Письмо Ассоциации российских банков от 17 августа 2011 г. N А-01/5-621 "О вопросах применения закона США Foreign Account Tax Compliance Act"

Письмо Ассоциации российских банков от 17 августа 2011 г. N А-01/5-621
"О вопросах применения закона США Foreign Account Tax Compliance Act"


В 2010 году в Соединенных Штатах Америки был принят "Закон о налогообложении иностранных счетов" (Foreign Account Tax Compliance Act - FATCA) (http://www.cticompliance.com/assets/pdf/FinalFATCAText.pdf), предусматривающий существенные изменения в налогообложении операций, осуществляемых резидентами США через иностранные финансовые организации. Наиболее радикальные положения FATCA, вступающие в силу с 1 января 2013 года, затронут деятельность финансовых организаций во всем мире, в том числе деятельность российских кредитных организаций.

FATCA, в частности, содержит требование в отношении иностранных финансовых институтов (в том числе российских кредитных организаций) передавать информацию о счетах американских налогоплательщиков либо иностранных юридических лиц, в которых американские налогоплательщики имеют "существенную" долю владения (10% прямого или косвенного владения) (далее - налогоплательщики США), непосредственно в налоговую службу США (Internal Revenue Service, IRS).

В целях корректного исполнения указанных в FATCA требований иностранным финансовым институтам необходимо заключить специальное соглашение с IRS (далее - участвующие иностранные финансовые институты). В рамках данного соглашения участвующие иностранные финансовые институты будут обязаны:

1) осуществлять идентификацию клиентов - владельцев счетов, являющихся налогоплательщиками США, а также процедуру должной проверки (due diligence) в отношении указанных лиц;

2) ежегодно представлять в IRS отчетность, включающую сведения о наличии финансовых счетов налогоплательщиков США;

3) при совершении платежей удерживать и переводить в IRS 30% от суммы перечисляемых денежных средств в случае, если получателем платежа является налогоплательщик США, а перечисляемые денежные средства являются доходом из источников, подлежащих налогообложению в соответствии с налоговым законодательством США.

Наряду с изложенным алгоритмом имеется и другой возможный вариант действий для российских кредитных организаций - игнорировать требования FATCA, становясь неучаствующими иностранными финансовыми институтами по терминологии FATCA.

В этом случае после 31 декабря 2012 года с международных банковских переводов, получаемых неучаствующими российскими финансовыми институтами, может быть принудительно удержано 30% денежных средств, если банк - контрагент или банк - корреспондент сочтет, что в отношении получателя платежа должны быть применены требования FATCA.

Очевидно, что оба варианта имеют как преимущества, так и недостатки.

Участвующим иностранным финансовым институтам потребуются значительные затраты на выявление налогоплательщиков США среди клиентов - владельцев счетов, трансграничное разглашение персональных данных, принудительное удержание и перевод в IRS части платежей, введение дополнительных параметров в клиентские данные в системах.

Для неучаствующих иностранных финансовых институтов очевиден риск принудительного удержания 30% денежных средств с описанных выше платежей, что в конечном итоге может негативно отразиться на клиентских отношениях и репутации банка.

По результатам проведенных предварительных консультаций со специалистами кредитных организаций и международными экспертами полагаем целесообразным рекомендовать российским кредитным организациям присоединиться к участию в FATCA. В этом случае как минимум будет решена проблема принудительного удержания средств, поскольку вместо принудительных взысканий будет необходимо осуществлять только сбор и передачу данных. Кроме того, данный шаг предотвратит возможные репутационные потери российских кредитных организаций на международном финансовом рынке.

Полагаем, что порядок исполнения FATCA российскими кредитными организациями необходимо закрепить в нормативном правовом акте, в котором будет подтверждена правомерность трансграничного направления информации, запрашиваемой в соответствии с требованиями FATCA.

Принимая во внимание чрезвычайную важность означенной проблемы, просим Вас высказать мнение Министерства финансов Российской Федерации относительно позиции Ассоциации российских банков, а также дать разъяснения по следующим вопросам.

1. Какова официальная позиция Министерства финансов Российской Федерации по применению норм FATCA российскими кредитными организациями путем удержания и перечисления американских налогов в соответствии с требованиями FATCA?

2. Будет ли поддержано общее присоединение российских кредитных организаций к участию в FATCA?

3. Как правильно оформлять согласие на исполнение требований FATCA (необходимо ли кредитным организациям в индивидуальном порядке заключить специальное соглашение с федеральным органом государственной власти США - IRS или будет выработан единый механизм оформления согласия на исполнение требований FATCA)? Возможно ли получение соответствующих официальных разъяснений непосредственно от IRS?

4. Как учитывать и отражать действия по удержанию и перечислению американских налогов в налоговом учете?

Учитывая системный и комплексный характер поставленных проблем, выражаем готовность принять участие в необходимых консультациях для выработки единой взвешенной позиции по указанным вопросам.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 17 августа 2011 г. N А-01/5-621 "О вопросах применения закона США Foreign Account Tax Compliance Act"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение