключении из него (1 день) не дают возможность реализовать их на практике;

4. Отсутствует универсальное технологическое решение для создания единого информационного пространства в целях направления информации об инсайдерах эмитентами ценных бумаг и профучастниками организаторам торгов (как это, например, сделано для системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма или планируется сделать для универсальной электронной карты), что вместе с требованиями по обеспечению конфиденциальности передачи информации о сделках делают данное требование невыполнимым, а также обеспечивает возможность для неправомерного раскрытия конфиденциальной информации;

5. Предусмотрена крайне затратная обязанность многократного направления одной и той же информации об инсайдерах разным биржам (п. 3) (каждая из которых устанавливает свой собственный порядок и формат получения информации) вместо создания механизма, при котором информация будет передаваться в "одну точку входа" в едином формате и по единой технологии (так, как например это сделано с раскрытием информации о существенных фактах информационным агентствам в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах");

6. Предусмотрена необходимость запроса и представления согласия физических лиц на обработку персональных данных на биржах (п. 5), что с учетом объема такой информации и установленных сроков ее сбора и представления (1 день) не дает возможность реализовывать данное требование на практике. Кроме того, не предусмотрены последствия отказа физического лица дать свое согласие и/или подписать форму согласия на обработку его персональных данных. В то же время готовящийся в настоящее время проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" предусматривает отсутствие необходимости запрашивать согласие лица на обработку его персональных данных, если "обработка осуществляется для достижения целей, предусмотренных федеральными законами, для осуществления функций и полномочий, выполнения обязанностей, возложенных законодательством на оператора" (п. 1 ч. 2 ст. 6 новой редакции).



Письмо Ассоциации российских банков от 24 мая 2011 г. N А-01/5-358


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.