Письмо Ассоциации российских банков от 23 ноября 2011 г. N А-01/5-899 "О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ"

Письмо Ассоциации российских банков от 23 ноября 2011 г. N А-01/5-899
"О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ"


Обращение Ассоциации российских банков обусловлено необходимостью получения разъяснений Федеральной службы по финансовым рынкам по нижеперечисленным вопросам, возникающим в деятельности кредитных организаций при применении Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ), Приказа ФСФР от 21.01.2011 N 11-3/пз-н (далее - Приказ N 11-3/пз-н), а также Приказа ФСФР от 12.05.2011 N 11-18/пз-н (далее - Приказ N 11-18/пз-н).

1. Обязан ли профессиональный участник рынка ценных бумаг при совершении операций по поручению и за счет своих клиентов, а также операций в качестве доверительного управляющего направлять эмитенту, включившему этого поручителя в список своих инсайдеров, уведомления о совершенных им операциях (сделках) с ценными бумагами этого эмитента или производными финансовыми инструментами, цена которых зависит от таких ценных бумаг?

2. При каких условиях следует применять положения законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в целях раскрытия инсайдерской информации об операциях с валютой и такими финансовыми инструментами как расчетные производные инструменты (в частности, фьючерсы на фондовые и товарные индексы)?

3. В Приложении к Положению о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях, утвержденного Приказом N 11-3/пз-н, изложен рекомендуемый образец уведомления о совершении инсайдером операции с финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром. При это предусмотрено, что в пунктах 6, 7 и 20 данного образца необходимо указать вид сделки (операции), сумму сделки (операции) и вид валюты. Должен ли инсайдер указывать также информацию о курсе купли-продажи валюты?

4. Вправе ли организации, указанные в пунктах 1-4, 11, 12 статьи 4 Закона N 224-ФЗ, при составлении перечня инсайдерской информации включать в него дополнительные основания, не указанные в Приказе N 11-3/пз-н?

5. Представляет ли заключение с кредитной организацией договора купли-продажи иностранной валюты соответствующему лицу (клиенту кредитной организации) право включить данную кредитную организацию в свой список инсайдеров, несмотря на то, что договор заключен кредитной организацией от своего имени (не по поручению клиентов) и при содействии организатора торговли (биржи)?

6. Просим уточнить, какие организаторы торговли могут быть использованы для передачи списка инсайдеров:

а) биржи, через которые совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой, товаром инсайдера вне зависимости от того, является ли он участником именно этих бирж;

б) биржи, непосредственным участником которых является указанный инсайдер. Если инсайдер не является участником именно этих бирж, необходимо ли ему становиться их участником с единственной целью передачи списков?

7. Признаются ли субъектами правоотношений сферы регулирования законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком следующие лица:

- эмитент, ценные бумаги и финансовые инструменты которого не проходили процедуру допуска (и не подана заявка на допуск) к торгам на организованном рынке в РФ;

- организация - монополист на рынке определенного товара в границах Российской Федерации, товары которой не проходили процедуру допуска (и не подана заявка на допуск) к торговле на организованном рынке в РФ?

В частности, возлагаются ли на данных лиц обязанности, связанные с составлением перечня инсайдерской информации, списков инсайдеров и назначением ответственных должностных лиц, обеспечивающих соблюдение требований данного законодательства?

8. Какие действия правомерно отнести к манипулированию рынком в период включения фондовой биржей ценных бумаг в котировальный список (от момента подачи заявки о допуске к торгам и до начала торгов)?

9. Какую информацию и в каком объеме обязан предоставить организатор торговли по требованию инсайдеру в отношении операций с его финансовыми инструментами и товарами? Ограничивается ли право инсайдера требовать у организатора торговли информацию только по операциям, совершенным лицами, включенными в его список инсайдеров?

10. Вправе ли юридическое лицо, в случае, если в уведомлении о его включении (исключении) в список инсайдеров другого юридического лица, данные о нем указаны неверно, а также неверно указано основание включения (исключения) лица в список инсайдеров, направить письменное несогласие в таком включении?

11. Какая идентификационная информация считается минимально необходимой для указания в списке инсайдеров иностранного юридического лица (нерезидента)?

12. Вправе ли организация не указывать в списке инсайдеров идентификационную информацию об инсайдерах, не опубликованную в средствах массовой информации, в том числе в электронных, информационно- телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет")?

13. Какие квалифицирующие критерии необходимо применять при определении основания отнесения физических лиц к числу инсайдеров, указанных в пунктах 5, 7, 8 и 13 статьи 4 Закона N 224-ФЗ? Представляется, что все данные инсайдеры имеют доступ к инсайдерской информации, указанной в заключенных с ними договорах, или в силу осуществления ими должностных обязанностей.

14. Если член Совета директоров (или член Ревизионной комиссии, или единоличный исполнительный орган организации) был включен в список инсайдеров по факту получения соответствующей организацией от Эмитента N 1 уведомления о включении ее (организации) в список инсайдеров данного эмитента по основаниям пункта 5 статьи 4 Закона N 224-ФЗ, а затем аналогичное уведомление получено и от Эмитента N 2, то возникают ли у организации следующие обязанности:

- повторно уведомить указанных должностных лиц, о том, что появилось дополнительное основание отнесение их к числу инсайдеров;

- направлять сообщения об операциях указанных должностных лиц с ценными бумагами Эмитента N 1 и Эмитента N 2, если он не имеет доступ к информации, указанной в договоре с этими эмитентами?

15. В случае, если Организация N 1 получила уведомление о включении ее в список инсайдеров Организации N 2, для которого, по мнению Организации 1, отсутствуют законные основания:

а) должна ли Организации N 1 исполнять обязанности, установленные в статье 10 Закона N 224-ФЗ, в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты или биржевого товара Организации N 2?

б) вправе ли Организация N 1 не считать себя инсайдером Организации N 2, если она направила уведомителю и ФСФР письменное несогласие с включением себя в список инсайдеров? Может ли в этом случае ФСФР применить санкции к Организации N 1 за нарушения Закона N 224-ФЗ, если суд признает правомерным включение Организации N 1 в список инсайдеров Организации N 2, а Организация N 1 на следующий день, после принятия решения суда направит уведомление о совершенных операциях за весь срок, начиная с даты включения в список Организации N 2 до даты принятия решения суда о правомерности включения в список?

16. Вправе ли лицо включить профессионального участника рынка ценных бумаг в свой список инсайдеров в случае, если заключило с ним договор (например, договор на оказание брокерских услуг, доверительного управления и т.д.), на основании которого последним исполняются заявки на совершение сделок на организованном рынке, но при этом не происходит передача инсайдерской информации?

17. Если в соответствии с требованием о раскрытии информации о существенном факте эмитента раскрывается еще и инсайдерская информация, нужно ли в сообщении о раскрытии информации делать такую оговорку?

18. Какое из нижеуказанных структурных подразделений профессионального участника рынка ценных бумаг вправе выполнять обязанности организации, определенные в статье 10 Закона N 224-ФЗ:

- структурное подразделение, ответственное за контроль соблюдения требований Закона N 224-ФЗ;

- структурное подразделение, ведущее учет операций с ценными бумагами (непосредственно оформляющее операции на финансовых рынках)?

19. Каким образом должна поступить организация, если физическому лицу, включенному в список инсайдеров на основании пункта 13 статьи 4 Закона N 224-ФЗ (заключен трудовой договор с данной организацией), предоставляется отпуск по беременности и родам:

- исключить такое физическое лицо из списка инсайдеров на период отпуска;

- направить такому лицу уведомление о включении в список инсайдеров, поскольку с ним имеются трудовые отношения, предусматривающие доступ к инсайдерской информации;

- вручить уведомление о включении в список инсайдеров такому физическому лицу по выходу на работу из декретного отпуска?

20. Может ли инсайдер выдать доверенность иному лицу (физическому или юридическому) на исполнение своих обязанностей, установленных нормами Закона N 224-ФЗ, например, на уведомление о своих операциях?

21. Применимы ли требования законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в части раскрытия инсайдером физическим лицом-нерезидентом информации по сделкам, совершенным за пределами РФ (например, операциях с валютой)?

22. Какие требования Закона N 224-ФЗ распространяются на члена совета директоров (инсайдера согласно пункту 7 статьи 4 Закона N 224-ФЗ), в случае, если он является нерезидентом, проживающим за пределами территории РФ? В частности, является ли правонарушением совершение данным лицом за пределами территории Российской Федерации действий, предусмотренных статьей 6 Закона N 224-ФЗ?

23. Правомерно ли использование альтернативных способов уведомлений инсайдеров-нерезидентов (например, шифрованной электронной почты с обязательным подтверждением получения), т.к. за рубежом почта не всегда обеспечивает конфиденциальность переписки?


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 23 ноября 2011 г. N А-01/5-899 "О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.