Защита прав индивидуального предпринимателя при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
Нередко индивидуальным предпринимателям приходится сталкиваться с проведением в их отношении контрольно-надзорных мероприятий. Чтобы не допустить ущемления своих интересов, всем индивидуальным предпринимателям и их наемным работникам необходимо четко знать правовые нормы, направленные на защиту прав индивидуального предпринимателя в подобных случаях. В настоящей статье рассмотрим основные правила по защите прав индивидуального предпринимателя при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Правовое регулирование
Основополагающим правовым актом для рассмотрения заявленного вопроса является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Основными принципами защиты прав индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:
- преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
- презумпция добросовестности индивидуальных предпринимателей;
- открытость и доступность для индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;
- проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
- недопустимость проводимых в отношении одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- недопустимость требования о получении индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
- ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
- финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
- разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.
К сведению. Несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для этого, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 руб. Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 19.6.1 КоАП РФ).
Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности
Индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти. Такое уведомление представляется индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 перечню работ и услуг. В данный перечень входят следующие виды деятельности:
1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;
2) предоставление бытовых услуг;
3) предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;
4) розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
5) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными закона м и);
6) предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
7) предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 т (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
8) производство текстильных материалов, швейных изделий;
9) производство одежды;
10) производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;
11) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;
12) издательская и полиграфическая деятельность;
13) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны);
14) производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;
15) производство молока и молочной продукции;
16) производство соковой продукции из фруктов и овощей;
17) производство масложировой продукции;
18) производство сахара;
19) производство мукомольной продукции;
20) производство безалкогольных напитков.
Предъявление требований о получении индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности в отношении работ и услуг в составе видов деятельности, указанных выше, не допускается.
В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается информация о соблюдении индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. Такое уведомление представляется индивидуальным предпринимателем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Такое уведомление может быть представлено в форме электронного документа.
В случае изменения места жительства индивидуальный предприниматель обязан дополнительно сообщить в письменной форме или форме электронного документа в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения об этом изменении. Данные сведения представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее чем в течение десяти рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Правительством РФ устанавливаются форма уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и порядок представления таких уведомлений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в том числе в форме электронных документов, а также порядок их учета.
Индивидуальные предприниматели в случае непредставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обозначенных выше, или представления таких уведомлений с содержанием в них недостоверных сведений несут ответственность согласно законодательству РФ.
Так, согласно ст. 19.7.5-1 КоАП РФ непредставление индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в случае, если представление такого уведомления является обязательным, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 5 000 руб. Представление индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения, в случае, если его представление является обязательным, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Данная административная ответственность введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 239-ФЗ только с 13 августа 2010 года.
Права индивидуального предпринимателя при проведении проверки
Индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки на свое ознакомление с результатами проверки, согласие или несогласие с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Обжалование действий должностных лиц органов государственного контроля является крайней мерой для индивидуальных предпринимателей, но, по мнению судей, п. 4 ст. 21 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено право обжаловать действия должностных лиц, повлекших за собой нарушение прав при проведении проверок. Таким образом, законодатель прямо предусмотрел возможность оспаривания действий контролирующего органа при условии нарушения прав и охраняемых законом интересов юридического лица и индивидуального предпринимателя и правовые последствия нарушения требований вышеуказанного закона (в конкретном случае речь идет о приказе департамента Росприроднадзора о проведении плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного и экологического законодательства РФ).
Указанная норма корреспондирует положениям ст. 4, 198 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ, в силу которых право на обращение в суд с требованием о признании ненормативного акта недействительным принадлежит лицу, чьи права нарушены. Из указанного следует, что суд вправе проверить ненормативный акт на соответствие его закону по заявлению лица, чьи права нарушены оспариваемым актом (Постановление ФАС МО от 19.04.2010 N КА-А40/3153-10).
Право индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Вред, причиненный индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством РФ порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов согласно гражданскому законодательству. При определении размера вреда, причиненного индивидуальным предпринимателям неправомерными действиями (бездействием) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностными лицами, также учитываются расходы индивидуальных предпринимателей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые индивидуальные предприниматели, чьи права и (или) законные интересы нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.
Однако вред, причиненный индивидуальным предпринимателям правомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Защита прав индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Защита прав индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Заявление об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц подлежит рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.
Нормативные правовые акты органов государственного контроля (надзора) или муниципальные правовые акты органов муниципального контроля, нарушающие права и (или) законные интересы индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично в порядке, установленном действующим законодательством.
Кроме того, Федеральным законом N 294-ФЗ четко регламентирован порядок проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаше чем раз в три года. Соответственно, в отношении лица, только что зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, плановая проверка может быть проведена не ранее чем по истечении трех лет с момента регистрации.
Общественная защита прав индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять защиту своих прав и (или) законных интересов в порядке, установленном законодательством РФ. Объединения индивидуальных предпринимателей, как и юридических лиц и саморегулируемых организаций, вправе:
- обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки индивидуальных предпринимателей;
- обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля прав и (или) законных интересов индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений, саморегулируемых организаций.
Ограничение по применению вышеприведенных норм
Следует обратить внимание на то, что вышеизложенные правила, регулируемые Федеральным законом N 294-ФЗ, не применяются:
- к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;
- к действиям органов государственного контроля (надзора) по направлению запросов о предоставлении информации, необходимой при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства РФ, проведении контроля за осуществлением иностранных инвестиций, контроля за экономической концентрацией, анализа рынка, при определении состояния конкуренции;
- к действиям государственных органов при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия;
- при проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора;
- при проведении налогового контроля, валютного контроля, контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, контроля на финансовых рынках, банковского и страхового надзора;
- при проведении контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ.
А.В. Сохан,
эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)