Письмо Ассоциации российских банков от 11 июля 2011 г. N А-01/5-531 "О проекте федерального закона, предусматривающего закрепление основных положений надзора на консолидированной основе"

Письмо Ассоциации российских банков от 11 июля 2011 г. N А-01/5-531
"О проекте федерального закона, предусматривающего закрепление основных положений надзора на консолидированной основе"


Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 521063-5 "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части законодательного закрепления основных положений надзора на консолидированной основе) (далее - Законопроект), целью которого является приведение законодательной базы консолидированного надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности в соответствие с современной международной практикой в данной области.

Проведение мероприятий по совершенствованию правового регулирования деятельности банковских холдингов и банковских групп, направленного на повышение качества управления рисками в банковских группах и банковских холдингах и эффективности надзора за их деятельностью, на своевременное выявление сфер повышенных рисков, принимаемых кредитными организациями, является в настоящее время обоснованным и актуальным.

Таким образом, Законопроект заслуживает поддержки. Вместе с тем, Законопроект содержит ряд недостатков и нуждается в корректировке. В этой связи Ассоциацией российских банков при участии кредитных организаций подготовлена таблица поправок к Законопроекту (прилагается).

Ассоциация российских банков просит учесть предложения банковского сообщества при подготовке Законопроекта ко второму чтению.

Приложение на 26 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Таблица
поправок к проекту федерального закона N 521063-5 "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (об уточнении порядка осуществления консолидированного надзора и раскрытия информации кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами)


NN п/п

Текст Законопроекта, к которому предлагается поправка

Содержание поправки

Новая редакция текста Законопроекта с предлагаемыми поправками

Примечание

(обоснование поправки)

1.

Наименование Законопроекта:

"О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Изложить наименование Законопроекта в следующей редакции:

"О внесении изменений в федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка осуществления консолидированного надзора и раскрытия информации кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами".

Наименование Законопроекта:

"О внесении изменений в федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка осуществления консолидированного надзора и раскрытия информации кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами".

Поправка обусловлена тем, что предлагается дополнить Законопроект новыми статьями, предусматривающими внесение изменений в Федеральный закон "О банке развития" в части нераспространения на государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) отдельных положений Законопроекта, а также в КоАП РФ в части установления ответственности кредитных организаций, участников банковской группы и банковского холдинга.

2.

Статья 1

Пункт 1

Абзац шестой:

"В целях настоящего Федерального закона под прямым контролем понимается возможность физического или юридического лица определять решения (действия) другого юридического лица, связанные с ведением им предпринимательской или иной деятельности, или давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом определять его действия, в том числе в силу:".

Статья 1

Пункт 1

В абзаце шестом слова "в том числе" исключить.

Статья 1

Пункт 1

Абзац шестой:

"В целях настоящего Федерального закона под прямым контролем понимается возможность физического или юридического лица определять решения (действия) другого юридического лица, связанные с ведением им предпринимательской или иной деятельности, или давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом определять его действия, в силу:".

В настоящее время в действующих нормативных правовых актах, в том числе в нормативных актах Банка России, применяемых кредитными организациями, в частности, для определения группы связанных заемщиков, определения лиц, связанных с банком, или определения лиц, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, отсутствуют четкие перечни случаев и критерии контроля или существенного влияния, что создает определенные сложности в толковании указанных определений.

Полагаем, что положения Законопроекта, раскрывающие понятие "прямой контроль", не в полной мере устранят имеющиеся в действующих нормативных правовых актах пробелы.

В связи с тем, что в Законопроекте отсутствует четкий и закрытый перечень случаев контроля, применение положений статьи 4 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) (в редакции Законопроекта) будет и в дальнейшем вызывать значительные сложности в правоприменении, в частности при составлении соответствующей документации (отчетности).

Предлагается закрепить исчерпывающий перечень случаев прямого контроля.

3.

Статья 1

Пункт 1

Абзац седьмой:

"преобладающего участия в его уставном капитале;".

Статья 1

Пункт 1

Абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"преобладающего участия в его уставном капитале (владение более чем 50 процентов уставного капитала);".

Статья 1

Пункт 1

Абзац седьмой:

"преобладающего участия в его уставном капитале (владение более чем 50 процентов уставного капитала);".

В действующем законодательстве отсутствует определение понятия "преобладающее участие". В этой связи могут возникнуть разногласия при толковании абзаца 7 пункта 1 статьи 1 Законопроекта. Поэтому предлагается указать конкретный процент владения, под которым подразумевается преобладающее участие.

4.

Статья 1

Пункт 1

Абзац восьмой:

"условий заключенного договора;".

Статья 1

Пункт 1

В абзаце восьмом слово "заключенного" заменить словом "учредительного".

Статья 1

Пункт 1

Абзац восьмой:

"условий учредительного договора;".

Предлагаемая поправка направлена на исключение различных толкований, которые неизбежно возникнут из-за отсутствия определенности о видах и/или условиях договоров. В соответствии с действующим законодательством учредительный договор является единственным видом договора, в котором возможно урегулирование вопросов управления юридическим лицом.

5.

Статья 1

Пункт 1

Абзац одиннадцатый:

"В целях настоящего Федерального закона под прямым существенным влиянием понимается возможность оказывать влияние на принятие решений (действия) юридического лица, в том числе в силу того, что:".

Статья 1

Пункт 1

Абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

"В целях настоящего Федерального закона под прямым существенным влиянием понимается возможность оказывать влияние на принятие решений (действия) юридического лица в соответствии с критериями, установленными антимонопольным законодательством для определения круга аффилированных лиц.".

Статья 1

Пункт 1

Абзац одиннадцатый:

"В целях настоящего Федерального закона под прямым существенным влиянием понимается возможность оказывать влияние на принятие решений (действия) юридического лица в соответствии с критериями, установленными антимонопольным законодательством для определения круга аффилированных лиц.".


В Законопроекте раскрывается понятие "существенное влияние". При этом критерии существенного влияния значительно шире, чем критерии аффилированности, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Отсутствие исчерпывающего перечня случаев существенного влияния, а также наличие в законодательстве схожих по сути понятий для определения влияния на деятельность других лиц, на практике вызовет значительные сложности в составлении соответствующей документации (отчетности).

Также следует отметить, что предлагаемое в Законопроекте раскрытие понятия "существенное влияние" позволяет связывать необоснованно большое количество лиц, например, если юридическое лицо является должником другого юридического лица, имеющим задолженность, превышающую 20 процентов чистых активов последнего.

6.

Статья 1

Пункт 1

Абзацы двенадцатый - семнадцатый:

"физическое лицо владеет более чем 20 процентами уставного капитала юридического лица и (или) осуществляет полномочия его единоличного исполнительного органа или участвует в его совете директоров (наблюдательном совете) или коллегиальном исполнительном органе;

юридическое лицо владеет более чем 20 процентами уставного капитала другого юридического лица и (или) осуществляет полномочия его единоличного исполнительного органа;

юридическое лицо является кредитором другого юридического лица, имеющим требования в размере, составляющем 20 процентов и более всех обязательств либо более 20 процентов величины чистых активов последнего, рассчитанных в соответствии с законодательством Российской Федерации (для кредитных организаций - собственных средств (капитала));

юридическое лицо является должником другого юридического лица, имеющим задолженность, превышающую 20 процентов чистых активов последнего;

физическое лицо, входящее в состав органа управления или иного органа одного юридического лица и имеющее полномочия по распоряжению имуществом указанного юридического лица, одновременно является единоличным исполнительным органом другого юридического лица;

физические лица, входящие в состав органа управления или иного органа одного юридического лица, составляют более трети состава органа управления или иного органа другого юридического лица.".

Статья 1

Пункт 1

Абзацы двенадцатый - семнадцатый исключить.


Поправка обусловлена тем, что в пункте 4 настоящей Таблицы поправок к Законопроекту предлагается установить критерии существенного влияния, предусмотренные антимонопольным законодательством. При этом практически все критерии существенного влияния, указанные в Законопроекте, уже содержатся в статье 4 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Кроме того, большое количество инвестиционных проектов осуществляется посредством создания проектных компаний. Таким образом, финансирование банком подобной проектной компании автоматически делает ее участником банковского холдинга. Более того, принимая во внимание, что расчет может осуществляться как в отношении обязательств, так и в отношении собственных средств, существенное количество заемщиков, не имеющих достаточного размера чистых активов, будет формально и необоснованно классифицировано в состав соответствующих банковских групп, в том числе в несколько банковских групп одновременно.

7.

Статья 1

Пункт 1, новый абзац.

Статья 1

Пункт 1

Дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:

"Юридические лица - нерезиденты, в том числе иностранные банки вправе входить в состав банковской группы и банковского холдинга и быть их головной организацией.".

Статья 4

Пункт 1

Абзац шестой:

"Юридические лица - нерезиденты, в том числе иностранные банки вправе входить в состав банковской группы и банковского холдинга и быть их головной организацией.".

Из статьи 4 Закона N 395-1 (в редакции Законопроекта) не ясно, вправе ли иностранные банки входить в состав банковской группы или банковского холдинга, а также могут ли иностранные банки являться головными кредитными организациями банковской группы.

Согласно статье 1 Закона N 395-1 кредитной организацией является юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом N 395-1. Иностранный банк - это банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован (статья 1 Закона N 395-1).

Таким образом, из статьи 4 Закона N 395-1 (в редакции Законопроекта) следует, что с учетом определения понятий "кредитная организация" и "иностранный банк", содержащихся в статье 1 Закона N 395-1, иностранные банки не входят в состав банковских групп и банковских холдингов.

Вместе с тем, из текста пунктов 4 и 5 статьи 1 Законопроекта, а также из пункта 4 статьи 2 Законопроекта можно сделать вывод о том, что иностранные банки могут входить в состав банковской группы или банковского холдинга и быть их головной организацией. Так, например, согласно статье 43 Закона N 395-1 (в редакции Законопроект) (пункт 5 статьи 1 Законопроекта) информация о деятельности участников банковской группы и банковского холдинга может представляться головной кредитной организации банковской группы и головной организации банковского холдинга, расположенным на территории иностранных государств.

8.

Статья 1

Пункт 1

Предложения первое и второе абзаца 21:

"Головная организация банковского холдинга для управления деятельностью участников банковского холдинга вправе создать управляющую компанию банковского холдинга и возложить на нее исполнение обязанностей, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга. Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего Федерального закона признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью участников банковского холдинга.".

Статья 1

Пункт 1

В предложении первом абзаца 21 слова "для управления деятельностью участников банковского холдинга" заменить словами "для организации управления и контроля за деятельностью участников банковского холдинга".

В предложении втором абзаца 21 слова "является управление деятельностью участников банковского холдинга" заменить словами "является организация управления и контроль за деятельностью участников банковского холдинга.".

Статья 1

Пункт 1

Предложения первое и второе абзаца 21:

"Головная организация банковского холдинга для организации управления и контроля за деятельностью участников банковского холдинга вправе создать управляющую компанию банковского холдинга и возложить на нее исполнение обязанностей, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга. Управляющей компанией банковского холдинга в целях настоящего Федерального закона признается хозяйственное общество, основной деятельностью которого является организация управления и контроль за деятельностью участников банковского холдинга.".

В части 9 статьи 4 Закона N 395-1 (в редакции Законопроекта) предусмотрено, что головная организация банковского холдинга обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе касающимся ее реорганизации и ликвидации.

Из Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" следует, что управление деятельностью каждого участника банковского холдинга осуществляют коллегиальный исполнительный орган и единоличный исполнительный орган общества, а акционеры (участники) (контролирующие лица) преимущественно определяют стратегию развития и осуществляют общий контроль за деятельностью общества.

9.

Статья 1

Пункт 3

Абзац четвертый:

"В случае нарушения головной кредитной организацией банковской группы федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия консолидированной отчетности и аудиторского заключения о ее достоверности, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к такой кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". При нарушении установленных Банком России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" обязательных нормативов для банковских групп Банк России вправе применять к головной кредитной организации банковской группы меры, предусмотренные указанным федеральным законом.".


Статья 1

Пункт 3

Абзац четвертый исключить.


Предлагается предусмотреть ответственность головной кредитной организации банковской группы в КоАП РФ.

10.

Статья 1

Пункт 3

Абзац пятый:

"Информацию об указанных нарушениях, выявленных в деятельности банковского холдинга, Банк России направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за финансовой организацией, являющейся головной организацией банковского холдинга.".

Статья 1

Пункт 3

Абзац пятый изложить в следующей редакции:

"При выявлении в деятельности банковского холдинга нарушений федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставлении информации, представлении неполной или недостоверной информации, непроведении обязательного аудита, а также совершении действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России направляет информацию об указанных нарушениях в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за финансовой организацией, являющейся головной организацией банковского холдинга.".

Статья 1

Пункт 3

Абзац пятый:

"При выявлении в деятельности банковского холдинга нарушений федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставлении информации, представлении неполной или недостоверной информации, непроведении обязательного аудита, а также совершении действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России направляет информацию об указанных нарушениях в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за финансовой организацией, являющейся головной организацией банковского холдинга.".

Поправка обусловлена тем, что из Законопроекта предлагается исключить норму, предусматривающую право Банка России применять к головной кредитной организации банковской группы меры воздействия, предусмотренные Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ), и установить ответственность в КоАП РФ.

11.

Статья 1

Пункт 5, новый абзац.

Статья 1

Пункт 5

Дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:

"В случае непредставления участниками банковской группы или банковского холдинга указанной в части третьей настоящей статьи информации головная кредитная организация банковской группы и головная организации банковского холдинга обязана проинформировать об этом Банк России с предоставлением доказательств принятия головной организацией допустимых и обоснованных мер по получению информации от участников.".

Статья 1

Пункт 5

Абзац шестой:

"В случае непредставления участниками банковской группы или банковского холдинга указанной в части третьей настоящей статьи информации головная кредитная организация банковской группы и головная организация банковского холдинга обязана проинформировать об этом Банк России с предоставлением доказательств принятия головной организацией допустимых и обоснованных мер по получению информации от участников.".

В соответствии с Законопроектом в банковскую группу должны включаться юридические лица, в которых кредитная организация имеет через прямо контролируемое лицо более чем 20% косвенного участия в уставном капитале. Статья 43 Закона N 395-1 (в редакции Законопроекта) обязывает участников банковской группы представлять головной кредитной организации информацию о своей деятельности. Однако, ответственность за нарушение федеральных законов, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации возлагается только на головную кредитную организацию. При отсутствии законодательных механизмов воздействия на участников группы (особенно косвенных участников), со стороны головной организации и мер их ответственности представляется затруднительным обеспечить исполнение подобных требований Законопроекта.

Поэтому предлагается дополнить пункт 5 Законопроекта поправкой, направленной на недопущение привлечения головной кредитной организации банковской группы или головной организации банковского холдинга к ответственности при отсутствии ее вины.

В этой связи необходимо также внести в КоАП РФ соответствующие изменения, предусматривающие ответственность участника банковской группы или банковского холдинга.

12.

Статья 2

Абзац четвертый пункта 7:

"Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций, головных кредитных организаций банковских групп и головных организаций банковских холдингов информацию о деятельности соответственно кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, включая сведения об участниках банковских групп и банковских холдингов, не являющихся кредитными организациями, требовать разъяснений по полученной информации.".

Статья 2

Абзац четвертый пункта 7 после слов "Советом директоров" дополнить словами "и опубликованным на официальном сайте Банка России".

Статья 2

Абзац четвертый пункта 7:

"Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров и опубликованным на официальном сайте Банка России, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций, головных кредитных организаций банковских групп и головных организаций банковских холдингов информацию о деятельности соответственно кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, включая сведения об участниках банковских групп и банковских холдингов, не являющихся кредитными организациями, требовать разъяснений по полученной информации.".

В соответствии со статьей 57 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) расширен перечень лиц, у которых Банк России имеет право запрашивать и получать информацию. При этом сам перечень такой информации, как и в действующей редакции Закона N 86-ФЗ, устанавливается Советом директоров Банка России.

Поправка предлагается в целях гарантированного доведения до сведения кредитных организаций, головных кредитных организаций банковских групп и головных организаций банковских холдингов перечня запрашиваемой у них информации, а также во избежание возникновения разногласий между Банком России и кредитными организациями, головными кредитными организациями банковских групп и головными организациями банковских холдингов при исполнении ими запросов Банка России о представлении информации.

13.

Статья 2

Абзац четвертый пункта 9:

"Группой связанных заемщиков в целях настоящего Федерального закона признаются юридические и (или) физические лица в случае, если один из заемщиков прямо или косвенно контролирует или оказывает существенное влияние на другого заемщика (других заемщиков) или если заемщики находятся под контролем или существенным влиянием третьего лица (третьих лиц), не являющегося заемщиком.".

Статья 2

Абзац четвертый пункта 9 дополнить словами "за исключением случаев, когда третьим лицом является государство или уполномоченные органы государственной власти.".

Статья 2

Абзац четвертый пункта 9:

"Группой связанных заемщиков в целях настоящего Федерального закона признаются юридические и (или) физические лица в случае, если один из заемщиков прямо или косвенно контролирует или оказывает существенное влияние на другого заемщика (других заемщиков) или если заемщики находятся под контролем или существенным влиянием третьего лица (третьих лиц), не являющегося заемщиком, за исключением случаев, когда третьим лицом является государство или уполномоченные органы государственной власти.".

Принимая во внимание, что в Российской Федерации действует большое количество компаний, доля государства в капитале которых прямо или косвенно составляет более 20%, представляется нецелесообразным признавать компании, находящиеся под контролем государства, связанными для целей расчета нормативов кредитного риска, а также для целей подготовки отчетности в отношении операций со связанными сторонами.

14.

Статья 2

Пункт 9, новый абзац.

Статья 2

Пункт 9 дополнить новым абзацем девятым следующего содержания:

"отнесение юридических и физических лиц к группе связанных заемщиков осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых лицом, получившим от кредитной организации (банковской группы, банковского холдинга) денежные средства по договору займа (кредита, депозита). Перечень информации и документов, необходимых кредитной организации (банковской группе, банковскому холдингу) для выявления групп связанных заемщиков, сроки и порядок предоставления такой информации и документов определяется кредитной организацией (банковской группой, банковским холдингом) самостоятельно, исходя из критериев, установленных настоящей статьей.".

Статья 2

Абзац девятый пункта 9:

"отнесение юридических и физических лиц к группе связанных заемщиков осуществляется основании информации и документов, предоставляемых лицом, получившим от кредитной организации (банковской группы, банковского холдинга) денежные средства по договору займа (кредита, депозита). Перечень информации и документов, необходимых кредитной организации (банковской группе, банковскому холдингу) для выявления групп связанных заемщиков, сроки и порядок предоставления такой информации и документов определяется кредитной организацией (банковской группой, банковским холдингом) самостоятельно, исходя из критериев, установленных настоящей статьей.".

Согласно абзацу 2 части 5 статьи 64 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) к группе связанных заемщиков относятся, в частности, юридические и физические лица, связанные таким образом, что ухудшение экономического положения одного лица может явиться причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) другим лицом (другими лицами) обязательств по кредитным требованиям перед кредитной организацией, в том числе в силу того, что юридические и (или) физические лица предоставили непосредственно или через третьих лиц денежные средства, полученные от кредитной организации по договору займа (кредита, депозита), другому лицу или группе лиц по договору займа (кредита, депозита).

В связи с тем, что в Законопроекте не установлен механизм выявления вышеуказанных экономических взаимосвязей, представляется, что при выполнении требований, установленных абзацем 2 части 5 статьи 64 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта), у кредитных организаций возникнут сложности. Кроме того, из Законопроекта не ясно, каковы последствия непредставления заемщиком кредитной организации соответствующей информации.

Предлагаемая поправка направлена на обеспечение эффективности выполнения требований абзаца 2 части 5 статьи 64 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта), а также на недопущение необоснованного применения к кредитным организациям мер воздействия за их неисполнение в случае невозможности получения необходимой информации.

Одновременно предлагается внести в КоАП РФ изменения, предусматривающие ответственность заемщиков кредитной организации за непредставление ей необходимой информации (см. пункт 17 настоящей Таблицы поправок к Законопроекту).

15.

Статья 2

Абзац второй пункта 10:

"Статья 64.1. Максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и не может превышать 20 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации.".

Статья 2

В абзаце втором пункта 10 слова "20 процентов" заменить словами "25 процентов".

Статья 2

Абзац второй пункта 10:

"Статья 64.1. Максимальный размер риска на связанное с кредитной организацией лицо устанавливается в процентах от размера собственных средств (капитала) кредитной организации и не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации.".

В соответствии с частью 1 статьи 64.1 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) вводится новый норматив максимального размера риска на связанное с кредитной организацией лицо, максимальное значение которого устанавливается в размере 20% от размера собственных средств (капитала) кредитной организации.

Одновременно согласно части 1 статьи 64 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков не должен превышать 25% размера собственных средств (капитала) кредитной организации.

Из этого следует, что, если связанное с банком лицо входит в группу связанных заемщиков или все заемщики в группе являются связанными с банком лицами, то норматив максимального риска на группу связанных заемщиков не должен будет превышать уже 20% от размера собственных средств (капитала) кредитной организации.

Предлагаемая поправка направлена на недопущение различных толкований положений части 1 статьи 64 и части 1 статьи 64.1 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта) при расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков предлагаем в части 1 статьи 64.1 Закона N 86-ФЗ (в редакции Законопроекта).

16.

Новая статья

Дополнить новой статьей 3 следующего содержания:

"Статья 3

Внести в статью 4 Федерального закона от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2562; 2009, N 52, ст. 6416; 2011, N 1, ст. 49) изменение, дополнив часть 3 новым пунктом шестым следующего содержания:

"6) деятельности банковских групп и банковских холдингов, в том числе в части раскрытия информации о деятельности кредитной организации, банковской группы и банковского холдинга; составления и представления отчетности кредитной организации, отчетности банковских групп и отчетности банковских холдингов.".

Статья 3

Внести в статью 4 Федерального закона от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2562; 2009, N 52, ст. 6416; 2011, N 1, ст. 49) изменение, дополнив часть 3 новым пунктом шестым следующего содержания:

"6) деятельности банковских групп и банковских холдингов, в том числе в части раскрытия информации о деятельности кредитной организации, банковской группы и банковского холдинга; составления и представления отчетности кредитной организации, отчетности банковских групп и отчетности банковских холдингов.".

Изменения в статью 8 Закона N 395-1, предлагаемые в Законопроекте, не учитывают особенности порядка предоставления и раскрытия информации о деятельности государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 17.05.2007 N 82-ФЗ "О банке развития" (далее - Закон N 82-ФЗ) законодательство о банках и банковской деятельности распространяется на деятельность Внешэкономбанка в части, не противоречащей Закону N 82-ФЗ, и с учетом установленных Законом N 82-ФЗ особенностей. При этом в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Закона N 82-ФЗ на Внешэкономбанк не распространяются положения законодательства о банках и банковской деятельности, регулирующие, в частности, порядок предоставления информации о деятельности кредитных организаций. Частью 4 статьи 6 Закона N 82-ФЗ предусмотрено, что в Меморандуме о финансовой политике Внешэкономбанка, утверждаемом Правительством РФ, могут быть установлены состав и сроки представления дополнительной информации (дополнительных материалов), обязательной (обязательных) для представления Правительству РФ и Банку России.

17.

Новая статья

Дополнить новой статьей 4 следующего содержания:

"Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; N 52, ст. 5037; 2004, N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5596; 2006, N 1, ст. 10; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3420, 3432, 3433, 3438; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29, 33; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008, 4009, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6246; 2008, N 20, ст. 2251; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6227, 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759, 2776; N 26, ст. 3120, 3122, 3132; N 29, ст. 3597, 3635, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6406, 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 47) следующие изменения:

1) дополнить статью 15.26 новой частью четвертой следующего содержания:

"4. Непредставление, несвоевременное или неполное представление юридическим или физическим лицом, получившим от кредитной организации (банковской группы, банковского холдинга) денежные средства по договору займа (кредита, депозита), информации и документов, необходимых для выявления групп связанных заемщиков, а также представление недостоверной информации и документов -

влечет для физических лиц наложение штрафа в размере от пяти до двадцати тысяч рублей;

влечет для юридических лиц наложение штрафа в размере от десяти до тридцати тысяч рублей.".

2) главу 15 дополнить статьей 15.26.2 следующего содержания:

"Статья 15.26.2. Нарушение законодательства о банковских группах и банковских холдингах

1. Нарушение участником банковской группы или банковского холдинга обязательных требований, установленных законодательством о банковских группах и банковских холдингах, выразившееся в непредставлении головной кредитной организации банковской группы и головной организации банковского холдинга информации о своей деятельности (включая сведения, составляющие банковскую тайну) по формам, в порядке и сроки, которые определяются головной кредитной организацией банковской группы и головной организацией банковского холдинга, а также представление неполной или недостоверной информации или документов -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Нарушение головной кредитной организацией банковской группы или головной организацией банковского холдинга обязательных требований, установленных законодательством о банковских группах и банковских холдингах, выразившееся в нарушении федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставлении информации, представлении неполной или недостоверной информации, непроведении обязательного аудита, нераскрытии консолидированной отчетности или аудиторского заключения о ее достоверности, за исключением случаев, когда указанные нарушения были допущены из-за нарушения участником (участниками) банковской группы или банковского холдинга своих обязанностей, установленных законодательством о банковских группах и банковских холдингах и указанных в части первой настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

3. Для головной кредитной организации банковской группы и головной организации банковского холдинга нарушение обязательных нормативов, установленных Банком России для банковских групп и банковских холдингов, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Действия, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), -

влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.";

3) часть 1 статьи 23.74 после слова "предусмотренных" дополнить словами "статьями 15.26, 15.26.2 и";

4) пункт 81 части 2 статьи 28.3 после слов "статьей 15.26" дополнить словами "15.26.2,".

Статья 4

"Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; N 52, ст. 5037; 2004, N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5596; 2006, N 1, ст. 10; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3420, 3432, 3433, 3438; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29, 33; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008, 4009, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6246; 2008, N 20, ст. 2251; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6227, 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759, 2776; N 26, ст. 3120, 3122, 3132; N 29, ст. 3597, 3635, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6406, 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 47) следующие изменения:

1) дополнить статью 15.26 новой частью четвертой следующего содержания:

"4. Непредставление, несвоевременное или неполное представление юридическим или физическим лицом, получившим от кредитной организации (банковской группы, банковского холдинга) денежные средства по договору займа (кредита, депозита), информации и документов, необходимых для выявления групп связанных заемщиков, а также представление недостоверной информации и документов -

влечет для физических лиц наложение штрафа в размере от пяти до двадцати тысяч рублей;

влечет для юридических лиц наложение штрафа в размере от десяти до тридцати тысяч рублей.".

2) главу 15 дополнить статьей 15.26.2 следующего содержания:

"Статья 15.26.2. Нарушение законодательства о банковских группах и банковских холдингах

1. Нарушение участником банковской группы или банковского холдинга обязательных требований, установленных законодательством о банковских группах и банковских холдингах, выразившееся в непредставлении головной кредитной организации банковской группы и головной организации банковского холдинга информации о своей деятельности (включая сведения, составляющие банковскую тайну) по формам, в порядке и сроки, которые определяются головной кредитной организацией банковской группы и головной организацией банковского холдинга, а также представление неполной или недостоверной информации или документов -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Нарушение головной кредитной организацией банковской группы или головной организацией банковского холдинга обязательных требований, установленных законодательством о банковских группах и банковских холдингах, выразившееся в нарушении федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставлении информации, представлении неполной или недостоверной информации, непроведении обязательного аудита, нераскрытии консолидированной отчетности или аудиторского заключения о ее достоверности, за исключением случаев, когда указанные нарушения были допущены из-за нарушения участником (участниками) банковской группы или банковского холдинга своих обязанностей, установленных законодательством о банковских группах и банковских холдингах и указанных в части первой настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

3. Для головной кредитной организации банковской группы и головной организации банковского холдинга нарушение обязательных нормативов, установленных Банком России для банковских групп и банковских холдингов, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Действия, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи, если они создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), -

влекут наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.";

3) часть 1 статьи 23.74 после слова "предусмотренных" дополнить словами "статьями 15.26, 15.26.2 и";

4) пункт 81 статьи 28.3 после слов "статьей 15.26" дополнить словами "15.26.2,".

В связи с тем, что в пункте 14 настоящей Таблицы поправок к Законопроекту предлагается установить обязанность заемщиков кредитной организации (банковской группы, банковского холдинга) представлять информацию и документы, необходимые для выявления взаимосвязи заемщиков, необходимо установить ответственность заемщиков за невыполнение или ненадлежащее выполнение указанной обязанности.

Кроме того, в соответствии с Законопроектом в банковскую группу должны включаться юридические лица, в которых кредитная организация имеет через прямо контролируемое лицо более чем 20% косвенного участия в уставном капитале. Статья 43 Закона N 395-1 (в редакции Законопроекта) обязывает участников банковской группы представлять головной кредитной организации информацию о своей деятельности. Однако, ответственность за нарушение федеральных законов, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации возлагается только на головную кредитную организацию. При отсутствии законодательных механизмов воздействия на участников группы (особенно косвенных участников), со стороны головной кредитной организации, и мер их ответственности представляется затруднительным обеспечить исполнение соответствующих требований Законопроекта.

В этой связи необходимо внести в КоАП РФ соответствующие изменения, предусматривающие ответственность участника банковской группы или банковского холдинга.

Также необходимо в Законопроекте установить право должностных лиц Банка России составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать дела об административных право-нарушениях, предусмотренных статьей 15.16.2.



Письмо Ассоциации российских банков от 11 июля 2011 г. N А-01/5-531 "О проекте федерального закона, предусматривающего закрепление основных положений надзора на консолидированной основе"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение