Выездные проверки. Рекомендации от ПФР
Пенсионный фонд РФ включил критерии отбора страхователей, а также перечень подлежащих проверке документов непосредственно в Методические рекомендации по проведению выездных проверок*(1).
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов возложен на внебюджетные фонды с начала 2010 года (с момента вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ)*(2). В том же году, ближе к лету, Пенсионный фонд РФ подготовил временные Методические рекомендации по проведению выездных проверок*(3). Территориальные органы фонда использовали их в своей работе вплоть до утверждения новой методички*(4), речь о которой пойдет в статье.
В этом документе (в его названии уже нет слова "временные") соблюдена преемственность основных положений предыдущего варианта рекомендаций. Вместе с тем по сравнению со своим предшественником документ содержит целый ряд дополнений. Прежде всего они касаются планирования проверок.
Согласно Закону N 212-ФЗ специалисты ПФР и ФСС России должны проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно*(5). Для этого указанными органами должны разрабатываться ежегодные планы проверок. Как сказано в главе II новых рекомендаций, на этапе планирования необходимо определить:
- перечень проверяемых страхователей;
- сроки проведения проверки;
- периоды, которые должны быть ею охвачены;
- кадровые ресурсы, необходимые для ее проведения.
Отбор страхователей происходит на основании критериев (см. таблицу на с. 16), список которых приведен в новой методичке и, безусловно, представляет особый интерес для бухгалтеров.
Критерии включения плательщиков страховых взносов в план-график выездных проверок
N п/п | Критерии |
1 | Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников) |
2 | Несвоевременное представление индивидуальных сведений |
3 | Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами |
4 | Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом |
5 | Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в т.ч. при непредставлении плательщиком пояснений) |
6 | Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд |
7 | Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности |
8 | Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам |
9 | Периодичность проведения проверок плательщика - не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц) |
10 | Наличие информации от органов ФНС России об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов |
Основания (критерии), в соответствии с которыми те или иные плательщики были включены в план выездных проверок, рекомендуется отражать непосредственно в плане-графике. Совместным письмом *(6) Пенсионного фонда РФ и ФСС России утверждена его форма на 2011 год. Заметим, что в данном письме помимо критериев отбора, перечисленных в таблице, приведены еще два. Следуя им, в группу риска попадают также плательщики взносов, у которых есть несоответствия в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев 2010 года в территориальные органы ПФР и ФСС России, либо имеются расходы, финансируемые за счет средств бюджета ФСС России. В Пенсионном фонде РФ нас заверили, что при проведении совместных выездных проверок в 2011 году сотрудники фондов будут руководствоваться критериями отбора, приведенными в плане-графике на этот год (см. мнение на с. 17).
План-график на каждый следующий год утверждает руководитель (его заместитель) территориального органа ПФР своим приказом в срок не позднее 25 декабря текущего года. Это положение внесено в Методические указания в соответствии с соглашением о взаимодействии ПФР и ФСС России по осуществлению совместных выездных проверок*(7).
Именно соглашением определены права и обязанности Пенсионного фонда РФ и ФСС России, а также их территориальных отделений по организационному и информационному взаимодействию в целях проведения совместных проверок.
В план-график в течение года могут быть внесены изменения, корректирующие список плательщиков и сроки проведения проверок.
Плательщики взносов, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в этот план не включаются.
Период и сроки проведения проверки
В новых рекомендациях период и сроки проведения проверки, а также общий срок ее приостановления указаны четко в соответствии с нормами Закона N 212-ФЗ*(8).
Так, проверяемый период не должен превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором органом ПФР принято решение о назначении проверки. (Напомним, что указанный документ, принятый в срок и на основании плана-графика, является основанием для проведения выездной проверки. Форма данного решения, а также других документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов, утверждена приказом Минздравсоцразвития России*(9).)
Этот срок рекомендуется рассчитывать исходя из целого числа расчетных периодов, а проверку назначать не ранее наступления сроков представления расчетов за последний расчетный период.
Ее продолжительность не может быть более двух месяцев (для обособленного подразделения - более одного месяца, если оно проверяется отдельно от головного офиса). При этом срок проведения выездной проверки исчисляется с даты вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке.
Выездная проверка в связи с ликвидацией (реорганизацией) юридического лица, а также проверка обособленного подразделения в случае нахождения головной организации в другом регионе имеют свои особенности, в том числе касающиеся сроков их проведения. Теперь они подробно изложены в отдельных подразделах главы VI "Период и сроки проведения выездной проверки". В этой же главе детально описан порядок приостановления и возобновления проверки.
Отметим, что во временных рекомендациях говорилось лишь о целесообразности применения перечисленных сроков (либо способов их исчисления), что на практике могло бы привести к необоснованному увеличению их продолжительности.
Порядок проведения проверки и оформления результатов
В новых рекомендациях подробнейшим образом описан порядок подготовки и выхода на выездную проверку, получения необходимых для ее проведения документов, вопросов, подлежащих проверке, а также составления и вручения справки о проведенной выездной проверке, соответствующего акта и принятого по результатам проверки решения. Здесь мы остановимся только на двух моментах.
1. Представление документов для проведения проверки.
По новым правилам ревизоры одновременно с решением о проверке вручают плательщику требование о представлении необходимых для ее проведения документов. При этом в ходе выездной проверки они по-прежнему могут выставлять такие требования страхователю (количество их не ограничено).
Важно, что теперь в приложение N 1 к Методическим указаниям включен возможный перечень документов, истребуемых при проверке (см. справочные данные на с. 96). Порядок представления этих документов строго регламентирован.
2. Основные вопросы, подлежащие проверке и отражению в акте:
- категория проверяемого плательщика взносов;
- своевременность и полнота представления расчетов и индивидуальных сведений;
- правильность определения объекта обложения взносами и базы для их начисления;
- обоснованность отнесения выплат к необлагаемым суммам;
- правильность начисления и уплаты страховых взносов.
В Методических указаниях каждому из перечисленных вопросов посвящен самостоятельный подраздел.
Кроме того, отдельно описаны процедуры проверки выплат из кассы, путем безналичных расчетов, через подотчетных лиц, в натуральной форме, а также операций по безвозмездной передаче работникам основных средств и прочих активов. Понятно, что направлены они на выявление сумм, которые могли быть не учтены при исчислении страховых взносов.
В заключение обратим внимание на еще одно уточнение: данные Методические рекомендации рассматривают вопросы планирования и проведения выездных проверок только тех плательщиков страховых взносов, которые производят выплаты физлицам. Документ применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 1 января 2010 года.
И. Костюкова,
эксперт по финансовому законодательству
Экспертиза статьи:
А. Александров,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт
Примечание. Критерии отбора
Алена Гвоздицкая, ведущий консультант пресс-службы ПФР
Совместное письмо Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ от 21 декабря 2010 года N ТМ-30-24/13848, 02-03-08/13-2872П "О планировании совместных выездных проверок" содержит критерии (основания) отбора плательщиков страховых взносов при формировании плана-графика выездных проверок на 2011 год (с поквартальной разбивкой) и предназначено сотрудникам территориальных органов Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ для использования в работе.
Указанными критериями будут руководствоваться территориальные органы Пенсионного фонда РФ при проведении выездных проверок в 2011 году совместно (одновременно) с территориальными органами Фонда социального страхования РФ.
"Актуальная бухгалтерия", N 7, июль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) приложение к распоряжению правления ПФР от 03.02.2011 N 34р
*(2) ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
*(3) утв. распоряжением правления ПФР от 11.05.2010 N 127р
*(4) приложение к распоряжению правления ПФР от 03.02.2011 N 34р
*(5) ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ
*(6) письмо ПФР и ФСС России от 21.12.2010 N ТМ-30-24/13848, 02-03-08/1 3-2872
*(7) письмо ФСС России от 06.11.2009 N 02-10/07-11150 (вместе с соглашением ПФР N АД-30-35/10сог, ФСС России N 02-43/07-2205П от 28.10.2009)
*(8) ст. 35 Закона N 212-ФЗ
*(9) приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.