Письмо Ассоциации российских банков от 24 августа 2011 г. N А-01/5-640 "О корректировке Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ"

Письмо Ассоциации российских банков от 24 августа 2011 г. N А-01/5-640
"О корректировке Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ"


В связи с проблемами, возникающими в деятельности кредитных организаций при применении Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Ассоциация российских банков подготовила предложения, направленные на корректировку Закона N 224-ФЗ (прилагаются).

Ассоциация российских банков просит Вас учесть предложения банковского сообщества и надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество с Федеральной службой по финансовым рынкам по вопросам совершенствования действующего законодательства в области противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Приложение на 5 (пяти) листах.


Президент

Г.А. Тосунян


Предложения
Ассоциации российских банков по корректировке Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"


Специалисты Ассоциации российских банков сообщают, что действующее законодательство в области противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком содержит ряд недостатков, требующих корректировки.

1. Согласно пункту 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) юридические лица, являющиеся инсайдерами, обязаны передавать в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, список инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром.

Из пункта 3 Положения ФСФР России утвержденного Приказом ФСФР России от 21 января 2011 года N 11-3/пз-н "О передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром" (далее - Положение N 11-3/пз-н) следует, что если юридическое лицо должно передавать списки инсайдеров нескольким организаторам торговли, то оно вправе передать список инсайдеров одному из организаторов торговли, если этот организатор торговли принимает обязательство по передаче списка инсайдеров юридического лица другим организаторам торговли по выбору юридического лица.

Таким образом, императивно не закреплена обязанность передавать список инсайдеров только одному организатору торговли.

Вместе с тем, полагаем необходимым использование одной точки входа для передачи списка инсайдеров организаторам торговли от организаций, а также унификацию формы списка инсайдеров, передаваемой организаторам торговли.

В этой связи считаем необходимым пункт 3 части 1 статьи 9 Закона N 224-ФЗ изложить в следующей редакции:

"3) передавать в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, список инсайдеров любому из организаторов торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром. Обмен информацией о списках инсайдеров организаторами торговли осуществляется на основании регламента, установленного федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. Действие настоящего пункта не распространяется на органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России;".

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Закон N 224-ФЗ юридические лица, являющиеся инсайдерами, обязаны уведомлять в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него.

Учитывая масштабы некоторых крупных организаций, использование только порядка, установленного Положением N 11-3/пз-н, а именно ознакомления под роспись или отправки уведомлений по почте, не может являться достаточным способом для эффективного процесса уведомления. Во многих организациях существуют компьютерные системы для обеспечения связи с работниками организации, а также внутренний электронный документооборот. Кроме того, направление уведомлений может происходить по установленной в организации иерархии. Таким образом, организация может более эффективно обеспечивать направление уведомлений по инсайдерам, являющимся работниками организации, в случае использования внутренних систем документооборота.

В этой связи считаем необходимым пункт 2 части 1 статьи 9 Закона N 224-ФЗ изложить в следующей редакции:

"2) уведомлять в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении в такой список и исключении из него, информировать указанных лиц о требованиях настоящего Федерального закона, способами, установленными внутренними документами таких юридических лиц, при условии обеспечения факта подтверждения получения уведомления.".

3. Полагаем, что в Законе N 224-ФЗ необходимо закрепить возможность/право физического и юридического лица опротестовать неправомерное включение такого лица в список инсайдеров.

4. Полагаем, что в Законе N 224-ФЗ из перечня инструментов, на которые влияет инсайдерская информация, необходимо исключить иностранную валюту.

Необходимость корректировки вызвана тем, что кредитная организация, покупая или продавая иностранную валюту для себя или для своих клиентов, не обладает инсайдерской информацией в отношении такой иностранной валюты (клиенты, в свою очередь, покупают или продают иностранную валюту у кредитных организаций).

К тому же, на цену иностранной валюты может существенно повлиять только Центральный банк Российской Федерации.

5. Полагаем, что в Законе N 224-ФЗ необходимо предусмотреть возможность включения в список инсайдеров юридических лиц физические лица, с которыми у юридического лица, составляющего список инсайдеров, не заключен договор, однако заключен с юридическим лицом, в которой такие физические лица работают и получают доступ к инсайдерской информации компании-владельца списка инсайдеров (при этом обязательным условием для включения в список, будет являться согласие такого физического лица на представление своих персональных данных);

6. Согласно части 1 статьи 10 Закона N 224-ФЗ инсайдеры, включенные в список инсайдеров эмитента или управляющей компании, обязаны уведомлять указанные организации, а также федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков об осуществленных ими операциях с ценными бумагами этого эмитента или управляющей компании и о заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, цена которых зависит от таких ценных бумаг.

Полагаем, что необходимо ограничиться направлением уведомлений только в отношении собственных операций юридического лица, то есть, не включая клиентские операции.

7. Согласно части 1 статьи 10 Закона N 224-ФЗ инсайдеры, включенные в список инсайдеров эмитента или управляющей компании, обязаны уведомлять указанные организации, а также федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков об осуществленных ими операциях с ценными бумагами этого эмитента или управляющей компании и о заключении договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, цена которых зависит от таких ценных бумаг.

Считаем возможным отменить указанную обязанность. В качестве альтернативы в Законе N 224-ФЗ необходимо предусмотреть право ФСФР России и эмитентов запрашивать информацию о совершенных инсайдером сделках за определенный период.

8. Полагаем, что в Законе N 224-ФЗ необходимо закрепить, что его положения не распространяются на юридические лица, зарегистрированные на территории иностранных государств, в которых существует собственное законодательство о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и учрежден соответствующий контролирующий орган.

9. В части 2 статьи 9 Закона N 224-ФЗ считаем необходимым слова "5, 7" заменить словами "5 - 7".

Предлагается в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 4 Закона N 224-ФЗ, включить лица, которые владеют не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 4 Закона N 224-ФЗ, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале указанных лиц имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов или учредительных документов.

10. Полагаем, что в Законе N 224-ФЗ необходимо ограничить списки инсайдеров только работниками организации и юридическими лицами, с которыми организация подписывает соглашение о конфиденциальности.

11. Полагаем, что в статье 10 Закона N 224-ФЗ необходимо ограничиться направлением уведомлений в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков и иным указанным в законе лицам только по операциям инсайдеров эмитентов (ценных бумаг) или хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

12. Считаем необходимым из статьи 10 Закона N 224-ФЗ исключить обязанности организаций, включенных в Список инсайдеров по основанию пункта 5 статьи 4 Закона N 224-ФЗ, а также инсайдеров организаций, указанных в части 3 статьи 9 Закона N 224-ФЗ, направлять уведомления о совершаемых операциях.

В случае если организация одновременно является профессиональным участником рынка ценных бумаг и эмитентом, инсайдеры такой организации направляют уведомления только об операциях с ценными бумагами, эмитированными таким эмитентом.

13. Полагаем, что в Законе N 224-ФЗ необходимо отменить уведомления внутренними инсайдерами организации (сотрудниками), заменив указанную обязанность публикацией в организации списка должностей сотрудников, которые потенциально могут иметь доступ к инсайдерской информации. Для внешних инсайдеров вместо уведомления необходимо предусмотреть соглашение о неразглашении инсайдерской информации.

14. Полагаем, что в Законе N 224-ФЗ необходимо отменить ведение списка инсайдеров, заменив его ведением списков ценных бумаг ("ограничительного" и "запретительного"), среди работников организации определять не физических лиц, а должности сотрудников, которые могут потенциально иметь доступ к инсайдерской информации клиентов, передаваемой банку, и самого банка.

15. Полагаем, что в Законе N 224-ФЗ необходимо отменить составление перечня инсайдерской информации, заменив составлением списков объектов торговли ("ограничиваемых" и "наблюдаемых"). "Ограничиваемые" - список ценных бумаг или биржевых товаров (за исключением драгоценных металлов), с которыми работникам банка запрещено осуществлять операции в ограниченный промежуток времени (например за месяц до публикации годовой отчетности организации - эмитента ценных бумаг). "Наблюдаемые" - список ценных бумаг или биржевых товаров (за исключением драгоценных металлов), по которым может возникнуть необходимость введения ограничений на операции (например, заключение договора андеррайтинга, до утверждения эмиссии ценных бумаг). Список "ограничиваемых" объектов публикуется внутри организации, Список "наблюдаемых" объектов доступен только контролеру за инсайдом.

16. В Законе N 224-ФЗ предлагается отменить обязанность направлять уведомления об операциях, заменив обязанностью работников организации представлять в организацию инвестиционную декларацию о владении ценными бумагами и операциях своих и ближайших родственников с бумагами, эмитированными организацией - работодателем.

17. В тексте Закона N 224-ФЗ неоднократно используется термин "финансовый инструмент". Однако данное понятие не конкретизировано, что создает проблемы при применении положений Закона N 224-ФЗ.

В этой связи Закон N 224-ФЗ нуждается в корректировке.

18. Согласно пункту 13 статьи 4 Закона N 224-ФЗ физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 8, 11 и 12 статьи 4 Закона N 224-ФЗ, на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами, являются инсайдерами.

В целях правильного определения круга физических лиц, подлежащих включению в список инсайдеров конкретного юридического лица, а именно, возможности юридического лица признать инсайдером своего работника, не имеющего доступа к инсайдерской информации этого юридического лица, но имеющего доступ к инсайдерской информации другого юридического лица, в пункт 13 статьи 4 Закона N 224-ФЗ необходимо внести соответствующие корректировки.

19. В пункте 6 статьи 2 Закона N 224-ФЗ после слов "за исключением ценных бумаг" дополнить словами "финансовых инструментов, иностранной валюты".

20. Полагаем, что в Законе N 224-ФЗ необходимо указать формы договоров, сделок с кредитными организациями, на основании которых такая кредитная организация становится инсайдером: кредитные договоры, договоры поручительства, банковская гарантия, андеррайтинг, сделки по слиянию.

21. Полагаем, что в статье 10 Закона N 224-ФЗ необходимо урегулировать механизм уведомления по операциям с государственными (муниципальными) облигациям.

22. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона N 224-ФЗ данный закон регулирует отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.

В этой связи полагаем, что в Законе N 224-ФЗ необходимо уточнить механизм выявления признаков манипулирования касательно финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле - на этапе от момента подачи заявки о допуске к торгам, до начала торгов.


Начальник
Правового департамента

Л.А. Митяшова



Письмо Ассоциации российских банков от 24 августа 2011 г. N А-01/5-640 "О корректировке Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ"


Текст письма официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение