Письмо Ассоциации российских банков от 24 октября 2011 г. N А-01/5-811 "Об истребовании органами внутренних дел информации о предпринимаемых мерах в целях ПОД/ФТ"

Письмо Ассоциации российских банков от 24 октября 2011 г. N А-01/5-811
"Об истребовании органами внутренних дел информации о предпринимаемых мерах в целях ПОД/ФТ"


Банковское сообщество обеспокоено проблемами, возникающими в деятельности кредитных организаций и связанными с запросами органов внутренних дел, в которых содержатся требования предоставить информацию о предпринимаемых мерах в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ).

Запросы органов внутренних дел содержат требования о предоставлении следующих документов:

- отчеты в виде электронных сообщений, содержащие сведения об операциях, совершенных клиентами и подлежащих обязательному направлению в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), во исполнение Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ);

- копию утвержденных и согласованных Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (далее - Правила);

- копии документов о назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил;

- иные сведения и документы, относящиеся к мерам, предпринимаемым кредитной организацией для целей реализации требований Закона N 115-ФЗ.

Указанные документы запрашиваются органами внутренних дел со ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ), часть 3 статьи 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1), статью 7 Закона N 115-ФЗ, в том числе в рамках расследований уголовных дел, в целях получения доказательств.

При этом часть 3 статьи 26 Закона N 395-1 не содержит требования о представлении вышеперечисленных документов и указывает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Пункт 4 части 1 статьи 13 Закона N 3-ФЗ обязывает при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Очевидно, что истребуемые в запросах органов внутренних дел вышеперечисленные документы не могут быть квалифицированы как справки по операциям и счетам.

Пунктом 4 части 1 статьи 13 Закона N 3-ФЗ предусмотрено право органов внутренних дел запрашивать документы по мотивированному запросу за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации. Специальный порядок предоставления информации, полученной в ходе реализации мер, предпринимаемых в целях ПОД/ФТ, определен в статье 7 Закона N 115-ФЗ. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять в уполномоченный орган по его письменным запросам информацию, указанную в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, как в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, так и в отношении операций, указанных в пункте 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ. Порядок направления уполномоченным органом указанных запросов определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Следует учесть и пункт 8 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, в соответствии с которым не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) представление сведений и документов в отношении операций и в целях и порядке, которые предусмотрены Законом N 115-ФЗ, только в уполномоченный орган.

Пункт 9 статьи 7 Закона N 115-ФЗ устанавливает, что контроль за исполнением физическими и юридическими лицами Закона N 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Из сказанного следует, что по письменным запросам в специально установленном порядке получать сообщения, направляемые в уполномоченный орган, может только Росфимониториг и надзорные органы, к которым подразделения внутренних дел не относятся.

При этом статья 4 Закона N 115-ФЗ устанавливает запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ, за исключением информирования клиентов о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Законом N 115-ФЗ.

Органы внутренних дел наделены правом требовать от кредитных организаций предоставления сведений об их клиентах и документов, содержащих информацию о клиентах и проводимых ими операциях, в том числе выписок по счетам, копий договоров, банковских карточек и другой имеющейся у банка информации. Однако к такой информации и документам не могут быть отнесены Правила, электронные сообщения, направляемые в уполномоченный орган и документы о назначении специального должностного лица в целях ПОД/ФТ.

При этом в запросах органов внутренних дел о предоставлении информации о предпринимаемых мерах в целях ПОД/ФТ содержится указание на то, что при неисполнении требований, содержащихся в запросе, кредитная организация будет привлечена к ответственности.

По мнению Ассоциации российских банков, позиция органов внутренних дел является необоснованной, запрашиваемые сведения не могут быть расценены в качестве доказательств по уголовному делу, а их требования к банкам о предоставлении информации, полученной кредитной организацией в ходе исполнения Закона N 115-ФЗ, противоречат действующему законодательству.

Ранее с аналогичным вопросом об истребовании органами внутренних дел вышеуказанной информации в кредитных организациях Ассоциация российских банков обращалась в Федеральную службу по финансовому мониторингу, которая порекомендовала с указанным вопросом обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую надзор за соблюдением законности следственными и оперативно-розыскными подразделениями органов внутренних дел (ответ от 01.09.2011 N 01-01-36/2460 прилагается).

Принимая во внимание изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас высказать официальную точку зрения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о правомерности предоставлении кредитными организациями органам внутренних дел иной информации о предпринимаемых мерах в целях ПОД/ФТ, кроме справок по операциям и счетам клиентов.

Приложение: на 1 л.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 24 октября 2011 г. N А-01/5-811 "Об истребовании органами внутренних дел информации о предпринимаемых мерах в целях ПОД/ФТ"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.