Письмо Ассоциации российских банков от 24 мая 2011 г. N А-01/5-357 "О проекте федерального закона N 544335-5 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Письмо Ассоциации российских банков от 24 мая 2011 г. N А-01/5-357
"О проекте федерального закона N 544335-5 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"


В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проходит рассмотрение внесенный Вами проект федерального закона N 544335-5 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Законопроект). Законопроект предусматривает исключение критерия, касающегося доходности банка (наличие у банка на две отчетные квартальные даты подряд неудовлетворительной оценки по группе показателей оценки доходности), из числа обязательных критериев, на основании которых в целях статьи 48 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон N 177-ФЗ) финансовая устойчивость банка - участника системы страхования вкладов (далее - ССВ) признается Банком России недостаточной.

В этой связи Ассоциация российских банков благодарит Вас за внесение Законопроекта по столь важному для банков вопросу, полностью поддерживает концепцию Законопроекта и полагает, что внесение в Закон N 177-ФЗ предлагаемых в пункте 1 статьи 1 Законопроекта изменений является крайне актуальным.

Со своей стороны, Ассоциация российских банков по просьбе банков - членов АРБ неоднократно обращалась в соответствующие органы государственной власти и в Банк России по вопросу о необходимости унификации критериев оценки финансовой устойчивости банков для целей общего банковского надзора и для целей участия в ССВ (письма АРБ от 23.10.2008 N А-02/5-616, от 21.05.2009 N А-02/5-311 и от 19.05.2011 N А-02/5-348). В частности, Ассоциация обращала внимание на недопустимость исключения из ССВ кредитных организаций, имеющие оценку "неудовлетворительно" только по группе показателей оценки доходности.

Вместе с тем, у кредитных организаций существует еще целый ряд проблем при оценке их финансовой устойчивости для целей участия в ССВ.

В соответствии с Законом N 177-ФЗ банк - участник ССВ признается не соответствующим требованиям к участию в ССВ в случае, если его деятельность создает угрозу законным интересам кредиторов и вкладчиков, т.е. банк не способен своевременно удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей либо имеется реальная опасность этого и отсутствует перспектива устранения такой угрозы. Несоответствие банка требованиям к участию в ССВ, установленным в частях 3 и 3.1 статьи 48 Закона N 177-ФЗ, влечет введение Банком России запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в отношении банков - участников системы страхования вкладов.

Необходимо отметить, что аналогичные последствия предусмотрены пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которым Банк России обязан отозвать у банка лицензию на осуществление банковских операций в случае, если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения.

Сказанное позволяет сделать вывод, что основания для исключения банков из ССВ аналогичны основаниям для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

При этом следует иметь ввиду, что при оценке финансовой устойчивости банков на предмет их соответствия требованиям к участию в ССВ по методике, установленной Банком России, финансово неустойчивым банком по формальным основаниям может быть признан банк, который является вполне жизнеспособным, если недостатки в его деятельности не сопряжены с непосредственной угрозой интересам кредиторов и вкладчиков. Введение же в соответствии с Законом N 177-ФЗ Банком России в отношении такого банка запрета на привлечение вкладов физических лиц крайне негативным образом отражается на его финансовой устойчивости. Это усугубляется еще и тем, что введение указанного запрета является публичным, поскольку обязывает банки размещать в доступных для клиентов помещениях информацию о прекращении у него права привлекать во вклады денежные средства физических лиц. Такой порядок особенно существенно сказывается на деятельности банков в условиях кризисных ситуаций, подобных ситуации 2004 и 2009-2010 г.г.

В настоящее время оценка деятельности кредитных организаций в целях признания их финансовой устойчивости достаточной для участия в ССВ производится на основании Указания ЦБ РФ от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (далее - Указание N 1379-У).

Согласно Указанию N 1379-У банк признается финансово неустойчивым и несоответствующим требованиям к участию в ССВ при неудовлетворительной оценке (более 2,3 балла) любой из пяти групп показателей (капитал, активы, доходность, ликвидность, качество управления банком, его операциями и рисками), а также при наличии хотя бы одного из других недостатков (нарушений), в том числе применении принудительных мер воздействия в течение определенного срока либо несоблюдении какого-либо (любого) обязательного норматива.

В то же время действующий в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 30.05.2008 N 2005-У "Об оценке экономического положения банков" (далее - Указание N 2005-У) общий порядок оценки финансового положения кредитных организаций позволяет в полной мере, всесторонне и адекватно контролировать ситуацию в кредитных организациях, в том числе с точки зрения обеспечения интересов вкладчиков.

Параллельное применение двух хотя и незначительно, но различающихся методик оценки финансового положения кредитных организаций (на основании Указания N 2005-У и Указания N 1379-У) усложняет надзорные процедуры и создает дополнительные обременения для кредитных организаций, не дающие существенного позитивного эффекта.

Представляется, что для целей ССВ целесообразно использовать единую систему оценки финансовой устойчивости банка на основании оценки, производимой в соответствии с Указанием N 2005-У для целей банковского надзора, исходя из следующего:

- банк, обратившийся за разрешением на привлечение денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, может быть признан соответствующим требованиям ССВ, если по результатам оценки экономического положения он классифицирован Банком России в соответствии с Указанием N 2005-У не хуже, чем во 2-ю группу, т.е. отнесен к банкам, в деятельности которых не выявлены текущие трудности и(или) не имеющим текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев;

- банк - участник ССВ признается не соответствующим требованиям к участию в ССВ в случае если его деятельность создает угрозу законным интересам кредиторов и вкладчиков, т.е. банк не способен своевременно удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей либо имеется реальная опасность этого и отсутствует перспектива устранения такой угрозы.

Такой подход позволит не только более адекватно оценивать финансовое положение банков для целей ССВ, но и снизить административное и финансовое обременение банков и Банка России на проведение оценок одновременно по двум различным системам.

В период кризиса по инициативе Банка России с учетом позиции Ассоциации российских банков и Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в целях поддержания стабильности банковской системы было приостановлено действие пункта 2 части 3, пунктов 1 и 3 части 3.1 статьи 48 Закона N 177-ФЗ. Указанный мораторий на введение по банкам, не соответствующим тем или иным требованиям к участию в системе ССВ, запретов на привлечение вкладов физических лиц прекращает свое действие с 1 июля 2011 года.

Реализация идеи устранения вышеизложенных различий в подходах к системе оценки финансовой устойчивости банков как для надзорных целей, так и для целей оценки их соответствия требованиям к участию в ССВ возможна путем внесения соответствующих изменений в Закон N 177-ФЗ и, как следствие, отмены Указания N 1379-У.

С учетом изложенного Ассоциация российских банков предлагает внести в Закон N 177-ФЗ изменения, направленные на унификацию надзорных требований для целей участия в ССВ и целей общего надзора, а также на устранение угрозы вынужденного исключения из ССВ жизнеспособных банков, вследствие возможного формального нарушения ими отдельных числовых показателей в связи с текущей ситуацией на финансовом рынке, изложив статью 1 Законопроекта в следующей редакции:


"Статья 1


Признать утратившими силу:

1) части 1-7 статьи 48 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5029; 2008, N 52, ст. 6225);

2) пункт 24 статьи 1 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6225).".

С целью стабилизации положения банков Ассоциация российских банков просит Вас поддержать инициативу банковского сообщества о внесении изменений в Закон N 177-ФЗ и учесть предлагаемые поправки в Законопроект при прохождении его Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 24 мая 2011 г. N А-01/5-357 "О проекте федерального закона N 544335-5 "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение