Проверки, проводимые органами внутренних дел с 01.03.2011
С 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), существенно изменивший права и обязанности сотрудников органов внутренних дел. В статье будут рассмотрены отдельные положения указанного закона, касающиеся проведения полицией проверочных мероприятий, в том числе и в отношении государственных (муниципальных) учреждений.
Полномочия органов внутренних дел
Полиция, как и ее предшественница милиция, предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности (ч. 1 ст. 1 Закона о полиции).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о полиции ее деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
- розыск лиц;
- производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
- обеспечение правопорядка в общественных местах;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
- контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;
- контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
- охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
- государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
- осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
В рамках осуществления своей деятельности и выполнения возложенных на них обязанностей сотрудники полиции обладают следующими полномочиями (применительно к проведению проверочных мероприятий) (ст. 13 Закона о полиции):
- в связи с расследованием уголовных дел и находящихся в производстве дел об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; в порядке, определяемом МВД и Минздравсоцразвития, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
- производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ, следственные и иные процессуальные действия;
- проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры к розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию, а также объявлять розыск и принимать меры к розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации;
- выносить руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений;
- истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от организаций независимо от форм собственности образцы и каталоги продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз; проводить исследования предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния; проводить экспертизу (исследование) изъятых у граждан и должностных лиц документов, имеющих признаки подделки, а также вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у них без специального разрешения, и по результатам такой экспертизы (исследования) возвращать эти документы и вещи владельцам, либо приобщать их в качестве доказательств по делу, либо уничтожать в порядке, установленном Правительством РФ, либо передавать по назначению в установленном порядке;
- входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей по контролю за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных детективах, частных охранных организациях, частных охранниках и об образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации частных детективов и работников частных охранных организаций; проверять частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
- участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов РФ.
Рассмотрим некоторые из указанных аспектов прав полиции более подробно.
Рассмотрение сообщений о преступлении
В соответствии со ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении в пределах своей компетенции и принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Данный срок может быть продлен руководителем следственного органа (начальником органа дознания) по мотивированному ходатайству следователя (дознавателя) до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов - до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Для справки. Порядок приема и регистрации полицией заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях регламентирован Приказом МВД РФ от 04.05.2010 N 333 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях".
Информация о преступлениях может поступить в полицию, например, от налоговых органов - о фактах совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления*(1), от органов Росфиннадзора в порядке, установленном Приказом Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ N 89н/1033/717*(2) и Приказом Минфина РФ N 75н*(3).
При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-разыскных мероприятий. Так, по мотивированным обращениям правоохранительных органов Росфиннадзор и ФНС должны направлять своих специалистов для участия в проведении проверок и ревизий по материалам и уголовным делам о правонарушениях в сфере экономики (п. 3 Указа Президента РФ N 224*(4)).
Кроме того, при проверке сообщения о преступлении органы полиции вправе (ст. 13 Закона о полиции):
- запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан;
- при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений (ст. 145 УПК РФ):
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.
Оперативно-разыскная деятельность
Оперативно-разыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения защиты общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности") (далее - Федеральный закон N 144-ФЗ).
При осуществлении оперативно-разыскной деятельности сотрудниками полиции могут проводиться следующие оперативно-разыскные мероприятия (ст. 6 Федерального закона N 144-ФЗ):
1. Опрос, наведение справок.
2. Сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка.
3. Исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности.
4. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
5. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.
6. Оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
Согласно ст. 7 Федерального закона N 144-ФЗ основаниями для проведения оперативно-разыскных мероприятий являются:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- полученные органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
- поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;
- запросы других органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
Участие в налоговых проверках
В соответствии со ст. 10 Закона о полиции полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Кроме того, она обязана в пределах своих полномочий оказывать содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка.
Согласно ст. 36 НК РФ полиция по запросу налоговых органов участвует вместе с ними в выездных налоговых проверках.
Порядок взаимодействия полиции и налоговых органов приведен в приложении 1 к Приказу МВД РФ и ФНС РФ N 495/ММ-7-2-34 (далее - Порядок взаимодействия).
Целью проведения совместных выездных налоговых проверок является выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах.
Назначение проверки. Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении по форме, приведенной в Приказе ФНС РФ N САЭ-3-06/892@*(5).
Принимаемое решение должно содержать следующие сведения (ст. 89 НК РФ):
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Сотрудники полиции принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, по форме, приведенной в приложении к Порядку взаимодействия. Указанный запрос может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения. Основаниями для направления мотивированного запроса могут являться (п. 8 Порядка взаимодействия):
- наличие у налогового органа данных о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
- назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган;
- необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в конкретных действиях по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.);
- необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.
Направляемый запрос налогового органа должен содержать:
- полное наименование организации (ИНН/КПП), адрес местонахождения организации; предмет проверки (налоги и сборы, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке); периоды, за которые проводится проверка;
- изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников полиции в выездной налоговой проверке: описание формы, характера и содержания предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах, основанное на имеющейся у налогового органа информации;
- обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих (если проверка назначена по материалам, направленным органом внутренних дел в налоговый орган, вместо указанных данных приводится ссылка на номер и дату письма органа внутренних дел, в котором были представлены эти материалы);
- предложения по количеству и составу сотрудников органа внутренних дел, привлекаемых для участия в выездной (повторной выездной) налоговой проверке;
- дата (предполагаемая дата) начала проведения проверки.
По результатам рассмотрения запроса налогового органа (не позднее пяти дней со дня его поступления) полиция обязана предоставить информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.
Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут являться (п. 9 Порядка взаимодействия):
- отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;
- несоответствие указанной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников полиции для участия в проверке компетенции полиции;
- отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников полиции в качестве специалистов и (или) для обеспечения защиты жизни и здоровья проверяющих.
Проведение проверки. Перед началом проведения проверки в целях обеспечения координации действий должностными лицами налогового органа и сотрудниками полиции, назначенными для участия в ее проведении, проводится рабочее совещание, на котором вырабатываются и согласуются основные направления проведения предстоящей (проводимой) проверки, составляется аналитическая схема выявления нарушений налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, по которым имеется соответствующая информация, а также вопросы организации и тактики принятия мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.
Сотрудники полиции участвуют в проведении выездной налоговой проверки путем осуществления полномочий, предоставленных им Законом о полиции, Федеральным законом N 144-ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно п. 14 Порядка взаимодействия в случае, если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры к сбору доказательств. В установленном порядке производятся истребование у проверяемого лица необходимых документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, истребование документов (информации) у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о деятельности лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, допросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля.
Оформление результатов выездной налоговой проверки. Оформление результатов проверки осуществляется в порядке, установленном ст. 100 и 101 НК РФ. Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен в трех экземплярах и подписан участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками полиции, за исключением сотрудников полиции, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, а также лицом, в отношении которого проводилась проверка (его представителем).
А. Гусев,
к.п.н., консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 4, апрель 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок предоставления указанных сведений установлен Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, утв. Приказом МВД РФ и ФНС РФ от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-34 "Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений".
*(2) Приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 N 89н/1033/717 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ с Генеральной прокуратурой РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ при назначении и проведении ревизии (проверки)".
*(3) Приказ Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности".
*(4) Указ Президента РФ от 03.03.1998 N 224 "Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики".
*(5) Приказ ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)