Письмо Ассоциации российских банков от 8 сентября 2011 г. N А-02/5-680 "О проекте Указания Банка России, предусматривающего внесение изменений в Положение Банка России N 254-П"

Письмо Ассоциации российских банков от 8 сентября 2011 г. N А-02/5-680
"О проекте Указания Банка России, предусматривающего внесение изменений в Положение Банка России N 254-П"


В настоящее время Банк России проводит работу над проектом Указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Проект Указания, Проект).

Ассоциация российских банков при участии кредитных организаций проанализировала положения Проекта и полагает, что Проект Указания нуждается в доработке, исходя из следующего.

Предлагаемые в Проекте изменения существенно ужесточают требования к кредитным организациям по формированию резервов по сделкам, несущим кредитный риск. Необходимо учитывать, что с 01 октября 2011 года вступает в силу Указание Банка России от 20.04.2011 N 2613-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков", предусматривающее повышенные коэффициенты взвешивания для расчета достаточности капитала к "нетранспарентным" активам. Новые требования Инструкции Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" (далее - Инструкция N 110-И) окажут существенное влияние на значение норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) практически для всех российских банков, что, в свою очередь, повлияет на ужесточение критериев отбора проектов для кредитования/финансирования.

Предложенные в Проекте новации фактически дублируют вышеуказанные повышенные требования к размеру собственных средств (капитала) банка в части оценки активов в виде ссудной задолженности. Например, во многом пересекаются критерии "нетранспарентности" и "отсутствия реальной деятельности", причем для целей Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) критерии сформулированы в существенно более радикальном варианте. Так, согласно требованиям Инструкции N 110-И кредитование "нетранспарентного" заемщика требует покрытия за счет собственных средств (капитала) от 16% до 32% от размера ссуды при ее классификации во 2 категорию качества, в то время как требования Положения N 254-П в редакции Проекта увеличивают эту долю до 45%.

Данный подход делает экономически нецелесообразным осуществление банками ряда направлений кредитования, таких как структурированное финансирование, проектное финансирование в ряде индустрий, финансирование сделок M&A (включая финансирование участия в аукционах по выкупу госпакетов акций предприятий) и т.п.

Следует отметить, что предлагаемые в Проекте изменения в Положение N 254-П являются едиными для всех банков и не учитывают ни наличие системы риск-менеджмента и ее состояние, ни уровень принятых кредитных рисков, показателем которого может служить размер резервов, созданных в соответствии с требованиями МСФО, а также величина необслуживаемой ссудной задолженности (NPL).

Проведенный анализ предлагаемых в Проекте изменений показывает, что их принятие может привести к невыполнению кредитными организациями всех капиталосодержащих нормативов, включая норматив достаточности собственных средства (капитала). Таким образом, предлагаемые в Проекте изменения искусственно создают основания для отзыва у банков лицензии на осуществление банковских операций при хороших показателях отчетности по МСФО (включая достаточность капитала) и при наличии международных кредитных рейтингов.

Учитывая осуществление в настоящее время Банком России надзора в крупнейших банках на постоянной основе через уполномоченных представителей Банка России, очевидно, что основная цель ужесточения требований по формированию резервов посредством введения формальных ограничений направлена на ограничение рискованных операций средних и мелких кредитных организаций с менее развитыми внутрибанковскими системами управления рисками. При этом, как свидетельствует практика, введение любых формальных ограничений имеет для недобросовестных банков эффект только в краткосрочной перспективе, поскольку порождает дальнейшую разработку ими новых схем по обходу требований нормативных актов Банка России. Добросовестные же участники рынка оказываются вынуждены постоянно усложнять свои внутренние процедуры и удорожать свою деятельность, пытаясь в полной мере на постоянной основе выполнять все более ужесточающиеся требования Банка России.

Кроме того, расширение Банком России перечня формальных требований при определении величины резервов на покрытие кредитных рисков противоречит внедряемым в настоящее время подходам Базельского соглашения, направленным на развитие внутрибанковских систем управления рисками и предусматривающим осуществление кредитными организациями собственных оценок кредитных рисков с последующей их верификацией надзорным органом. Принятие Проекта Указания, основанного на прямо противоположном подходе, будет способствовать усилению имеющегося несоответствия внутрибанковских подходов к управлению кредитным риском требованиям IRB-подхода Базеля II.

Также полагаем, что принятие Проекта Указания приведет к возникновению у кредитных организаций проблем при применении других нормативных актов Банка России, в частности Положения Банка России от 20.03.2006 N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери". Так, после вступления в силу положений Проекта под критерии отсутствия у заемщика "реальной деятельности" подпадут фактически все профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные и страховые организации, а также большинство холдинговых компаний. В соответствии с Положением N 254-П (в редакции Проекта) по кредитам, выданным связанным лицам, должны будут формироваться повышенные резервы, независимо от того, имеется ли у заемщика кредитный рейтинг или лицензия (банковская, профучастника рынка ценных бумаг и т.п.).

Кроме того, необходимо отметить, что Проект не учитывает специфику кредитования различных категорий заемщиков, в частности субъектов малого и среднего бизнеса, и создает неоправданные дополнительные сложности при их кредитовании, снижая тем самым заинтересованность кредитных организаций в кредитовании указанной сферы.

Учитывая высокую важность решения проблем, связанных с формированием банками резервов на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности, Ассоциацией российских банков при участии кредитных организаций подготовлена таблица поправок к Проекту Указания (прилагается).

Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит учесть предложения банковского сообщества по внесению изменений в Проект Указания при его доработке и выражает готовность к обсуждению представленных предложений в целях выработки взвешенного и обоснованного решения по содержанию Проекта.

Приложение на 26 листах.


Президент

Г.А. Тосунян


Таблица поправок
к проекту указания Банка России "О внесении изменений в Положение Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности"
(далее - Проект Указания)


N п/п

Текст, к которому предлагается поправка

Новая редакция текста Проекта Указания с предлагаемой поправкой

Примечания

1.

Пункт 1.1

Абзац второй:

"2.3. Внутренние документы должны соответствовать требованиям настоящего Положения и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и (или) методов ее реализации, а также содержать полный перечень существенных факторов, используемых при классификации ссуд в соответствии с настоящим Положением.".

Пункт 1.1

Абзац второй:

"2.3. Внутренние документы кредитной организации, регулирующие процесс осуществления кредитования заемщиков и порядок формирования резервов, должны соответствовать требованиям настоящего Положения и иных нормативных правовых актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и (или) методов ее реализации, а также содержать полный перечень существенных факторов, используемых при классификации ссуд в соответствии с настоящим Положением.".

1. В практической деятельности кредитные организации в целях доступности восприятия формируют пакеты внутренних документов, регламентирующих порядок кредитования, включающие в себя как основной документ, так и документы, регулирующие отдельные этапы кредитного процесса. Основной внутренний документ может не включать некоторых обязательных положений, а содержать ссылки на иные внутренние документы банка, детально описывающие правила проведения конкретных процедур кредитования.

Предлагаемая поправка расширяет круг внутренних документов, регламентирующих процесс кредитования, и направлена на предотвращение возникновения разногласий между банками и территориальными учреждениями Банка России.

2.

Пункт 1.1

Предложение второе абзаца седьмого:

"При оценке деятельности заемщика - юридического лица как реальной, кредитные организации должны исходить из того, что результаты данной деятельности могут быть реализованы (проданы) на рынке при том, что оплата со стороны покупателей осуществляется ими не за счет систематического и существенного использования денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных им кредитной организацией - кредитором прямо либо косвенно (через третьих лиц) с принятием на кредитную организацию - кредитора рисков понесения потерь.".

Пункт 1.1

Предложение второе абзаца седьмого:

"...При оценке деятельности заемщика - юридического лица как реальной, кредитные организации должны исходить из того, что результаты данной деятельности могут быть реализованы (проданы) на рынке при том, что оплата со стороны покупателей осуществляется ими не за счет систематического и существенного использования денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных им кредитной организацией - кредитором прямо либо косвенно (через третьих лиц) с принятием на кредитную организацию - кредитора рисков понесения потерь.".

Предлагается исключить слова "систематического и", поскольку систематичность использования денежных сумм не всегда отражает отсутствие реальной деятельности у заемщика (например, расчеты между продавцом и покупателем за счет средств овердрафта).

Полагаем, что в данном случае более важным для оценки осуществления деятельности заемщика является существенность размера денежных сумм, направленных на оплату реализуемой заемщиком продукции.

Поправка направлена на недопущение использования банком иных дополнительных более жестких критериев, выходящих за рамки перечня, установленного Банком России, и на проведение банком адекватной оценки реальной деятельности заемщика.

Кроме того, указанное положение Проекта Указания, ограничивая возможность использования схем погашения ранее выданных кредитов за счет дополнительно предоставляемых кредитов, по сути, лишает кредитные организации возможности кредитования вертикально интегрированных групп предприятий.

При этом одновременное финансирование со стороны банка как производителей, так и потребителей (при условии достаточных источников погашения) является обычной практикой ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающей банку возможность дополнительного контроля рисков на всех этапах производственного процесса и сбыта продукции.

3.

Пункт 1.1

Предложение третье абзаца седьмого:

"Минимальный перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах, который должен быть включен во внутренние документы кредитной организации, содержится в приложении 5 к настоящему Положению;".

Пункт 1.1

Предложение третье абзаца седьмого:

"Примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах, который должен быть включен во внутренние документы кредитной организации, содержится в приложении 5 к настоящему Положению;".

Предлагается слово "минимальный" заменить словом "примерный".

Для клиентов малого и среднего бизнеса (МСБ) наличие приведенных в перечне обстоятельств в большинстве случаев не свидетельствуют об отсутствии реальной деятельности / ее несущественности. Кроме того, ввиду массового характера кредитования МСБ, контроль за возникновением данных обстоятельств на постоянной основе в отношении всех заемщиков видится крайне трудоемким и неоправданным.

4.

Пункт 1.2

Абзац второй:

"3.12.1. Ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам (резидентам и нерезидентам), не осуществляющим реальной деятельности, либо осуществляющим такую деятельность в незначительных объемах, не сопоставимых с размером ссуд (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), классифицируются не выше, чем в III категорию качества с расчетным резервом в размере не менее 35 процентов. Формируемый кредитной организацией резерв по данным ссудам не может быть меньше 10 процентов. Данное требование не распространяется:".

Пункт 1.2

Абзац второй:

"3.12.1. Ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам (резидентам и нерезидентам), не осуществляющим реальной деятельности, либо осуществляющим такую деятельность в незначительных объемах, не сопоставимых с размером ссуд (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), классифицируются не выше, чем в III категорию качества с расчетным резервом в размере не менее 35 процентов. Формируемый кредитной организацией резерв по данным ссудам не может быть меньше 10 процентов. Данное требование не распространяется:".

Предлагается исключить минимальный уровень формируемого резерва в размере 10 процентов.

Данное требование, по сути, является административным, что не в полной мере соответствует международным стандартам, к которым стремится приблизится российская банковская система.

При наличии ликвидного залога, справедливая стоимость которого покрывает размер ссудной задолженности и может служить гарантированным источником погашения задолженности (например, собственные векселя кредитной организации/гарантийные депозиты), банк должен иметь возможность учесть стоимость данного обеспечения при определении формируемого резерва в полном объеме.

Однако предлагаемое требование исключает возможность минимизации расчетного резерва в полном объеме за счет ликвидного обеспечения, в том числе, предоставленного залогодателями - третьими лицами.

Таким образом, нарушается принцип компенсации качественным залогом повышенных рисков кредитования. В результате , даже наличие обеспечения в виде денежного депозита , в общем случае означающее отсутствие кредитного риска, все равно будет приводить к необходимости формирования резерва, в то время как повышенный кредитный риск, связанный с отсутствием "реальной" деятельности, уже закладывается в ставку расчетного резерва.

5.

Пункт 1.2

Абзац третий:

"на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам на осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1096; 2000, N 2, ст. 143; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; N 52, ст. 5498; 2007, N 31, ст. 4012; 2010, N 25, ст. 3070; N 30, ст. 4015), если указанная цель предусмотрена договором, на основании которого ссуда предоставлена;".


В связи с наличием данного положения предлагается, во избежание различных толкований в процессе правоприменения, дополнить Положение N 254-П приложением с указанием действий и операций, которые подпадают под понятие "инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений", например:

а) приобретение недвижимости для дальнейшего извлечения дохода от сдачи в аренду;

б) приобретение недвижимости с целью дальнейшей продажи;

в) приобретение объекта недвижимости с целью его реконструкции и последующей продажи;

г) приобретение объекта недвижимости с целью получения дохода от изменения его рыночной стоимости в будущем;

д) приобретение недвижимости с целью дальнейшего использования для собственных нужд, не связанных с прямым получением дохода (например, под размещение офиса или социально значимой недвижимости - санаторий, пансионат для сотрудников, здание для размещения детского сада);

е) финансирование строительно-монтажных работ, в т.ч. достройка, реконструкция ранее приобретенной недвижимости с целью дальнейшей продажи/сдачи в аренду/использования для собственных нужд;

ж) осуществление лизинговой деятельности.

6.

Пункт 1.2

Абзац четвертый:

"на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, имеющим рейтинг долгосрочной кредитоспособности, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже уровня "В" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "B2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", а также иными рейтинговыми агентствами, определенными решениями Совета директоров Банка России (далее - национальные рейтинговые агентства). Информация о национальных рейтинговых агентствах, а также информация об установленных Банком России минимальных уровнях рейтингов кредитоспособности, присвоенных национальными рейтинговыми агентствами, размещается на официальном сайте Банка России в сети Интернет и опубликовывается в "Вестнике Банка России";".

Пункт 1.2

Абзац четвертый:

"на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, имеющим рейтинг долгосрочной кредитоспособности, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже уровня "В" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Ratings" либо "B2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", либо одним из иных рейтинговых агентств, определенных  решениями Совета директоров Банка России (далее - национальные рейтинговые агентства). Информация о национальных рейтинговых агентствах, а также информация об установленных Банком России минимальных уровнях рейтингов кредитоспособности, присвоенных национальными рейтинговыми агентствами, размещается на официальном сайте Банка России в сети Интернет и опубликовывается в "Вестнике Банка России";".

Предлагается слова "а также иными рейтинговыми агентствами, определенными" заменить словами "либо одним из иных рейтинговых агентств, определенных".

Поправка позволяет однозначно трактовать условие, согласно которому рейтинг, который присваивают агентства, не должен быть ниже В.

7.

Пункт 1.2

Абзац пятый:

"на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, в случаях, когда величина указанных ссуд (совокупная величина ссуд, предоставленных заемщику - юридическому лицу) одновременно не превышает 200 процентов чистых активов такого заемщика и меньшую из двух величин (один процент собственных средств (капитала) кредитной организации или 100 миллионов рублей).".

Пункт 1.2

Абзац пятый:

"на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, в случаях, когда величина указанных ссуд (совокупная величина ссуд, предоставленных заемщику - юридическому лицу) одновременно не превышает 200 процентов чистых активов такого заемщика и меньшую из двух величин (один процент собственных средств (капитала) кредитной организации или 100 миллионов рублей).".

Предлагается сохранить единый критерий в отношении материальности требований к заемщикам, не осуществляющим "реальной деятельности", учитывающий масштаб деятельности соответствующего банка - более 1,0% от капитала, исключив остальные критерии.

Предлагаемая поправка обусловлена тем, что сопоставление ссудной задолженности с 200% чистых активов предполагает составление заемщиком отчетности по РСБУ, что не представляется возможным для заемщиков, относящихся к категории малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) и применяющих упрощенную систему налогообложения или уплачивающих ЕНВД, и, соответственно, не рассчитывающих стоимость чистых активов. Таким образом, все заемщики сектора МСБ, применяющие в своей деятельности упрощенное налогообложение, подпадают под действие пункта 3.12.1 пункта 3.12 Положения N 254-П (в редакции Проекта Указания) как не осуществляющие реальной деятельности в соответствии с перечнем обстоятельств, изложенных в Приложении 5 к Положению N 254-П.

8.

Пункт 1.2

Новые абзацы.

Пункт 1.2

После абзаца пятого дополнить абзацами шестым - четырнадцатым следующего содержания:

"на ссуды, предоставленные заемщику при наличии у него положительной кредитной истории в нескольких банках на протяжении более 2 лет;

на ссуды, предоставленные заемщику, в случае, если размер его выручки за последний календарный год (или последние 4 квартала) составляет более 1 млрд. рублей, при этом деятельность заемщика относится к видам экономической деятельности, указанным в разделах А-F ОКВЭД;

на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, в случаях, когда реальность деятельности заемщика не вызывает сомнения (стабильное поступление выручки в размере, позволяющем вести прибыльную деятельность, за исключением сезонных колебаний для предприятий, имеющих циклический характер производства, а также оборачиваемость дебиторской задолженности не более года);на ссуды, предоставленные заемщику, входящему в группу компаний, связанных между собой юридически и/или экономически, если при этом в отношении группы отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о возможном отсутствии реальной деятельности;

на ссуды, предоставленные кредитным организациям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, страховым организациям, лизинговым и управляющим компаниям;

на ссуды, предоставленные компаниям, созданным для специальных целей (SPV) в рамках сделок проектного и структурного финансирования;

на ссуды, предоставленные для финансирования сделок слияния и поглощения;

на ссуды, предоставленные генеральным подрядчикам строительных проектов;

на ссуды, предоставленные энергосбытовым компаниям;

на ссуды, предоставленные предприятиям, осуществляющим выполнение долгосрочных контрактов в рамках государственного или оборонного заказа.".

Предлагается расширить перечень ссуд, на которые не распространяются требования подпункта 3.12.1 пункта 3.12 Положения (в редакции Проекта Указания).

Предлагаемые поправки обусловлены тем, что в соответствии с пунктом 3.3 Положения N 254-П ежеквартально проводится анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика.

При этом данный анализ является комплексным, т.е. проводится на основании всей имеющейся информации о клиенте. Таким образом определение реальности деятельности заемщика является составной частью оценки финансового положения, которая уже предусмотрена Положением N 254-П.

Дополнительный анализ не будет способствовать получению более полного представления о платежеспособности клиента, а только существенно усложнит процесс кредитования.

Распространение исключения на ссуды, предоставленные заемщику, входящему в группу компаний, связанных между собой юридически и/или экономически, позволит учесть специфику финансирования холдинговых компаний групп, в чью функциональную роль входит привлечение кредитов с целью последующего использования на цели развития группы.

9.

Пункт 1.2

Абзац шестой:

"В случаях, когда кредитная организация при наличии хотя бы одного из обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности, принимает решение о том, что заемщиком осуществляется реальная деятельность, кредитная организация направляет обоснование данного решения в территориальное учреждение Банка России.".

Пункт 1.2

Абзац шестой:

"В случаях, когда кредитная организация при наличии хотя бы одного из одновременно нескольких обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности, уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации принимает решение о том, что заемщиком осуществляется реальная деятельность, кредитная организация направляет обоснование данного решения в территориальное учреждение Банка России при условии, что размер ссуд (совокупности ссуд, выданных данному заемщику или группе связанных заемщиков) составляет один процент и более от величины собственных средств (капитала) кредитной организации.".

Предлагается слова "кредитная организация" заменить словами "уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации" в целях обеспечения единообразия терминологии, используемой в подпункте 3.12.1 пункта 3.12 Положения N 254-П (в редакции Проекта Указания) и в пункте 3.10 Положения 254-П, поскольку в обоих случаях решение принимает соответствующий орган кредитной организации.

Также предлагается заменить слова "хотя бы одного из" словами "одновременно нескольких", поскольку наличие только одного обстоятельства, свидетельствующего о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности, не может являться достаточным для объективной оценки деятельности заемщика, так как кредитная организация осуществляет целый комплекс мероприятий, позволяющих оценить реальность деятельности заемщика, в том числе оценивает его финансовое состояние, обороты по счетам, наличие в месте нахождения.

Кроме того, для обеспечения единообразия подхода по аналогии с пунктом 3.10 Положения N 254-П предлагается дополнить абзац шестой оговоркой о том, что кредитная организация направляет в Банк России решение при условии, что размер ссуд (совокупности ссуд, выданных данному заемщику или группе связанных заемщиков) составляет один процент и более от величины собственных средств (капитала) кредитной организации.

10.

Пункт 1.3

"1.3. Подпункт 3.13.5 пункта 3.13 дополнить предложением следующего содержания: "В иных случаях ссуды, предоставленные связанным с кредитной организацией лицам, классифицируются не выше, чем во II категорию качества (нестандартные) с величиной расчетного резерва не менее 10 процентов.".

Пункт 1.3

Изложить в следующей редакции:

"1.3. Подпункт 3.13.5 пункта 3.13 дополнить предложением следующего содержания:

"По ссудам, предоставленным связанным с кредитной организацией лицам, кредитная организации вправе сформировать резерв в меньшем размере, если ссуда или совокупность ссуд, предоставленных данному заемщику, составляет один процент и более от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, о чем кредитная организация обязана информировать территориальное учреждение Банка России.".

Банк в отношении любого заемщика должен проводить классификацию ссуд, прежде всего, на основании оценки финансового состояния заемщика и качества обслуживания долга. Если указанная оценка позволяет классифицировать ссуду в первую категорию качества, то у банка не должно быть ограничений, исходя из аффилированности заемщика к банку.

Безусловное требование по классификации ссуд, предоставленных связанным с кредитной организации лицам, вне зависимости от финансового положения, не выше, чем во II категорию качества с величиной расчетного резерва не менее 10%, является необоснованным.

В этой связи предлагается пункт 1.3 Проекта Указания исключить.

В качестве альтернативы предлагается предусмотреть право банка по ссудам, предоставленным связанным с кредитной организацией лицам, сформировать резерв в меньшем объеме при условии уведомления Банка России (если ссуда или совокупность ссуд, предоставленных данному заемщику, превышает 1% от капитала Банка по аналогии с пунктом 3.10 Положения 254-П). Также предлагается не распространять требования на дочерние компании кредитной организации.

11.

Пункт 1.4

Абзац одиннадцатый:

"по заемщику в течение периода, превышающего один квартал, отсутствует информация, указанная в приложении 2 к настоящему Положению, за исключением случая, когда заемщиком предоставлено обеспечение в виде заклада имущества или гарантийного депозита;".

Пункт 1.4

Абзац одиннадцатый:

"по заемщику, одновременно выступающему залогодателем, в течение периода, превышающего один квартал, отсутствует информация, указанная в приложении 2 к настоящему Положению, за исключением случая, когда заемщиком предоставлено обеспечение в виде заклада имущества или гарантийного депозита;".

Поправка предлагается в целях уточнения редакции положения.

12.

Пункт 1.4

Абзац двенадцатый:

"реализация прав, вытекающих из обеспечения, может привести к сбоям (остановке) производственного цикла лица, предоставившего обеспечение;".

Пункт 1.4

Абзац двенадцатый исключить.

Любой залог при его изъятии наносит ущерб деятельности лица его предоставившего и может привести к сбоям/остановке деятельности связанного с залогом производственного цикла. Более того, предлагаемое изменение, на наш взгляд, противоречит основной цели залога: ценность предмета залога должна быть такова, чтобы заемщик ни при каких обстоятельствах не захотел этот предмет залога терять и приложил все усилия по возврату кредита. Поэтому банки в абсолютном большинстве случаев стремятся принимать в залог максимально ценное для заемщика имущество, без которого невозможна или затруднительна его деятельность.

Очевидно, что при таком подходе изъятие у заемщика ключевых для его деятельности активов во всех случаях приведет к сбоям (остановке) производственного цикла, разница будет только в сроках наступления и существенности "сбоя" в зависимости от вида актива.

Кроме того, как показывает практика, с момента наступления дефолта до момента вынесения судом решения о реализации имущества, не имея на руках решения суда, банк не вправе ни забрать, ни реализовать, а тем более, остановить деятельность предприятия.

С точки зрения банков, данное предложение Проекта Указания идет вразрез с общепринятыми принципами оценки показателя восстановления в случае дефолта заемщика через обращение взыскания на залог, предусмотренными МСФО и рекомендациями Базельского комитета по банковскому регулированию и надзору.

С точки зрения формирования резервов, указанное положение делает бессмысленным залог любого имущества, которое обладает сколько-нибудь значительной ценностью для заемщика (залогодателя - третьего лица).

Данное положение также не учитывает случаи, когда залогодателем является третье лицо, а также, когда реализация имущества, выступающего в качестве предмета залога, рассматривается в качестве основного источника погашения задолженности.

В этой связи предлагается абзац двенадцатый пункта 1.4 Проекта Указания исключить.

13.

Приложение к Проекту Указания

Название Приложения:

"Минимальный перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщиков - юридических лиц реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах.".

Приложение к Проекту Указания

Название Приложения:

"Примерный перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщиков - юридических лиц реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах.".

Перечень обстоятельств, изложенных в Приложении к Проекту Указания, не может быть использован при анализе компаний-нерезидентов.

Кроме того, наличие только одного обстоятельства, свидетельствующего о возможном отсутствии у заемщика реальной деятельности, очевидно не может являться достаточным для объективной оценки деятельности заемщика.

В этой связи предлагается изменить название Приложения к Проекту Указания, заменив слово "Минимальный" на слова "Примерный" и исключив слова "или осуществлении ее в незначительных объемах".

14.

Приложение к Проекту Указания

Абзац второй:

"...отсутствие у заемщика собственных либо арендованных в установленном порядке основных средств, необходимых для осуществления деятельности (производственных мощностей, складских помещений, транспортных средств, торговых точек и прочих);".

Приложение к Проекту Указания

Абзац второй и новые абзацы:

"...отсутствие у заемщика собственных либо арендованных в установленном порядке основных средств, необходимых для осуществления деятельности (производственных мощностей, складских помещений, транспортных средств, торговых точек и прочих), за исключением организаций:

- созданных в целях осуществления конкретных проектов, при наличии в кредитной организации документально обоснованной информации о наличии у заемщика на момент окончания действия кредитного договора источника погашения достаточного для полного исполнения обязательств;

- входящих в состав группы компаний и привлекающих ссуды для последующего представления средств иным организациям, входящим в эту же группу компаний.".

Реализация предлагаемого в Проекте Указания требования приведет к существенному сокращению объемов вложений кредитных ресурсов в предприятия, осуществляющие реальную хозяйственную деятельность в строительной отрасли, и предприятия розничных торговых сетей.

В этой связи предлагается дополнить Проект Указания новыми положениями, исключающими распространение требований абзаца второго на компании, организованные в целях осуществления конкретных проектов, специфика основной реальной деятельности которых обусловливает приведенную структуру бухгалтерского баланса, при наличии в банке документально обоснованной информации о достаточности у заемщика на момент окончания действия кредитного договора источника погашения, достаточного для полного исполнения обязательств.

15.

Приложение к Проекту Указания

Абзац третий:

"случаи, когда ссуда предоставлена кредитной организацией заемщику - юридическому лицу, более 70 процентов активов которого представляют собой дебиторскую задолженность, займы, ценные бумаги, вложения в уставные капиталы других юридических лиц и иные финансовые вложения, а также земля и иная недвижимость, приобретенные (полученные) заемщиком с целью последующей продажи;".

Приложение к Проекту Указания

Абзац третий и новые абзацы:

"случаи, когда ссуда предоставлена кредитной организацией заемщику - юридическому лицу, более 70 процентов активов которого представляют собой дебиторскую задолженность, не связанную по мотивированному суждению кредитной организации с основной деятельностью заемщика, займы, ценные бумаги, вложения в уставные капиталы других юридических лиц и иные финансовые вложения, а также земля и иная недвижимость, приобретенные (полученные) заемщиком с целью последующей продажи, за исключением случаев, когда:

- оборачиваемость дебиторской задолженности у заемщика составляет менее одного года;

- заемщиком выступает профессиональный участник рынка ценных бумаг, лизинговая компания или кредитная организация;

- заемщиком выступает организация, основным источником доходов которой являются вложения/инвестиции в дочерние/зависимые общества, деятельность которых, носит реальный характер;

- заемщиком выступает организация, осуществляющая торговую деятельность и входящая в группу компаний.".

Применение предлагаемой формулировки абзаца третьего Приложения к Проекту Указания приведет к тому, что признаки отсутствия реальной деятельности будут выявлены у всех финансовых компаний и банков-контрагентов по межбанковскому кредитованию.

В этой связи предлагается дополнить Приложение к Проекту Указания случаями, исключающими применение данного положения.

Так, полагаем целесообразным следующее:

1. исключить профучастников рынка ценных бумаг и кредитные организации;

2. дополнить параметр дебиторской задолженности критерием срока ее оборачиваемости, поскольку факт наличия только существенной дебиторской задолженности (70% активов и более) в большинстве случаев еще не свидетельствует об отсутствии реальной деятельности (т.е. это не самостоятельный фактор для градации организаций для поставленной цели), в том числе:

при высокой оборачиваемости (торговые дома холдинговых структур, где и сосредоточена выручка по контрактам с контрагентами, являющаяся источником обслуживания кредитов);

при финансировании проектов, связанных с операциями, предполагающими перечисление авансов поставщикам;

при длительном сроке выполнения работ и оказания услуг (предприятия, работающие в области новых технологий, а также в интересах оборонного комплекса, ВТС и т.д.).

Проблемной или сомнительной дебиторская задолженность становится при существенных сроках оборачиваемости, превышающих среднеотраслевой уровень.

Поэтому предлагается дополнить критерий сроком оборачиваемости дебиторской задолженности более года.

3. Полагаем необходимым исключить из данного перечня ссуды, направленные заемщиком на вложения в уставные капиталы других юридических лиц, не подпадающих под критерии рассматриваемого Проекта Указания.

4. Считаем необходимым исключить из данного перечня ссуды, предоставленные лизинговым компаниям, вся деятельность которых поставлена под сомнение данным критерием.

16.

Приложение к Проекту Указания

Абзац четвертый:

"непредставление заемщиком по запросам кредитной организации отчетности (информации), представляемой им в налоговые органы, в органы статистики;".

Приложение к Проекту Указания

Абзац четвертый:

"непредставление заемщиком в течение периода более одного квартала по запросам кредитной организации отчетности (информации), представляемой им в налоговые органы, в органы статистики;".

Предлагается конкретизировать срок, в течение которого не предоставляется соответствующая информация (по аналогии с пунктом 3.12 Положения 254-П).

17.

Приложение к Проекту Указания

Абзац пятый:

"непредставление заемщиком по запросам кредитной организации выписок по банковским счетам, открытым в других кредитных организациях, в том числе в случаях, когда обороты по счетам, открытым в данной кредитной организации, несопоставимо малы по отношению к предоставленным кредитам;".

Приложение к Проекту Указания

Абзац пятый исключить

Банк в рамках анализа финансово-хозяйственной деятельности заемщика использует весь спектр информации, включая данные по оборотам по счетам, которые могут предоставляться не только в виде выписок по банковским счетам, но и в форме оборотно-сальдовых ведомостей заемщика по счетам бухгалтерского учета операций по расчетным счетам. Указанные оборотно-сальдовые ведомости ведутся в разрезе счетов и дают полное представление не только о размере оборотов по счетам в разрезе кредитных организаций, но и по характеру поступлений на данные счета (выручка от реализации, перевод собственных средств, получение кредитов/займов и др.).

В этой связи банк не расценивает отсутствие выписок по счетам, предоставленных непосредственно кредитной организацией, в которой данный счет открыт, в качестве обстоятельства, свидетельствующего об отсутствии у заемщика реальной деятельности.

В этой связи предлагается абзац пятый Приложения к Проекту Указания исключить.

18.

Приложение к Проекту Указания

Абзац шестой:

"отсутствие информации об уплате налоговых платежей заемщиком в бюджеты различных уровней либо их несущественный характер (несопоставимый с объемом деятельности заемщика);".

Приложение к Проекту Указания

Абзац шестой изложить в следующей редакции:

"отсутствие информации об уплате налоговых платежей заемщиком в бюджеты различных уровней либо их несущественный характер (несопоставимый с объемом деятельности заемщика);".

Проверка "существенности" налоговых платежей является функцией налоговых органов. Поэтому кредитная организация вправе ожидать, что, если оценка заемщика производится на основании отчетности, сдаваемой в налоговые органы, отсутствует задолженность перед бюджетом, а также отсутствует информация о наличии исков к клиенту со стороны налоговых органов, то размер налоговых платежей клиента соответствует требованиям законодательства.

Кроме того, не ясно, на основании каких дополнительных документов кредитная организация должна устанавливать несущественный характер налоговых платежей по сравнению с объемом деятельности заемщика.

Наличие факта получения документа об уплате налогов или справки об отсутствии задолженности по налогам является основанием для неприменения положения абзаца шестого Приложения к Проекту Указания.

В этой связи предлагается слова "либо их несущественный характер (несопоставимый с объемом деятельности заемщика)" исключить.

19.

Приложение к Проекту Указания

Абзац восьмой:

"...использование заемщиком при проведении платежей IP-адреса (Internet Protocol Address), совпадающего с IP-адресом иных клиентов кредитной организации;"

Приложение к Проекту Указания

Абзац восьмой исключить

Количество IP-адресов существенно меньше количества юридических лиц. Наличие постоянного уникального IP- адреса характерно только для крупных организаций или специфических видов бизнеса. В остальных случаях используются групповые и/или динамические IP- адреса, по которым идентифицировать юридическое лицо невозможно. Совпадение IP-адресов имеет случайный характер и ни о чем не свидетельствует.

Кроме того, в данной ситуации не принимается во внимание случай, когда одно и то же лицо исполняет обязанности главного бухгалтера в нескольких организациях (в том числе на основании доверенности). Это является обычной ситуацией для нескольких юридических лиц, которые входят в одну группу.

В этой связи предлагается абзац восьмой Приложения к Проекту Указания исключить.

20.

Приложение к Проекту Указания

Абзац десятый:

"осуществление операций (сделок) по доверенности на постоянной основе лицами, не являющимися сотрудниками заемщика;".

Приложение к Проекту Указания

Абзац десятый исключить

Указанные обстоятельства проверяются кредитными организациями в рамках внутренних правил осуществления контроля по направлению "противодействие легализации (ПОД/ФТ)" и оценка риска сотрудничества с такими заемщиками оценивается кредитными организациями до принятия решения о предоставлении кредитов.

Таким образом, четко прослеживается пересечение направлений "ПОД/ФТ" с направлением "оценка уровня кредитного риска", что не представляется оправданным.

В этой связи предлагается абзац десятый исключить.

21.

Приложение к Проекту Указания

Абзац одиннадцатый:

"исполнение одним лицом обязанностей единоличного исполнительного органа в нескольких организациях, в том числе заемщике;".

Приложение к Проекту Указания

Абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции:

"исполнение одним и тем же физическим лицом обязанностей единоличного исполнительного органа в нескольких организациях, в том числе заемщике;".

На практике довольно распространена ситуация, когда одно и то же юридическое лицо - управляющая организация одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа в нескольких компаниях.

В этой связи предлагается внести в абзац одиннадцатый Приложения к Проекту Указания уточнение, исключающее распространение его действия на управляющие организации, дополнив словами "и тем же физическим лицом".

22.

Приложение к Проекту Указания

Абзац двенадцатый:

"отсутствие в штате заемщика должности главного бухгалтера или бухгалтерской службы, за исключением случаев, когда ведение бухгалтерского учета передано на договорных началах специализированной организации (аудиторской фирме) или бухгалтеру - специалисту (индивидуальному аудитору);".

Приложение к Проекту Указания

Абзац двенадцатый исключить

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы вести бухгалтерский учет лично.

Практика отсутствия в штате компании должности главного бухгалтера распространена в небольших организациях, в которых руководитель совмещает обязанности директора и главного бухгалтера.

В этой связи предлагается абзац двенадцатый исключить.

23.

Приложение к Проекту Указания

Абзац тринадцатый:

"отсутствие в штате заемщика работников, помимо руководителя и главного бухгалтера;".

Приложение к Проекту Указания

Абзац тринадцатый исключить

Неясно, каким образом данный критерий соотносится с компаниями - нерезидентами и представителями среднего и малого бизнеса. Если компания имеет небольшой по размеру объем бизнеса и занимается оптовой торговлей, она не нуждается в дополнительных штатных единицах.

В этой связи предлагается абзац тринадцатый приложения к Проекту Указания исключить.

24.

Приложение к Проекту Указания

Абзац пятнадцатый:

"случаи неоднократного изменения места постановки на налоговый учет за календарный год;".

Приложение к Проекту Указания

Абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:

"случаи неоднократного изменения места постановки на налоговый учет за календарный год, за исключением случаев изменения территориальной подведомственности налоговых органов;".

На практике имеют место случаи, когда изменение места постановки на налоговой учет налогоплательщика может быть связано с тем, что к ведению налоговой инспекции, осуществлявшей контроль и надзор на территории одного района, дополнительно прибавляется обязанность по осуществлению контроля и надзора на соседних территориях.

В этой связи предлагается абзац пятнадцатый дополнить словами ", за исключением случаев изменения территориальной подведомственности налоговых органов;".

25.

Приложение к Проекту Указания

Абзац шестнадцатый:

"регистрация заемщика по адресу массовой регистрации юридических лиц согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы.".

Приложение к Проекту Указания

Абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:

"регистрация заемщика по адресу массовой регистрации юридических лиц согласно данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, за исключением адресов бизнес-центров, торговых центров, а также адресов регистрации компаний одной группы и случаев, когда совпадают юридический и фактический адреса.".

Данное обстоятельство не может являться показателем сомнительности деятельности заемщика, в случаях когда:

- массовая регистрация юридических лиц по одному адресу осуществляется для предприятий группы с целью удобства руководства.

- регистрация осуществляется в бизнес-центрах или технопарках, характеризующихся высокой концентрацией хозяйствующих субъектов.

В этой связи предлагается дополнить абзац шестнадцатый словами ", за исключением адресов бизнес-центров, торговых центров, а также адресов регистрации компаний одной группы и случаев, когда совпадают юридический и фактический адреса.".



Письмо Ассоциации российских банков от 8 сентября 2011 г. N А-02/5-680 "О проекте Указания Банка России, предусматривающего внесение изменений в Положение Банка России N 254-П"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.