Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52031-2003
"Автомобили легковые. Системы очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания. Технические требования. Методы испытаний"
(принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 27 марта 2003 г. N 99-ст)
Passenger cars. Defrosting and demisting systems for glazed surfaces.
Technical requirements. Test methods
Дата введения 1 января 2005 г.
Введен впервые
Приказом Росстандарта от 15 июня 2017 г. N 550-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 февраля 2018 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 33992-2016 "Автомобили легковые. Системы очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания. Технические требования и методы испытаний" для добровольного применения в РФ
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства категории * с углом переднего обзора водителя в пределах 180°.
Стандарт устанавливает требования к системам очистки ветрового стекла транспортных средств категории от обледенения и запотевания, направленные на обеспечение удовлетворительной обзорности при различных погодных условиях.
1а Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.43-99 (Правила ЕЭК ООН N 43) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения безопасных стекол и стекловых материалов
Приказом Ростехрегулирования от 29 декабря 2005 г. N 463-ст ГОСТ Р 41.43-99 отменен с 1 июля 2006 г. Взамен действует ГОСТ Р 41.43-99
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования
ГОСТ Р 51266-99 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 тип транспортного средства в отношении очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания: Механические транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий в отношении следующих характеристик:
2.1.1 наружные и внутренние формы и особенности зоны, описанной в разделе 1, способные повлиять на обзорность,
2.1.2 форма и размеры ветрового стекла и особенности его установки в том случае, если они могут повлиять на зону видимости, описанную в приложении Г,
2.1.3 характеристики систем очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания,
2.1.4 число сидений.
2.2 трехмерная система координат: Система отсчета, определяемая тремя ортогональными плоскостями: вертикальной продольной плоскостью X-Z, горизонтальной плоскостью X-Y и вертикальной поперечной плоскостью Y-Z (см. рисунок В.2 приложения В). Система координат используется для определения размерных соотношений конструктивных точек на рабочих чертежах с их положением на реальном транспортном средстве. Процедура позиционирования транспортного средства по отношению к трехмерной системе координат описана в приложении В; все координаты, отсчитываемые от нулевой горизонтальной плоскости, относятся к транспортному средству в снаряженном состоянии, включая массы водителя и пассажира на переднем сиденье .
2.2.1 Транспортные средства, оснащенные подвеской с регулируемым дорожным просветом, должны испытываться в состоянии эксплуатации в нормальных условиях, определенных предприятием-изготовителем.
2.3 первичные базы отсчета: Отверстия, плоскости, знаки и идентификационные символы на кузове транспортного средства. Тип используемой первичной базы отсчета и положение каждой базы по отношению к осям X, Y, Z и нулевой горизонтальной плоскости задается изготовителем транспортного средства. В качестве этих баз могут служить контрольные точки, используемые при сварке (сборке) кузова.
2.4 фактический угол наклона туловища: Угол между вертикальной линией, проходящей через точку Н, и линией туловища в положении, соответствующем фактическому положению спинки сиденья. Фактический угол наклона туловища определен в ГОСТ Р 51266.
2.5 конструктивный угол наклона туловища: Угол между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному предприятием - изготовителем транспортного средства.
2.6 точки V: Точки, положение которых внутри салона автомобиля определяется вертикальными продольными плоскостями, проходящими через центры наиболее удаленных от середины конструктивно заданных мест для сидения, расположенных спереди, по отношению к точке R и конструктивному углу наклона спинки сиденья; данные точки используются при проверке соотношений в поле видимости (приложение Г).
2.7 точка R или контрольная точка сиденья: Условная точка, заданная предприятием-изготовителем для каждого места для сидения и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.
2.8 точка Н: Центр вращения туловища и бедра объемного механизма, установленного на сиденье транспортного средства. Определение точки Н - в соответствии с ГОСТ Р 51266.
2.9 исходные точки ветрового стекла: Точки, образующиеся при пересечении с ветровым стеклом линий, исходящих в переднем направлении из точек V к наружной поверхности ветрового стекла.
2.10 прозрачная зона ветрового стекла: Зона ветрового стекла транспортного средства или другой стекловой поверхности, светопропускание которой, измеренное под прямым углом к поверхности, соответствует ГОСТ Р 41.43.
2.11 диапазон горизонтального регулирования сиденья: Размерный диапазон нормальных положений водителя, заданных предприятием - изготовителем транспортного средства с помощью точки R для регулирования водительского сиденья в направлении оси Х (2.3).
2.12 полный диапазон регулирования: Диапазон, заданный изготовителем транспортного средства для регулирования сиденья в направлении оси X (2.3), выходящий за пределы диапазона нормального регулирования сиденья, описанного в 2.11, и используемый для раскладки сидений в спальное положение или для облегчения доступа в транспортное средство.
2.13 обледенение: Слой инея и (или) льда на наружной поверхности стекла.
2.14 система очистки ветрового стекла от обледенения: Система, предназначенная для растапливания инея или льда на наружной поверхности ветрового стекла и восстановления видимости.
2.15 очистка ветрового стекла от обледенения: Удаление инея или льда, покрывающих поверхности стекол, в результате работы системы очистки ветрового стекла от обледенения или стеклоочистителя.
2.16 зона, очищенная от обледенения: Зона наружной поверхности ветрового стекла, имеющая сухую поверхность или поверхность, покрытую растаявшим или частично растаявшим (мокрым) инеем, который может быть удален с наружной поверхности стеклоочистителем ветрового стекла. Эта зона не включает поверхность ветрового стекла, покрытую сухим инеем.
2.17 система очистки ветрового стекла от запотевания: Система, предназначенная для удаления конденсата с внутренней поверхности ветрового стекла и восстановления видимости.
2.18 запотевание: Конденсат на внутренней поверхности стекла.
2.19 устранение запотевания: Удаление конденсата с внутренней поверхности стекла в результате работы системы очистки ветрового стекла от запотевания.
3 Заявка на получение сертификата соответствия
3.1 Заявку на получение сертификата соответствия типа транспортного средства в отношении систем очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания представляет предприятие - изготовитель транспортного средства или его уполномоченный представитель.
3.2 К заявке должны быть приложены следующие документы в трех экземплярах:
3.2.1 достаточно подробные и выполненные в соответствующем масштабе чертежи системы очистки. На чертежах должно быть указано место нанесения знака соответствия;
3.2.2 техническое описание системы очистки.
3.3 Кроме того, к заявке должен быть приложен комплект системы очистки. Испытательная лаборатория может, в случае необходимости, потребовать дополнительный образец.
3.4 Лаборатории, уполномоченной проводить испытания для сертификации, должно быть поставлено транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащий сертификации.
3.5 Орган по сертификации проверяет наличие удовлетворительных мер по обеспечению эффективного контроля за соответствием производства до выдачи сертификата соответствия данного типа.
4 Предоставление сертификата соответствия
4.1 Если тип транспортного средства, представленного для получения сертификата соответствия типа в соответствии с настоящим стандартом, удовлетворяет требованиям разделов 5 и 6, то данный тип транспортного средства считают сертифицированным.
4.2 На каждый сертифицированный тип транспортного средства выдают сертификат соответствия типа, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и его статус, учитывающий последние изменения.
4.3 Сертификат соответствия типа должен (в качестве приложения) включать в себя информацию по образцам, приведенным в приложении А, и чертежи по 3.2.1 (представляемые предприятием, сделавшим заявку на сертификацию) максимальным форматом А4 (210 x 297 мм) или кратным ему форматом в масштабе 1:1.
5 Технические требования
5.1 Система очистки ветрового стекла от обледенения
5.1.1 Каждое транспортное средство должно быть оснащено системой очистки ветрового стекла от обледенения. Система удаления льда и инея с поверхности ветрового стекла должна быть эффективной, чтобы обеспечить достаточную видимость через ветровое стекло в холодную погоду.
5.1.2 Эффективность системы следует проверять периодическим определением зоны ветрового стекла, очищенной от обледенения, проводимым после запуска двигателя на транспортном средстве, находящемся в холодильной камере в течение определенного периода времени.
5.1.4 Должны быть выполнены следующие требования:
5.1.4.1 через 20 мин после начала испытаний зона А, определенная в Г.2.2 приложения Г, должна быть очищена на 80%;
5.1.4.2 через 25 мин после начала испытаний очищенная поверхность ветрового стекла на стороне пассажира должна быть сравнима с аналогичной поверхностью на стороне водителя;
5.1.4.3 через 40 мин после начала испытаний зона В, определенная в Г.2.3 приложения Г, должна быть очищена на 95%.
5.2 Система очистки ветрового стекла от запотевания
5.2.1 Каждое транспортное средство должно быть оснащено системой для удаления конденсата с внутренней поверхности стекла.
5.2.2 Система очистки ветрового стекла от запотевания должна быть достаточно эффективна для восстановления видимости через ветровое стекло в сырую погоду. Эффективность системы проверяют с использованием метода, изложенного в 6.2.
5.2.3 Должны быть выполнены следующие требования:
5.2.3.1 зона А, определенная в Г.2.2 приложения Г, должна быть очищена от запотевания на 90% в течение 10 мин после начала испытаний;
5.2.3.2 зона В, определенная в Г.2.3 приложения Г, должна быть очищена от запотевания на 80% в течение 10 мин после начала испытаний.
5.3 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу, сертифицированному на соответствие настоящему стандарту, должна быть нанесена на видном и легкодоступном месте, указанном в сертификате соответствия и в приложении к последнему, маркировка, состоящая из знака соответствия по ГОСТ Р 50460 и обозначения настоящего стандарта.
5.3.1 Все составные части маркировки должны быть четкими и нестираемыми.
5.3.2 Пример маркировки приведен в приложении Б.
6 Методы испытаний
6.1 Очистка ветрового стекла от обледенения
6.1.1 Испытания должны проводиться при одной из указанных ниже температур, устанавливаемых предприятием-изготовителем: минус °С или минус °С.
6.1.2 Испытания должны проводиться в холодильной камере, достаточно большой для размещения транспортного средства и оборудованной для поддержания одной из температур, указанных в 6.1.1, на протяжении всего испытания, а также для циркуляции холодного воздуха. Камера должна выдерживаться при указанных в 6.1.1 или более низких температурах не менее 24 ч до момента, когда транспортное средство начинает подвергаться охлаждению перед испытаниями.
6.1.3 Перед началом испытаний внутренняя и внешняя поверхности ветрового стекла должны быть полностью обезжирены протиранием этиловым спиртом или эквивалентным средством. После высыхания стекла необходимо протереть его поверхность раствором аммиака концентрацией не менее 3% и не более 10%. После повторного высыхания поверхности ее необходимо протереть сухой хлопчатобумажной безворсовой тканью.
6.1.4 Транспортное средство должно быть выдержано в условиях испытательной температуры не менее 10 ч с неработающим двигателем.
6.1.4.1 Если имеются в наличии приборы, позволяющие определить, что температура охлаждающей жидкости и масла в двигателе стабилизировалась на уровне испытательной температуры, период с неработающим двигателем может быть сокращен.
6.1.5 После охлаждения, описанного в 6.1.4, на наружную поверхность ветрового стекла должен быть наморожен равномерный слой льда толщиной, характеризуемый показателем 0,044 , при помощи распылителя, работающего под давлением Па.
6.1.5.1 Форсунка распылителя, настроенная на образование конического факела распыления и максимальную подачу, должна находиться на расстоянии 200-250 мм перпендикулярно к поверхности стекла и быть направлена таким образом, чтобы формировать равномерный слой льда от одного края ветрового стекла до другого.
6.1.5.1.1 Для соответствия требованиям, изложенным в 6.1.5, может быть использован распылитель с форсункой диаметром 1,7 мм, обеспечивающий подачу 0,395 в виде конического факела распыления диаметром 300 мм на поверхности стекла с расстояния 200 мм от его поверхности. Может быть также использовано любое другое устройство, позволяющее выполнить те же требования.
6.1.6 После того как слой льда будет сформирован на ветровом стекле, транспортное средство должно быть выдержано в холодильной камере не менее 30 мин и не более 40 мин.
6.1.7 После завершения процедуры, описанной в 6.1.6, один или два наблюдателя должны сесть в транспортное средство и запустить двигатель, при необходимости с использованием какого-либо внешнего устройства. Продолжительность испытаний отсчитывают от начала работы двигателя.
6.1.7.1 В течение первых 5 мин испытаний частота вращения двигателя может выдерживаться в пределах, которые рекомендует предприятие-изготовитель для запуска в холодную погоду.
6.1.7.2 В течение последующих 35 мин испытаний (или на протяжении всего периода испытаний в том случае, если в течение 5 мин не применялась процедура прогрева):
6.1.7.2.1 двигатель должен работать с частотой вращения, не превышающей 50% частоты вращения максимальной мощности; кроме того:
6.1.7.2.2 аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена;
6.1.7.2.3 напряжение на клеммах устройства очистки ветрового стекла от льда и инея не должно превышать больше чем на 20% номинальное напряжение в сети автомобиля;
6.1.7.2.4 температура в испытательной камере должна измеряться на уровне центра ветрового стекла в точке, где воздействие тепла от транспортного средства при испытаниях минимально;
6.1.7.2.5 горизонтальная составляющая скорости холодного воздуха, циркулирующего в камере, измеренная непосредственно перед началом испытаний в средней продольной плоскости транспортного средства в точке, находящейся на расстоянии 300 мм от основания ветрового стекла и примерно посередине между его основанием и верхом, должна быть минимальна и в любом случае не превышать 8 км/ч;
6.1.7.2.6 капот, двери и другие проемы, кроме входа и выхода системы отопления и вентиляции, должны быть закрыты; одно или два стекла двери могут быть опущены не более чем на 25 мм, если это предписано предприятием - изготовителем транспортного средства;
6.1.7.2.7 орган управления системой размораживания должен быть переведен в положение "максимум";
6.1.7.2.8 стеклоочиститель может использоваться в течение испытаний в случае, если его работа не требует вмешательства оператора;
6.1.7.2.9 система очистки от льда и инея, предусмотренная предприятием-изготовителем, должна быть приведена в действие в том случае, если транспортное средство находится в условиях, установленных предприятием-изготовителем для удовлетворительного функционирования при низких температурах.
6.1.8 Наблюдатель(и) должен(должны) отмечать контуры очищенной зоны на внутренней поверхности ветрового стекла через каждые 5 мин после начала испытаний.
6.1.9 По завершении испытаний форма и размеры контура зоны обледенения, отмеченной на внутренней поверхности, как предписано в 6.1.8, должны быть записаны в протокол и идентифицированы для водительской стороны.
6.2 Устранение запотевания ветрового стекла
6.2.1 Перед началом испытаний внутренняя поверхность ветрового стекла должна быть полностью обезжирена протиранием этиловым спиртом или эквивалентным средством. После высыхания стекла необходимо протереть его поверхность раствором аммиака концентрацией не менее 3% и не более 10%. После повторного высыхания поверхности ее необходимо протереть сухой хлопчатобумажной безворсовой тканью.
6.2.2 Испытания должны проводиться в климатической камере, оборудованной для поддержания температуры минус °С в течение всего испытания.
6.2.2.1 Температура в испытательной камере должна измеряться на уровне центра ветрового стекла в точке, где воздействие тепла от транспортного средства при испытаниях минимально.
6.2.2.2 Горизонтальная составляющая скорости холодного воздуха, циркулирующего в камере, измеренная непосредственно перед началом испытаний в средней продольной плоскости транспортного средства в точке, находящейся на расстоянии 300 мм от основания ветрового стекла и примерно посередине между его основанием и верхом, должна быть минимальна и в любом случае не превышать 8 км/ч.
6.2.2.3 Капот двигателя, двери и другие отверстия, кроме отверстий входа и выхода системы отопления и вентиляции, должны быть закрыты; одно или два дверных стекла могут быть опущены не более чем на 25 мм, если это предписано предприятием - изготовителем транспортного средства.
6.2.3 Запотевание внутренней поверхности ветрового стекла должно быть создано генератором пара, описанным в приложении Д. Генератор должен содержать количество воды, достаточное для производства, по крайней мере, г/ч пара в расчете на каждое сиденье, предусмотренное предприятием-изготовителем, при температуре окружающего воздуха минус °С.
6.2.4 Внутренняя поверхность стекла должна быть очищена, как указано в 6.2.1, и транспортное средство должно быть помещено в климатическую камеру. Температура окружающего воздуха должна понижаться до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости, масла и воздуха внутри транспортного средства не стабилизируется на уровне минус °С.
6.2.5 Генератор пара должен быть расположен таким образом, чтобы выход пара находился в средней продольной плоскости транспортного средства на высоте мм выше точки R водительского сиденья. Обычно он располагается непосредственно за спинкой переднего сиденья, установленной, при наличии ее регулировки, с конструктивным углом наклона. Если конструкция транспортного средства препятствует такому расположению, генератор может быть помещен впереди спинки заднего сиденья в положении, наиболее близком описанному выше.
6.2.6 После того как генератор проработает 5 мин внутри транспортного средства, один или два наблюдателя должен (должны) сесть на переднее(ие) сиденье(я) транспортного средства; производительность генератора после этого должна быть уменьшена из расчета г/ч на каждого наблюдателя.
6.2.7 Через 1 мин после того как наблюдатель(и) займет(ут) место(а) в транспортном средстве, двигатель должен быть запущен в соответствии с инструкциями предприятия-изготовителя.
6.2.7.1 На протяжении всего испытания:
6.2.7.1.1 двигатель должен работать с частотой вращения, равной 50% частоты вращения максимальной мощности; кроме того:
6.2.7.1.2 орган управления устройством очистки ветрового стекла от запотевания должен быть переведен в положение, рекомендуемое предприятием-изготовителем транспортного средства для температуры испытаний;
6.2.7.1.3 аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена;
6.2.7.1.4 напряжение на клеммах устройства очистки от запотевания не должно превышать более чем на 20% номинальное напряжение в сети автомобиля.
6.2.8 В конце испытаний форма и размеры контура зоны, очищенной от запотевания, должны быть записаны в протокол.
7 Изменения типа транспортного средства
7.1 Любое изменение типа транспортного средства доводится до сведения органа по сертификации, который предоставил сертификат соответствия типа. Этот орган может:
7.1.1 либо заявить, что внесенные изменения не будут иметь значительного отрицательного влияния и транспортное средство по-прежнему соответствует требованиям настоящего стандарта;
7.1.2 либо потребовать дополнительный протокол испытательной лаборатории, уполномоченной проводить испытания.
7.2 Подтверждение или отказ в предоставлении сертификата соответствия с указанием изменений на основании настоящего стандарта должны соответствовать "Порядку проведения сертификации продукции в Российской Федерации"**.
8 Соответствие производства
8.1 Каждое транспортное средство, имеющее сертификат соответствия на основании настоящего стандарта, должно соответствовать сертифицированному типу транспортного средства в отношении систем очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания.
8.2 Для проверки соответствия систем очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания требованиям 8.1 следует провести достаточное количество выборочных проверок транспортных средств серийного производства, имеющих знак соответствия по ГОСТ Р 50460 на основании настоящего стандарта.
8.3 Владелец сертификата соответствия должен:
8.3.1 обеспечить наличие процедур эффективного контроля за качеством продукции;
8.3.2 иметь доступ к контрольно-измерительному оборудованию, необходимому для проверки соответствия каждого типа, получившего сертификат соответствия;
8.3.3 обеспечить регистрацию результатов испытаний и хранение прилагаемых документов в течение срока, определяемого по согласованию с органом по сертификации;
8.3.4 анализировать результаты испытания каждого типа с целью проверки и обеспечения стабильности характеристик продукции с учетом отклонений, допускаемых в условиях промышленного производства;
8.3.5 обеспечить для каждого типа транспортного средства проведение необходимых проверок с целью обеспечения соответствия производства всех систем очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания согласно спецификациям на эти системы, представленные на получение сертификата соответствия по типу конструкции;
8.3.6 обеспечить, чтобы в случае несоответствия любой выборки образцов или испытуемых изделий испытанию данного вида проводились новые выборка и испытания. В этой связи должны быть приняты все необходимые меры для восстановления соответствия производства требованиям настоящего стандарта.
8.4 Орган по сертификации, предоставивший сертификат соответствия типа конструкции, может в любое время проверить соответствие применяемых методов контроля в отношении каждой системы очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания.
8.4.1 При каждой проверке инспектору, осуществляющему проверку, должны быть представлены протоколы испытаний и журналы технического контроля.
8.4.2 Инспектор может по своему усмотрению отбирать образцы для испытания в лаборатории предприятия-изготовителя. Минимальное число образцов может быть определено в зависимости от результатов проверки, осуществляемой самим предприятием-изготовителем.
8.4.3 Если качество системы очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания является неудовлетворительным или необходимо проверить правильность результатов испытаний, проведенных в соответствии с 8.4.2, инспектор должен отобрать образцы для отправки в испытательную лабораторию, которая проводила испытания, для оформления сертификата соответствия данного типа.
8.4.4 Орган по сертификации может проводить любое испытание на соответствие требованиям настоящего стандарта.
8.4.5 Орган по сертификации, как правило, разрешает проводить одну проверку в год. В случае получения отрицательных результатов в ходе одной из таких проверок орган по сертификации должен обеспечить принятие всех необходимых мер для скорейшего восстановления соответствия производства требованиям настоящего стандарта.
9 Меры, принимаемые при выявлении несоответствия производства
9.1 Сертификат соответствия типа транспортного средства, предоставленный на основании настоящего стандарта, может быть отменен, если не выполнено условие по 8.1 или системы очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания не выдерживают проверки по 8.2.
9.2 Отмену сертификата соответствия типа проводят согласно требованиям, установленным в "Порядке проведения сертификации продукции в Российской Федерации".
10 Окончательное прекращение производства
Если владелец сертификата соответствия типа полностью прекращает производство систем очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания, то он должен информировать об этом орган, предоставивший сертификат соответствия. По получении этого сообщения орган по сертификации направляет в Государственный реестр копию сертификата соответствия типа, на которой внизу крупными буквами делает отметку "ПРОИЗВОДСТВО ПРЕКРАЩЕНО" и проставляет подпись и дату.
______________________________
* Определение категории приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).
** Принят постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15 и зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 5 апреля 1995 г. N 856.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52031-2003 "Автомобили легковые. Системы очистки ветрового стекла от обледенения и запотевания. Технические требования. Методы испытаний" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 27 марта 2003 г. N 99-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов, 2003 г.
1 Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
Внесен Госстандартом России
2 Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. N 99-ст
3 Настоящий стандарт устанавливает требования в полном соответствии с Директивой ЕС 78/317 "Размораживание и предохранение от запотевания поверхностей стекол механических транспортных средств"
4 Введен впервые
Дата введения 1 января 2005 г.
Приказом Росстандарта от 15 июня 2017 г. N 550-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 февраля 2018 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 33992-2016