Письмо Ассоциации российских банков от 23 августа 2011 г. N А-01/5-639 Председателю Правительства РФ Путину В.В. "О проблемах применения административной ответственности за нарушение Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Письмо Ассоциации российских банков от 23 августа 2011 г. N А-01/5-639
Председателю Правительства РФ Путину В.В.
"О проблемах применения административной ответственности за нарушение Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Банковское сообщество в лице Ассоциации российских банков и входящих в ее состав банков обращается к Вам с просьбой рассмотреть проблемы, возникшие при применении Федерального закона от 23 июля 2010 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 176-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Закона N 176-ФЗ была изложена в новой редакции статья 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которая стала содержать несколько составов административных правонарушений за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ). В результате ее применения к настоящему времени обозначились следующие серьезные проблемы.

1. Часть 3 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо о подозрительных операциях.

При этом часть 3 статьи 15.27 КоАП не допускает применение административного наказания в виде предупреждения, которое было бы адекватной мерой наказания за совершение указанного правонарушения, которое имеет незначительный характер и не носит систематический характер. Следует отметить, что такие нарушения могут иметь место при сбоях в работе программного обеспечения, используемого в банке в условиях загруженности банковской системы.

Однако в подавляющем большинстве случаев (по оценкам Банка России - до 92%) совершение указанных нарушений связано со спецификой выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю по сделкам с драгоценными металлами, сделкам с недвижимым имуществом, сделкам финансовой аренды (лизинг), сделкам по предоставлению беспроцентных займов. По перечисленным сделкам документы, из которых следует, что сделка является операцией с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, представляются клиентами в срок, который значительно превышает один рабочий день со дня совершения указанной сделки.

Таким образом, у банка автоматически возникает формальное нарушение срока представления сведений в уполномоченный орган, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, хотя при этом у банка отсутствовала возможность для соблюдения указанных требований.

Изложенные выше обстоятельства могут привести к применению в отношении банков и их должностных лиц административных наказаний, несоразмерных совершаемым ими действиям, в том числе по причинам технических сбоев и не независящим от банка обстоятельствам.

Ранее в подобных случаях применялись разъяснения Центрального банка Российской Федерации (Письмо Банка России от 14 января 2008 года N 5-Т "О неприменении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение Федерального закона от 28 ноября 2007 года N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", от 3 ноября 2009 N 135-Т "О продлении срока неприменения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение ряда норм Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"), не допускавшие привлечение банков к ответственности за неумышленный пропуск срока представления сообщений об операциях.

Однако в рамках КоАП РФ такие полномочия у Банка России отсутствуют, в результате чего привлечение банков к ответственности становится безусловным.

Исправить ситуацию возможно путем применения санкции в виде предупреждения, которое было бы адекватной мерой наказания за совершение указанных правонарушений, которые имеют незначительный характер и не носят систематический характер. Следует отметить, что такие нарушения могут иметь место при сбоях в работе программного обеспечения, используемого в банке в условиях загруженности банковской системы.

Но при этом необходимо в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотреть возможность многократного применения предупреждения в виде административного наказания.

С учетом сказанного АРБ предполагает исключить кредитные организации из числа субъектов правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, предоставив Банку России право применения к кредитным организациям за аналогичные по составу правонарушения меры ответственности в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

2. По оценке экспертов, применение действующей редакции статьи 15.27 КоАП РФ наносит непоправимый удар по сотрудникам подразделений кредитных организаций, занятых в сфере ПОД/ФТ.

По итогам 2011 года только по фактам просрочки (задержки) предоставления отчетов в уполномоченный орган будет вынесено несколько тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц кредитных организаций. Учитывая достаточность однократного нарушения сроков предоставления отчета для привлечения ответственного сотрудника к административной ответственности и, как следствие, для его дисквалификации (согласно требованиям Банка России), применение действующей редакции статьи 15.27 КоАП РФ вызовет высокую ротацию кадров среди сотрудников подразделений внутреннего контроля банков, что крайне негативно отразиться на профессионализме ответственных сотрудников кредитных организаций, а в худшем случае приведет к вакантности должностей сотрудников внутреннего контроля. В итоге меры, направленные на совершенствование ПОД/ФТ, приведут к прямо противоположному результату - снижению эффективности правового механизма ПОД/ФТ.

Кроме того, отсутствие назначенных должностных лиц подразделений внутреннего контроля в кредитной организации, в свою очередь, также является нарушением Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), в результате чего кредитная организация вновь будет привлечена к ответственности.

В этой связи Ассоциация российских банков предлагает исключить из списка субъектов административной ответственности в статье 15.27 КоАП РФ должностных лиц (ответственных сотрудников), полагая, что ответственность за эффективность функционирования системы ПОД/ФТ несет прежде всего сама организация, а вопрос о необходимости и характере мер ответственности в отношении ответственных сотрудников должен решаться организацией самостоятельно в рамках трудовых правоотношений.

3. В результате принятия новой редакции статьи 15.27 КоАП РФ возникла коллизия банковского и административного законодательства (статья 15.27 КоАП РФ и статья 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), приводящая к возможности многократного применения к одной организации различных санкций различными органами (Банком России, Росфинмониторингом и ФСФР) за одно и то же нарушение.

В этой связи Ассоциация российских банков предлагает исключить кредитные организации из числа субъектов правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.27 КоАП РФ, одновременно предоставив Банку России право применения к кредитным организациям за аналогичные по составу правонарушения меры ответственности в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

С целью устранения указанных недостатков Ассоциацией российских банков подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Принимая во внимание чрезвычайную остроту и актуальность изложенных проблем, просим Вас рассмотреть возможность внесения Правительством Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (прилагается) в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Приложение:

1. Текст законопроекта на 11 листах;

2. Пояснительная записка на 5 листах;

3. Финансово-экономическое обоснование на 1 листе;

4. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона на 1 листе.


Президент

Г.А. Тосунян


Проект федерального закона
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"


Статья 1

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5596; 2006, N 1, ст. 10; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3420, 3432, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008, 4009, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 50, ст. 6246; 2008, N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6227, 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759, 2776; N 26, ст. 3120, 3122, 3132; N 29, ст. 3597, 3635, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6406, 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 11, ст. 1176; N 15, ст. 1751; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; Российская газета, 2010, 7 июля) следующие изменения:

1) в части 2 статьи 3.4 слово "впервые" исключить.

2) часть 5 статьи 4.1 изложить в следующей редакции:

"5. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Применение к кредитной организации принудительных мер воздействия в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" освобождает кредитную организацию от административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом за одно и то же нарушение кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.".

3) статью 15.27 изложить в следующей редакции:

"Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1. Нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, -

влекут предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

4. Непредставление организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением кредитных организаций, в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

5. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением кредитных организаций, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.".

3) статью 15.27 изложить в следующей редакции:

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статью 15.27" следует читать "статью 24.5"

"Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении


1. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

9) применение к кредитной организации принудительных мер воздействия в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" за одно и то же нарушение кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.

2. В случае, когда административное правонарушение совершено лицом, указанным в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.".


Статья 2

Внести в Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, 6231; 2009 N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731) следующие изменения:

1) статью 74 изложить в следующей редакции:

"Статья 74. В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в настоящего Федерального закона;#

осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными и издаваемыми в соответствии с ними нормативными Банка России;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными# Банка России.

В случае непредставления кредитной организацией в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в случае неисполнения кредитной организацией законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшего установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации замены специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля;

3) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года;

4) отозвать лицензию в случае, предусмотренном пунктом 6 части первой статьи 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных в настоящей статьи# , если со дня его совершения истекло пять лет.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частях настоящей статьи.".


Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент
Российской Федерации



Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"


Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.


Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"


Необходимость проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" обусловлена устранением недостатков действующего законодательства, связанного с административной ответственностью за нарушение Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

По данным департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, с 1 января 2011 года подразделения Центрального банка Российской Федерации возбудили 450 дел об административных правонарушениях за несоблюдение законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), из них 139 - в отношении сотрудников банков, ответственных за борьбу с отмыванием, остальные - в отношении кредитных организаций как юридических лиц. Решения по указанным делам, включая штрафы (размер которых, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), варьируется от 10 тыс. до 50 тыс. руб. для сотрудников и от 20 тыс. до 300 тыс. руб. для банков), были приняты в 200 случаях. Из них 83 решения были приняты в отношении должностных лиц банков. Данные санкции результат применения новых норм КоАП РФ, которые обязали Банк России штрафовать банки и их сотрудников, ответственных за борьбу с отмыванием, за любые нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ, вне зависимости от того, значимы ли они или являются чисто техническими. Согласно КоАП РФ и Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", вольная или невольная ошибка банка, приведшая к опозданию на один день с отправкой сообщения в Росфинмониторинг по каждой операции или сделке, невыявлению операций, подлежащих обязательному контролю, либо допущенная при составлении сообщения, квалифицируется как самостоятельное нарушение, подпадающее под санкции статьи 15.27 КоАП РФ.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" преследует следующие цели.

Во-первых, настоящий законопроект исключает из списка субъектов административной ответственности в статье 15.27 КоАП РФ должностные лица кредитных организаций.

В статье 15.27 КоАП РФ предусмотрены санкции, подлежащие применению не только к кредитным организациям, но и к их должностным лицам (ответственным сотрудникам).

При этом не учитывается, что созданная в России система ПОД/ФТ базируется и в значительной части ограничивается ежедневным чисто техническим направлением всеми субъектами исполнения законодательства в сфере ПОД/ФТ огромного числа сообщений о проводимых операциях в Росфинмониторинг (в среднем за год направляется около 10 млн. сообщений, из которых более 95% направляется банками).

Вместе с тем, успешность исполнения требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части направления сообщений в значительной степени зависит от технических средств, применяемых в организации, выбор, приобретение, обновление которых находятся вне прямой компетенции ответственных сотрудников.

К тому же субъектами исполнения требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" являются кредитные организации. В этой связи именно на кредитные организации возложена обязанность по организации технических возможностей для исполнения требований законодательства.

В случае же наличия правонарушения в соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ санкции должны применяться только в отношении кредитной организации. Если же причиной неисполнения требований законодательства ПОД/ФТ стали действия сотрудника, то кредитная организация самостоятельно примет решение о мерах ответственности.

По оценке экспертов, применение статьи 15.27 КоАП РФ в новой редакции наносит непоправимый удар по сотрудникам подразделений кредитных организаций, занятых в сфере ПОД/ФТ. По итогам 2011 года только по фактам просрочки (задержки) предоставления отчетов в уполномоченный орган может быть вынесено несколько тысяч постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц кредитных организаций. Учитывая жесткость санкций и достаточность однократного нарушения сроков предоставления отчета, применение статьи 15.27 вызовет высокую ротацию кадров среди сотрудников подразделений внутреннего контроля банков, что крайне негативно отразится на профессионализме коллективов кредитных организаций, а должности сотрудников внутреннего контроля станут неперспективными и вакантными. Отсутствие же назначенных должностных лиц подразделений внутреннего контроля в кредитной организации в свою очередь также приведет к парадоксальной ситуации, поскольку отсутствие назначения таких лиц является нарушением Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в результате чего сама кредитная организация (как юридическое лицо) тоже будет привлечена к ответственности. В итоге все эти меры, направленные на совершенствование ПОД/ФТ, приведут к противоположному результату - к снижению результативности правового механизма ПОД/ФТ.

Во-вторых, настоящий законопроект предполагает в статье 15.27 КоАП РФ установить административное наказание в виде предупреждения.

Действующая редакция КоАП содержит несколько составов административных правонарушений за неисполнение требований законодательства в сфере ПОД/ФТ, однако установленные санкции не всегда могут быть адекватны совершенному правонарушению.

Так, часть 3 статьи 15.27 КоАП предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ.

За совершение указанных административных правонарушений устанавливаются и применяются административные наказания в виде административного штрафа на юридическое лицо или административное приостановление деятельности юридического лица.

При этом часть 3 статьи 15.27 КоАП не допускает применение административного наказания в виде предупреждения, которое было бы адекватной мерой наказания за совершение указанного правонарушения, которое имеет незначительный характер и не носит систематический характер.

Следует отметить, что подобные нарушения могут иметь место при сбоях в работе программного обеспечения используемого в банке в условиях загруженности банковской системы.

Также указанные нарушения могут быть связаны со спецификой выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. К таким операциям относятся сделки с драгоценными металлами, сделки с недвижимым имуществом, сделки финансовой аренды (лизинг), сделки по предоставлению беспроцентных займов, соответствующие критериям, указанным в статье 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Между тем, перечисленные сделки могут быть совершены в один срок, а документы, из которых следует что сделка является операцией с денежными средствами или иным имуществом, подлежащей обязательному контролю, представлены клиентом в более поздний срок, который значительно превышает один рабочий день со дня совершения указанной сделки.

Таким образом, у банка возникает формальное нарушение срока представления сведений в уполномоченный орган, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", но при этом у банка отсутствовала возможность для соблюдения указанных требований, что произошло по независящим от банка причинам.

Изложенные выше обстоятельства могут привести к применению в отношении банков административных наказаний, несоразмерных совершаемым ими действиям, в том числе по причинам технических сбоев и не независящим от банка обстоятельствам. Подобных нарушений, по мнению Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации, 92% от всех нарушений сроков, за которые теперь необходимо выносить предписания о штрафах.

В-третьих, настоящий законопроект сохраняет статью 15.27 КоАП РФ, исключив кредитные организации из числа субъектов в частях 4 и 5 статьи 15.27 КоАП РФ. При этом законопроект предоставляет Банку России право применения мер ответственности в соответствии с полномочиями, предусмотренными новыми частями 4 и 5 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в отношении кредитных организаций за составы правонарушений, аналогичные составам, закрепленным в частях 4 и 5 статьи 15.27 КоАП РФ.

Таким образом устраняется коллизия между статьей 15.27 КоАП РФ и статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Следует отметить, что в отличие от проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", настоящий законопроект содержит в себе комплексный подход к решению существующих проблем в связи с принятием действующей редакции статьи 15.27 КоАП РФ.

К тому же, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не решает вопрос с привлечением к административной ответственности должностных лиц кредитных организаций и несет в себе широкие возможности для развития коррупции в сфере применения санкций к кредитным организациям.

Исходя из сказанного, принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" делает возможным устранить имеющиеся недостатки действующего законодательства, связанного с административной ответственностью за нарушение Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".



Письмо Ассоциации российских банков от 23 августа 2011 г. N А-01/5-639 Председателю Правительства РФ Путину В.В. "О проблемах применения административной ответственности за нарушение Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Текст письма официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.