Письмо Ассоциации российских банков от 8 июля 2011 г. N А-01/5-524 О совершенствовании нормативных правовых актов в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Письмо Ассоциации российских банков от 8 июля 2011 г. N А-01/5-524


В ответ на Ваше письмо N 11-ДП-05/16763 от 29 июня 2011 г. направляем консолидированные предложения кредитных организаций - членов Ассоциации российских банков по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (прилагаются).

В целях обеспечения эффективной реализации положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 224-ФЗ) и устранения выявленных разночтений при толковании его норм просим Вас также рассмотреть возможность принятия ряда мер из числа нижеследующих.

1. Издания информационного письма ФСФР, разъясняющего порядок работы субъектов Федерального закона N 224-ФЗ в переходный период доработки нормативных правовых актов ФСФР (с 31 июля 2011 г. до 1 января 2012 г.).

2. Учитывая отсутствие нормативного правового акта, описывающего состав информации, включаемой в перечень инсайдерской информации (проект соответствующего приказа утвержден ФСФР, но пока не зарегистрирован Минюстом России), а также наличие неоднозначных толкований термина "доступ к инсайдерской информации", рекомендовать поэтапное формирование списков инсайдеров организациям, являющимся субъектами исполнения Федерального закона N 224-ФЗ, по следующему алгоритму.

1 этап - к 1 августа 2011 г. организации, указанные в пунктах 1-4, 5, 8, 11, 12, ст.4 Федерального закона N 224-ФЗ и обязанные формировать списки инсайдеров, включают в такие списки:

- лиц, указанных в п.5 ст.4 Федерального закона N 224-ФЗ: аудиторские компании, с которыми заключены договора на проведение внешнего аудита, а также страховые организации, осуществляющие страхование ответственности неправильных управленческих решений лиц, указанных в п.7 ст.4 Федерального закона N 224-ФЗ;

- лиц, указанных в п.7 ст.4 Федерального закона N 224-ФЗ;

- лиц, указанных в п.11-12 ст.4 Федерального закона N 224-ФЗ, с которыми у организаций, составляющих списки инсайдеров, имеются соответствующие действующие договоры.

2 этап - к 1 января 2012 г. организации, указанные в пунктах 1-4, 5, 8, 11, 12 ст.4 Федерального закона N 224-ФЗ, обязанные формировать перечни инсайдерской информации, должны привести их в соответствие с перечнем, который будет утвержден Приказом ФСФР, а также привести списки своих инсайдеров в соответствие с перечнем инсайдерской информации и разъяснениями ФСФР о порядке применения перечня инсайдерской информации и определения лиц, имеющих к ней доступ (такие разъяснения также необходимо разработать).

3. Привести в полное соответствие содержание сведений, подлежащих раскрытию и предоставлению в форме сообщений о существенных фактах (в соответствии с тем как этот термин определен в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг") и в форме сообщений об инсайдерской информации эмитентов (как этот термин определен в Федеральном законе N 224-ФЗ), а также установить единый порядок и сроки раскрытия сведений в форме сообщений о существенных фактах и в форме сообщений об инсайдерской информации эмитентов, определив, что сведения, одновременно являющиеся существенными фактами и инсайдерской информацией эмитентов, раскрываются одновременно в форме единого сообщения в порядке, сроки и способом, предусмотренными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг для раскрытия сообщений о существенных фактах эмитентов эмиссионных ценных бумаг.

4. Инициировать внесение следующих изменений в действующую редакцию Федерального закона N 224-ФЗ:

1) сокращение перечня оснований включения лиц в список инсайдеров организаций, указанных в пунктах 1-4, 5, 8, 11, 12 ст.4 Федерального закона N 224-ФЗ;

2) исключение из перечня инструментов, на которые влияет инсайдерская информация, иностранной валюты;

3) исключение обязанности направления инсайдерами уведомлений о совершаемых операциях, с заменой ее правом организаций, составляющих списки инсайдеров, на получение информации у организаторов торговли, по запросу и на безвозмездной основе.


Президент АРБ

Г.А. Тосунян


Предложения по корректировке НПА

Обоснования внесения изменений

1. В Приказ от 21.01.2011 N 11-3/пз-н


1.1. В Положение о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка


1.1.1. Пункт 2.1. изложить в следующей редакции: "Организация обязана направить уведомление лицу, включенному в список инсайдеров данной организации или исключенное из данного списка, не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты включения данного лица в список инсайдеров или исключения данного лица из указанного списка соответственно"

Учитывая, что список инсайдеров Организации может быть значительным, Организация может не успеть уведомить всех инсайдеров за один день, особенно, если такое уведомление делается по почте

1.1.2. Пункт 2.2. изложить в следующей редакции:

"Уведомление о включении лица в список инсайдеров или исключении из него передается Организацией под роспись непосредственно лицу, включенному в список инсайдеров Организации, или направляется на последний из известных Организации адресов указанного лица способом, позволяющим подтвердить факт получения данного уведомления таким лицом. Уведомление в бумажной форме должно быть подписано уполномоченным лицом и скреплено печатью Организации. Уведомление, содержащее более одного листа, должно быть сшито, а листы уведомления - пронумерованы. Допускается уведомление инсайдеров, являющихся работниками Организации, иными способами, установленными внутренними документами Организации, при условии обеспечения факта подтверждения получения уведомления"

Учитывая масштабы некоторых крупных организаций, использование только ознакомления под роспись или отправки уведомлений по почте не может являться достаточным способом для эффективного процесса уведомления. Во многих организациях существуют компьютерные системы для обеспечения связи с работниками Организации, а также внутренний электронный документооборот. Кроме того направление уведомлений может происходить по установленной в организации иерархии. Таким образом, Организация может более эффективно обеспечивать направление уведомлений по инсайдерам, являющимся работниками организации, в случае использования внутренних систем документооборота.

1.1.3. В пункте 2.3.3. исключить слова "место рождения"

По ряду инсайдеров, не являющихся работниками Организации, информация о месте рождения может быть недоступной. Кроме того, очевидны затруднения с унификацией написания адресов.

1.1.4. Исключить пункт 2.7.

Формулировки пункта 2.7. не обеспечивают однозначности толкования факта неполучения уведомления инсайдером по обстоятельствам, не зависящим от организации.

1.1.5. Дополнить пунктом 2.8. следующего содержания:

"Лицо, получившее уведомление от организации о его включении в список инсайдеров такой организации, вправе оспорить включение в список инсайдеров Организации, в случае, если:

- отсутствуют основания, на которые ссылается Организация при включении его в список инсайдеров, включая, но не ограничиваясь тем, что основания, по которым оно было признано инсайдером ранее, утратили силу;

- финансовые инструменты, валюта и товар, на которые влияет инсайдерская информация Организации, направившей уведомление, не обращаются у организатора торговли, находящегося на территории Российской Федерации."

Данное изменение даст защиту участникам финансового рынка от недобросовестного использования Федерального закона 224-ФЗ в целях получения конфиденциальной информации и необоснованного навязывания исполнения обязанностей указанного закона.

1.2. В Приложение к Положению о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка. Рекомендуемый образец Уведомления о включении лица в список инсайдеров (исключения лица из списка инсайдеров):


1.2.1. Исключить пункт 2.3. "Место рождения инсайдера"

По ряду инсайдеров, не являющихся работниками Организации, информация о месте рождения может быть недоступной. Кроме того, очевидны затруднения с унификацией написания адресов.

1.2.2. Пункт 3.2. изложить в следующей редакции:

"Основание включения лица в список инсайдеров (исключения лица из списка инсайдеров) путем указания соответствующего пункта статьи 4 Федерального закона N 224-ФЗ"

Исключение возможности двойного толкования. Унификация направляемых уведомлений

1.3. Положение о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром (с учетом проекта изменений в Приказ 11-3/пз-н, размещенных на сайте ФСФР 3 июня 2011 г.)


1.3.1. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

"Список инсайдеров передается юридическим лицом одному из организаторов торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, существенное влияние на цены которых может оказать распространение или предоставление информации, включенной в перечень инсайдерской информации указанного юридического лица. Обмен информацией о списках инсайдеров Организаций осуществляется на основании регламента, установленного федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. Устанавливаются следующие требования по составу списков инсайдеров, передаваемых организатору торговли:

- по инсайдерам - физическим лицам:

серия и номер документа, удостоверяющего личность (без пробелов);

если инсайдером является нерезидент РФ - трехзначный цифровой код страны клиента-нерезидента, соответствующий Общероссийскому классификатору стран мира;

дата включения в список инсайдеров;

дата исключения из списка инсайдеров;

основание включения (исключения) в (из) список (списка) инсайдеров путем указания соответствующего пункта статьи 4 Федерального закона N 224-ФЗ;

- по инсайдерам - юридическим лицам:

наименование;

ИНН (при наличии);

ОГРН (при наличии);

дата включения в список инсайдеров;

дата исключения из списка инсайдеров;

основание включения (исключения) в (из) список (списка) инсайдеров путем указания соответствующего пункта статьи 4 Федерального закона N 224-ФЗ."

Использование одной точки входа для передачи списка инсайдеров организаторам торговли от организаций. Унификация формы списка инсайдеров, передаваемой организаторам торговли.

1.3.2. Пункт 6 изложить в следующей редакции:

"В случае внесения изменений в список инсайдеров юридические лица должны передать соответствующему организатору торговли вносимые в список инсайдеров изменения и новую редакцию списка инсайдеров с внесенными изменениями. При этом письменные согласия физических лиц, включенных в список инсайдеров, на обработку их персональных данных передаются только в отношении вновь включенных в список инсайдеров лиц"

Использование одной точки входа для передачи списка инсайдеров организаторам торговли от организаций.

1.3.3. Пункт 7 изложить в следующей редакции:

"Списки инсайдеров (изменения в список инсайдеров) должны быть переданы юридическими лицами соответствующему организатору торговли не позднее начала торгового дня, следующего за днем составления юридическими лицами списка инсайдеров (внесения изменений в список инсайдеров)."

Использование одной точки входа для передачи списка инсайдеров организаторам торговли от организаций.

1.4. Положение о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях


1.4.1. Пункт 5 изложить в следующей редакции:

"Лица, указанные в пунктах 1 - 4 настоящего Положения, со дня получения уведомления от Организации о включении лица в список ее инсайдеров, обязаны направить уведомления в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты совершения ими соответствующей операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, по форме согласно рекомендуемому образцу (приложение к настоящему Положению), но не ранее 20 января 2012 года.."

Исключение возможности технологического коллапса, связанного с передачей значительных массивов информации между субъектами Федерального закона N 224-ФЗ и злоупотреблений участников финансового рынка при использовании обязанностей, предусмотренных Федеральным законом 224-ФЗ, до полного согласования и отработки технологии обмена информацией, описанной в пункте 1.9 Письма ФСФР от 27 июля 2011 N 11-АС-05/16551.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Письма ФСФР N 11-АС-05/16551 следует читать как "Письма ФСФР от 27 июня 2011 г."



Письмо Ассоциации российских банков от 8 июля 2011 г. N А-01/5-524


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.