Письмо Ассоциации российских банков от 3 октября 2011 г. N А-02/5-746 "О разъяснении положений Федеральных законов от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ и от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ"

Письмо Ассоциации российских банков от 3 октября 2011 г. N А-02/5-746
"О разъяснении положений Федеральных законов от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ и от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ"

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 1 ноября 2011 г. N 14-27/597

В связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) и Федерального закона от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 162-ФЗ) в Ассоциацию российских банков обращаются банки - члены АРБ по вопросам применения норм законодательства в сфере национальной платежной системы.

В целях обеспечения надлежащего исполнения кредитными организациями действующего законодательства Ассоциация российских банков просит Вас дать разъяснения по следующим вопросам.

1. Насколько действующие схемы работы банков с контрагентами, приведенные в Приложении 1 к настоящему письму, соответствуют Закону N 161-ФЗ и Закону N 162-ФЗ.

2. Требуется ли банкам расторгать договоры с контрагентами, действующими по схемам, приведенным в Приложении 1 к настоящему письму (в соответствии с письмом Банка России от 7 июля 2011 года N 99-Т "О требованиях законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе" и информационным сообщением от 12 августа 2011 года Департамента внешних и общественных связей Центрального банка Российской Федерации).

Также просим пояснить, как следует поступить сторонам расторгаемых договоров в целях сохранения социального спокойствия населения. Например, расторжение банками договоров с расчетно-информационными центрами по приему и переводу платежей по реестрам может привести к потере клиентами удобных (в том числе дистанционных) способов оплаты коммунальных услуг, образованию больших очередей в кассы расчетно-информационного центра / поставщиков услуг, к социальной напряженности в конечном итоге, так как клиенты уже привыкли к определенным способам оплаты коммунальных услуг.

3. Правильно ли понимать, применительно к приведенным в Приложении 1 схемам:

- под "банком" - "оператора по переводу денежных средств" (пункт 2 статьи 3, статьи 5-6, статьи 8-9, статья 11 Закона N 161-ФЗ);

- под "расчетно-информационным центром" и "поставщиком услуг" - "получателя средств" (пункт 3 статьи 5, статья 6 Закона N 161-ФЗ);

- под "специализированной организацией" (в схеме 3) - "оператора по переводу денежных средств" (участника Платежной системы Банка России). Либо в рамках Закона N 161-ФЗ подобные организации являются получателями средств.

4. Исходя из анализа норм пункта 2 статьи 5 Закона N 161-ФЗ, можно предположить, что комиссию за банковский перевод должен оплачивать плательщик. Просим уточнить, может ли обязанность по уплате комиссионных расходов банку быть перенесена с плательщика на получателя денежных средств (в том числе по договоренности между банком-отправителем и получателем средств либо между получателем и отправителем) или на банк получателя (в том числе по договоренности с ним или по договоренности между банком получателя и получателем).

5. В соответствии с информационным сообщением от 12 августа 2011 года Департамента внешних и общественных связей Центрального банка Российской Федерации кредитные организации могут осуществлять безналичные расчеты в пользу поставщиков по переводам денежных средств физических лиц без открытия банковского счета.

Принимая во внимание, что большая часть платежей, принимаемых банками через дистанционные каналы обслуживания клиентов (банкоматы, терминалы, сервисы "Интернет-банк" и "Мобильный банк"), осуществляется с использованием банковских карт, просим пояснить, распространяется ли данное разъяснение на аналогичные операции по переводам денежных средств физических лиц с банковских счетов клиентов.

6. Просим оценить, соответствуют ли Закону N 161-ФЗ договоры с контрагентами по приему и переводу платежей между банком и получателем средств с предметом, указанным в Приложении 2 к настоящему письму.

Приложение на 4 (четырех) листах.


Президент

Г.А. Тосунян


Приложение 1

к письму Ассоциации российских банков

от 3 октября 2011 г. N А-02/5-746


Возможные схемы работы банков с контрагентами по приему и переводу денежных средств по поручению физических лиц по платежному поручению, оформленному банком на общую сумму принятых переводов (платежей), и сводному реестру по принятым платежам в соответствии с Положением Центрального Банка Российской Федерации от 1 апреля 2003 года N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ":

1. На основании договора между банком и расчетно-информационным центром (далее - РИЦ) по приему платежей от физических лиц и перечислению таких платежей общей суммой одним платежным поручением с приложением сводного реестра по принятым платежам и информационно-технологическому взаимодействию по электронному обмену данными, РИЦ с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации по персональным данным предоставляет банку информацию по лицевым счетам и сумме задолженности абонентов. Банк на основании этих данных принимает денежные средства от физических лиц в оплату коммунальных услуг и переводит принятые средства общей суммой (одним платежным поручением с приложением сводного реестра принятых платежей) на расчетный счет РИЦ, открытый в этом либо ином банке.

Является ли в данной схеме в рамках Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) РИЦ поставщиком услуг (учитывая, что он открывает и ведет отдельные абонентские счета), а договор между РИЦ и банком - как прямой договор с поставщиком услуг?

Требуется ли банкам расторгнуть все договоры с подобными специализированными организациями, созданными в сфере жилищно-коммунального хозяйства и осуществляющими процессинговые и биллинговые функции, и не будет ли такой договор в последующем квалифицирован как договор на осуществление банком деятельности по приему платежей, прямо запрещенной частью 21 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (в редакции Федерального закона от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе")?

2. На основании договора между банком и непосредственным поставщиком услуг по приему платежей от физических лиц и перечислению таких платежей общей суммой одним платежным поручением с приложением сводного реестра по принятым платежам и информационно-технологическому взаимодействию по электронному обмену данными с учетом требований действующего законодательства о персональных данных, банк принимает денежные средства от физических лиц в оплату услуг поставщика и переводит принятые средства общей суммой на расчетный счет поставщика.

3. На основании договора между банком и специализированной организацией (небанковская кредитная организация) по приему платежей от физических лиц и перечислению таких платежей общей суммой одним платежным поручением с приложением сводного реестра по принятым платежам и информационно-технологическому взаимодействию по электронному обмену данными, специализированный центр с учетом требований действующего законодательства о персональных данных предоставляет банку информацию по абонентским счетам, банк на основании этих данных принимает денежные средства от физических лиц в оплату различных услуг (наличными / за счет средств банковской карты) и переводит принятые средства общей суммой на счет специализированного центра (с предоставлением реестра). Специализированный центр впоследствии передает информацию об оплате абонентами и производит расчеты с конечными получателями средств (поставщиками услуг).


Приложение 2

к письму Ассоциации российских банков

от 3 октября 2011 г. N А-02/5-746


Возможные предметы договоров банков с контрагентами по приему и переводу денежных средств по поручению физических лиц по платежному поручению, оформленному банком на общую сумму принятых переводов (платежей), и сводному реестру по принятым платежам:


Вариант I

1. Двухсторонний договор между Банком и получателем средств (поставщиком услуг):

1.1. "По настоящему договору Банк и Организация осуществляют информационное (или информационно-технологическое) взаимодействие в целях приёма и перевода Банком денежных средств по поручению физических лиц - клиентов Организации (далее по тексту - платежей) в адрес Организации для оплаты услуг Организации через принадлежащие Банку банкоматы (терминалы самообслуживания) и/или с использованием банковских счетов посредством получения поручений клиентов на осуществление платежа через внутренние сервисы Банка.

Услуги по информационному взаимодействию включают в себя предоставление Банком Организации информации по принятым платежам в соответствии с настоящим Договором и не облагаются НДС в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.".


Примечание: В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождаются от налогообложения НДС на территории Российской Федерации операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.


Вариант II

Услуги по информационно-технологическому взаимодействию включают в себя обмен информацией между Банком и Организацией, в том числе запросами о возможности проведения платежей и информацией о фактически принятых платежах в соответствии с настоящим Договором, и не облагаются НДС в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 149 НК РФ.".

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

1.2. "По настоящему договору Банк и Получатель осуществляют информационное (или информационно-технологическое) взаимодействие в целях осуществления Банком операций в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Банка России по переводу принятых наличных денежных средств по поручению физических лиц (далее по тексту - плательщики) без открытия счетов в адрес Получателя на его счет(а) в _____________________ (Банке или иной кредитной организации либо подразделении ЦБ РФ) для оплаты __________________________________ (перечисляются реализуемые товары, оказываемые услуги, выполняемые работы) (далее по тексту - платежи).

Услуги по информационному взаимодействию включают в себя предоставление Банком Получателю информации по принятым платежам в соответствии с настоящим Договором и не облагаются НДС в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.".


Вариант III

Услуги по информационно-технологическому взаимодействию включают в себя обмен информацией между Банком и Получателем, в том числе запросами о возможности проведения платежей и информацией о фактически принятых платежах в соответствии с настоящим Договором, и не облагаются НДС в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.".

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

2. Трехсторонний договор между банком, получателем средств и банком получателя:

"С целью оказания банковских услуг по переводу денежных средств физических лиц Банк-партнер и Расчетный банк обязуются совершать Переводы, выполняя действия, предусмотренные настоящим Договором, а Банк-партнер и Общество обязуются обеспечить информационно-технологическое взаимодействие между Получателями, Расчетным банком, Обществом и Банком-партнером.".

3. Двухсторонний договор между банком и специализированной организацией, оказывающей информационные услуги:

"Банк принимает на себя обязанности по перечислению платежей в пользу Получателя средств (Поставщика услуг), в том числе Банк осуществляет банковские операции, указанные в пункте 9 части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности", в части операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги.".



Письмо Ассоциации российских банков от 3 октября 2011 г. N А-02/5-746 "О разъяснении положений Федеральных законов от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ и от 27 июня 2011 года N 162-ФЗ"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.