Письмо Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 10 июня 2011 г. N НА-2416 "О рассмотрении обращения"

Письмо Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков
от 10 июня 2011 г. N НА-2416
"О рассмотрении обращения"


Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков рассмотрена подготовленная Вами аналитическая справка о проектах федеральных законов N 455931-5 "О национальной платежной системе" и N 455940-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" по вопросу бесконтактной продажи наркотических средств и психотропных веществ посредством осуществления платежей через терминалы моментальной оплаты и виртуальной Сети.

В последнее время правоохранительные органы Российской Федерации столкнулись с серьезной проблемой при выявлении, пресечении и раскрытии уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Так, электронные платежные системы ("Webmoney", "Яндекс. Деньги", "BMP" и другие) становятся альтернативными способами расчетов за наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества.

Электронные расчеты через Интернет в режиме реального времени позволяют производить зачисление электронных средств со счета плательщика на счет получателя или "третьего" лица. Управление электронным счетом с использованием доступа в Интернет позволяет списывать денежные средства на различные цели внутри сети, также электронные средства могут быть переведены на счета в кредитных организациях за пределами Интернета, оформленных, как правило, на подставных лиц. Кроме того, нередко обналичивание денежных средств производится после прохождения по нескольким электронным счетам различных платежных систем, что существенно затрудняет возможность отследить движение денежных средств.

В этой связи полагаю целесообразным принять такие меры, как обязательное проведение идентификации физического лица при выдаче ему наличных денежных средств платежными агентами и наделение Центробанка России полномочиями разработать универсальные правила платежной системы, единые для всех операторов платежных систем.

Подпункт 1 пункта 13 статьи 5 проекта федерального закона N 455931-5 "О национальной платежной системе" (далее - законопроект) во взаимосвязи с пунктом 11 этой же статьи предполагает использование электронных средств платежа физическим лицом путем обмена на наличные денежные средства без идентификации. Ограничение предусмотрено по одному электронному средству платежа только лишь в остатке (количестве) денежных средств в любой момент, не превышающих 15.000 рублей (либо эквивалент в валюте).

Принятие таких положений анонимности позволит криминальным элементам, в том числе осуществляющим незаконный оборот наркотиков, на законных основаниях использовать так называемую схему бесконтактной продажи наркотиков.

На основании изложенного предлагается рассмотреть поправку, исключающую возможность физическому лицу анонимно получать электронные деньги и обналичивать их.

Практическое применение нормы законопроекта, позволяющей операторам платежной системы самим устанавливать правила платежной системы (абзац 7 статьи 3), которые в том числе определяют ответственность за несоблюдение правил платежной системы (пункт 3 части 1 статьи 13), может способствовать коррупции. В этой связи полагается целесообразным наделить Центробанк России полномочиями разработать универсальные правила платежной системы, единые для всех операторов платежных систем.

Дополнительно сообщаю, что ранее ФСКН России рассматривалось письмо Росфинмониторинга "О результатах анализа информации, поступающей от кредитных организаций, свидетельствующих об усилении негативных явлений в сфере наличного денежного обращения, а также вывода капиталов за рубеж кредитными организациями".

По результатам рассмотрения в Минфин России направлено предложение по плану реализации мероприятий по сокращению теневого оборота денежных средств в российской экономике, о создании реальных условий для административного контроля оборота электронных денежных средств со стороны органов исполнительной власти.



Н.Н. Аулов


В последнее время правоохранительные органы столкнулись с серьезной проблемой при выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Дело в том, что электронные платежные системы ("Webmoney", "Яндекс. Деньги", "BMP" и т. п.) становятся альтернативными способами расчетов за наркотики, психотропные и сильнодействующие вещества. Часто обналичивают деньги после прохождения по нескольким электронным счетам различных платежных систем. В связи с чем сложно определить их движение.

Проект Закона о национальной платежной системе разрешает физлицу обменивать электронные средства платежа на наличные без идентификации. Это позволит гражданам использовать "схему бесконтактной продажи наркотиков". Предлагается исключить указанное положение из упомянутого документа.

В законопроекте закреплено, что оператор платежной системы может устанавливать правила платежной системы (в т. ч. ответственность за их несоблюдение). Данное положение может способствовать коррупции. Предлагается наделить ЦБР полномочиями по разработке единых правил платежной системы.


Письмо Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 10 июня 2011 г. N НА-2416 "О рассмотрении обращения"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.