Письмо Ассоциации российских банков от 24 октября 2011 г. N А-02/5-812 "О применении кредитными организациями контрольно-кассовой техники"

Письмо Ассоциации российских банков от 24 октября 2011 г. N А-02/5-812
"О применении кредитными организациями контрольно-кассовой техники"


Рассмотрев направленные Вами материалы по вопросу применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), сообщаем следующее.

В целях формирования консолидированной позиции Ассоциация российских банков с участием банков-членов АРБ доработала вариант соответствующего законопроекта (прилагается). При этом Ассоциация российских банков считает необходимым прокомментировать концепцию, отраженную в данной редакции законопроекта.

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) устанавливает, что Банк России утверждает порядок применения кредитными организациями ККТ и используемых в ней программных продуктов. Вместе с тем, кассовые операции в кредитных организациях осуществляются с использованием программных средств, которые имеют возможность накапливать и архивировать информацию по проведенным операциям, а также обеспечены необходимыми мерами безопасности доступа и проверки пользователя. В соответствии с Положением Банка России от 24.04.2008 N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 318-П) в кредитной организации создаются первичные бухгалтерские документы, обеспечивающие необходимые требования к фиксации, учету и хранению итоговой информации. В связи с этим выполнение кредитными организациями установленных Банком России требований к оформлению кассовых и иных операций полностью обеспечивает выполнение функций, которые возлагаются на ККТ.

Кроме того, в соответствии с Положением N 318-П кредитные организации могут внедрять соответствующие современному уровню развития системы автоматизации банковских операций, а также учета и формирования бухгалтерской отчетности, позволяющие принимать, фиксировать, точно и оперативно обрабатывать поступающие от клиентов документы, в том числе и в электронном виде.

При этих обстоятельствах выполнение кредитными организациями требований Закона N 54-ФЗ влечет нецелесообразное дублирование в регистрации и учете кассовых операций и неоправданный рост затрат рабочего времени и денежных средств на приобретение, регистрацию и обслуживание ККТ во всех точках совершения операций с наличными денежными средствами и платежными картами. Это, в свою очередь, влечет рост себестоимости банковских услуг, замедление развития системы безналичных расчетов населения, негативно сказывается на доступности банковских услуг.

В связи с этим доработанная АРБ редакция законопроекта предусматривает следующие концептуальные положения:

- с учетом того, что осуществление кассовых операций в кредитных организациях, в отличие от операций, совершаемых платежными агентами, сопровождается оформлением расчетно-кассовых документов, содержащих все необходимые реквизиты, отражением операций по балансовым счетам в ежедневном балансе, кредитные организации должны быть освобождены от обязанности по использованию ККТ при осуществлении банковских операций и иных сделок, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности, с наличными денежными средствами и платежными картами;

- платежные агенты, по общему правилу, для достижения целей Закона N 54-ФЗ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт должны применять ККТ;

- если платежный агент обеспечивает оперативное (ежедневное) документирование наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в расчетно-кассовых документах, содержащих все необходимые реквизиты, отражение сделок по балансовым счетам, ежедневное закрытие баланса, то данный платежный агент освобождается от обязанности по использованию ККТ.

Данная концепция, с одной стороны, позволит избежать нецелесообразного дублирования в регистрации и учете кассовых операций и неоправданного роста себестоимости осуществления операций с наличными денежными средствами и платежными картами, а с другой стороны, обеспечит обязательное применение ККТ платежными агентами, не имеющими иных механизмов учета и контроля за кассовыми операциями.

Ассоциация российских банков выражает надежду, что идеи и положения, сформулированные банковским сообществом, будут учтены Банком России при доработке предложений по внесению изменений в действующее законодательство о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Приложение: на 4 л.


Президент

Г.А. Тосунян


Проект


Федеральный закон
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"


Статья 1


Внести в Федеральный закон от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (Собрание законодательства РФ, 2003, N 21, ст. 1957) следующие изменения и дополнения:

1) в статье 2:

а) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

"Кредитные организации осуществляют банковские операции и иные сделки в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности без применения контрольно-кассовой техники.";

б) пункт 1 дополнить новым абзацем следующего содержания:

"Кредитная организация, которая применяет платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа, обязана обеспечивать надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов, включая ежедневное осуществление ведения бухгалтерского учета по каждому платежному терминалу, банкомату, а также отражать операции в бухгалтерском учете этой кредитной организации в соответствии с нормативными актами Банка России.";

в) в пункте 4 слова "кредитные организации и" исключить;

г) дополнить новыми пунктами 5 и 6 следующего содержания:

"5. Платежные агенты, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц с использованием платежных терминалов, могут осуществлять прием платежей физических лиц без применения контрольно-кассовой техники при условии ежедневного осуществления ведения бухгалтерского учета (составления ежедневного баланса) по соответствующему платежному терминалу, с использованием которого осуществляется прием средств наличного платежа.

Осуществление деятельности по приему платежей с использованием платежных терминалов платежным субагентом без применения контрольно-кассовой техники может осуществляться при условии ежедневного осуществления ведения бухгалтерского учета (составления ежедневного баланса) по соответствующему платежному терминалу, с использованием которого осуществляется прием средств наличного платежа, как платежным субагентом, так и оператором по приему платежей, с которым у платежного субагента заключен агентский договор.

Поядок регистрации платежных агентов, ежедневно осуществляющих ведение бухгалтерского учета (составляющих ежедневный баланс) по платежным терминалам, устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Банковские платежные агенты, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством о национальной платежной системе, использующие платежные терминалы и банкоматы, могут осуществлять прием платежей физических лиц без применения контрольно-кассовой техники при условии ежедневного осуществления ведения бухгалтерского учета (составления ежедневного баланса) по соответствующему платежному терминалу, банкомату с использованием которого осуществляется прием средств наличного платежа, как банковским платежным агентом, так и кредитной организацией - принципалом.";

2) пункт 3 статьи 3 признать утратившим силу;

3) в абзаце втором пункта 1 статьи 4 слова "(за исключением кредитных организаций)" исключить;

4) в статье 5:

а) в абзаце первом пункта 1 слова "(за исключением кредитных организаций)" исключить;

б) абзац первый пункта 2 статьи 5 изложить в следующей редакции:

"2. Организации и индивидуальные предприниматели (за исключением организаций, указанных в пунктах 5 и 6 статьи 2 настоящего Федерального закона), применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны:";

в) дополнить новым пунктом следующего содержания:

"3. Требования к платежным агентам и банковским платежным агентам, осуществляющим прием платежей физических лиц с использованием платежных терминалов, банкоматов, предусмотренные настоящей статьей, применяются вне зависимости от права, на основании которого эти платежные терминалы, банкоматы находятся у платежного агента, банковского платежного агента соответственно.".

5) статью 6 признать утратившей силу.


Статья 2


Внести в Федеральный закон от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (Собрание законодательства РФ, 2009, N 23, ст. 2758) следующие изменения и дополнения:

1) часть 12 статьи 4 изложить в следующей редакции:

"12. Платежный агент при приеме платежей обязан:

использовать контрольно-кассовую технику, оснащенную защищенными от несанкционированного доступа программными продуктами, с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

применять исправные платежные терминалы и банкоматы, осуществляющие прием средств наличного платежа;

предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Платежный агент для осуществления приема платежей физических лиц вправе применять платежные терминалы и банкоматы без использования контрольно-кассовой техники при соблюдении следующих условий:

ежедневного осуществления ведения бухгалтерского учета (составления ежедневного баланса) по платежному терминалу, банкомату, с использованием которого осуществляется прием средств наличного платежа в соответствии с нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей;

применения исправных платежных терминалов и банкоматов, осуществляющих прием средств наличного платежа и обеспечивающих надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов.

Контроль за исполнением платежными агентами обязанностей, предусмотренных настоящей частью, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.".

2. Пункт 7 части 2 статьи 5 дополнить словами:

", а в случае приема денежных средств платежным субагентом чек должен содержать наименование и место нахождения оператора по приему платежей и его идентификационный номер налогоплательщика.".


Статья 3


Внести в статью 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Российская газета, 2011, N 139) следующие изменения и дополнения:

1) в части 3:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4) подтверждении банковским платежным агентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи соответствующего документа. В случае применения контрольно-кассовой техники таким документом является кассовый чек, соответствующий требованиям частей 10 - 13 настоящей статьи;";

б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5) подтверждении банковским платежным субагентом принятия (выдачи) наличных денежных средств путем выдачи соответствующего документа. В случае применения контрольно-кассовой техники таким документом является кассовый чек, соответствующий требованиям частей 10 - 13 настоящей статьи;";

2) в части 10:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"10. Контрольно-кассовая техника в случае ее применения в составе платежного терминала, банкомата, применяемых банковскими платежными агентами (субагентами), должна обеспечивать выдачу кассового чека, подтверждающего прием (выдачу) наличных денежных средств и соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Документ, подтверждающий прием (выдачу) наличных денежных средств, должно содержать следующие обязательные реквизиты:";

ГАРАНТ:

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

г) в пункте 1 исключить слова "- кассовый чек";

д) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6) номер документа, а в случае применения контрольно-кассовой техники - также и номер контрольно-кассовой техники;";

3) в части 11 исключить слова "в течение не менее шести месяцев";

4) в части 13 слова "Применяемые банковским платежным агентом (субагентом) платежные терминалы или банкоматы должны" заменить на "Контрольно-кассовая техника в случае ее применения в составе платежного терминала, банкомата, применяемых банковскими платежными агентами (субагентами), должна".

5) часть 14 после слов "в налоговый орган" дополнить словами "и кредитную организацию, с которой заключен договор, предусмотренный частью 1 настоящей статьи,";

6) дополнить частями 26 - 27 следующего содержания:

"26. Банковский платежный агент (субагент) вправе для осуществления приема (выдачи) наличных денежных средств применять платежные терминалы и банкоматы без использования контрольно-кассовой техники при условии исполнения следующих обязанностей:

ежедневного осуществления ведения бухгалтерского учета (составления ежедневного баланса) по платежному терминалу, банкомату, с использованием которого осуществляется прием средств наличного платежа в соответствии с нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей;

применения исправных платежных терминалов и банкоматов, осуществляющих прием средств наличного платежа и обеспечивающих надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов, а также отражающих операции в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

27. Прием (выдача) наличных денежных средств банковским платежным агентом (субагентом) без участия его уполномоченного лица с помощью иных устройств, не являющихся платежными терминалами или банкоматами, не допускается.

Требования к платежным терминалам и банкоматам, с помощью которых банковским платежным агентом (субагентом) осуществляется прием (выдача) наличных денежных средств, предусмотренные настоящей статьей, применяются вне зависимости от права, на основании которого эти платежные терминалы и банкоматы находятся у платежного агента, банковского платежного агента (субагента) соответственно.".


Президент Российской Федерации




Письмо Ассоциации российских банков от 24 октября 2011 г. N А-02/5-812 "О применении кредитными организациями контрольно-кассовой техники"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.