Новые и хорошо знакомые нюансы лицензирования (М.В. Семенов, "Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2011 г.)

Новые и хорошо знакомые нюансы лицензирования


В начале мая подписан новый закон о лицензировании отдельных видов деятельности. В связи с этим у перевозчиков пассажиров появились некоторые вопросы. Нужно ли, как раньше, заботиться о наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности? Поменялся ли срок действия этого документа? Что нового в системе лицензионного контроля? На какие лицензионные требования перевозчикам пассажиров следует обратить особое внимание? Как учесть расходы на выполнение условий ведения лицензионной деятельности?


В каких целях принят новый закон?


Ответ на этот вопрос позволит лучше понять нормы нового Закона о лицензировании*(1). Предшественник просуществовал десять лет и за это время неоднократно изменялся и уточнялся. Чтобы не переписывать его в очередной раз, законодатели и приняли новый закон. В двух словах: он предусматривает упрощение и систематизацию норм, регулирующих лицензирование отдельных видов деятельности, сокращает перечень лицензируемых видов деятельности, а также устанавливает принцип бессрочности действия выдаваемых лицензий и модифицирует систему лицензионного контроля. Для транспортных компаний, оказывающих услуги пассажирам, мало что изменилось. Они, как и прежде, обязаны иметь лицензию. В частности, согласно пп. 24 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), включены в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия.

В самом законе приводятся общие нормы, регулирующие вопросы лицензирования, в то время как специальным правовым актом в этой сфере деятельности является Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом*(2). Именно в нем прописана конкретика: перечень документов, которые должен собрать соискатель лицензии, порядок ее выдачи, лицензионные требования и условия, грубые нарушения, в результате которых может быть приостановлено действие лицензии. В названное положение уже вносились поправки, связанные с изменением порядка оплаты предоставления лицензирующим органом лицензии, переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачи дубликата этого документа, и продления срока ее действия. С выходом в свет нового закона подзаконный нормативный акт тоже может измениться, но пока этого не сделано. Значит, Закон о лицензировании ничего не меняет? Не спешите с выводами. Постоянность отраслевых требований по лицензированию перевозок пассажиров автомобильным транспортом не говорит о том, что общие правила остались теми же.


Лицензионные требования и срок действия лицензии


Как отмечено в Законе о лицензировании, данные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Что может быть включено в лицензионные требования, указывается в п. 3 ст. 8 Закона о лицензировании. Многое есть в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, причем в законе говорится, что не могут считаться лицензионными условиями требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности в целом, положения, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также нормы, относящиеся к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции. То есть отраслевой лицензионный акт должен быть конкретизирован, что как раз и сделано в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

В нем сказано, что лицензия на осуществление перевозок пассажиров предоставляется на пять лет. Срок действия может быть продлен по заявлению перевозчика, в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Данные нормы применимы к лицензиям, выданным до вступления в силу нового закона, которые действительны до указанного в них срока. Но после его истечения пассажирским перевозчикам целесообразно не продлить лицензию, а получить новую, которая по нормам нового закона будет бессрочной (п. 4 ст. 9 Закона о лицензировании).

Юридическое лицо или предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории РФ со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Для перевозчиков не менее важна другая норма, согласно которой лицензируемая деятельность может осуществляться на территориях других субъектов РФ, если уведомлены их лицензирующие органы в этой сфере. Таким образом, транспортная организация, имеющая лицензию, вправе заниматься перевозками пассажиров в различных регионах, предварительно поставив в известность об этом органы, выдающие лицензию на осуществление таких перевозок.


Права и обязанности должностных лиц


Раньше в законодательстве о лицензировании были определены полномочия должностных лиц, а в новом законе указаны права и обязанности должностных лиц, что, согласитесь, более конкретно и предметно. В частности, сотрудники лицензирующего органа имеют право:

- запрашивать у органов государственной власти и местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов (получать от них) сведения и документы, которые нужны для лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством;

- проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;

- выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений требований;

- применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности.

Должностные лица обязаны:

- исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством полномочия в области лицензирования;

- соблюдать законодательство, права и интересы соискателей лицензий и лицензиатов.

Формулировки имеют общий характер, но уж лучше такие обязанности, чем полное их отсутствие и просто список полномочий. Ведь за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей, а также в случае совершения противоправных действий (бездействия) должностные лица лицензирующих органов несут ответственность. Какую именно - в Законе о лицензировании не сказано, дана лишь ссылка на действующее законодательство. Пока не стоит углубляться в этот вопрос, так как есть другая норма, обязывающая лицензирующие органы в месячный срок сообщить юридическим лицам или предпринимателям, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц. Будем надеяться, что это даст хоть какие-то гарантии защиты прав и интересов перевозчиков.


Уточнения лицензионного контроля


Ранее в федеральном законодательстве были прописаны лишь цели лицензионного контроля, сам же порядок устанавливался в положениях о лицензировании того или иного вида деятельности. Такое положение вещей в принципе сохраняется и сейчас, плюс в новом Законе о лицензировании прописаны базовые принципы проведения контроля, на основании которых должны строиться "отраслевые" проверки.

Итак, контроль за деятельностью организаций и предпринимателей, получивших лицензию, проводится в формах документальных, плановых и внеплановых выездных проверок. Первый вид контрольных мероприятий проводится в случае представления в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или о ее переоформлении. Предметом такой проверки являются сведения, содержащиеся в представленных заявлениях и документах.

Плановая проверка лицензиата проводится при наличии следующих причин:

- истечение года после принятия решения о предоставлении лицензии (ее переоформлении);

- истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата.

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

- истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

- поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

- истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;

- ходатайство лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях проверки факта досрочного исполнения полученного ранее предписания.

Предметом внеплановой проверки могут быть различные вопросы, но наиболее часто контролируется состояние помещений, зданий, транспортных средств, иных объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, а также соответствие квалификации работников предъявляемым лицензионным требованиям. Часто в ходе внеплановых проверок обращается внимание на принимаемые лицензиатом меры по исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений в ходе ранее проведенных проверок. Исходя из всего сказанного, можно предположить: если нарушение допущено, есть вероятность того, что рано или поздно оно будет выявлено в ходе мероприятий лицензионного контроля (не важно, по результатам плановой или внеплановой проверки). Неспроста уточненные правила проведения лицензионного контроля вступают в силу уже с июля 2011 года, в то время как большинство положений нового Закона о лицензировании будут применяться с ноября 2011 года. То есть инспектировать по всей строгости закона лицензиаров начнут практически сейчас, хотя во всем остальном еще несколько месяцев ревизоры будут опираться на прежние нормы, нормы пока еще действующего порядка лицензирования. Что из этого получится, покажет время. В любом случае перевозчикам лучше стараться не нарушать лицензионных требований и не доводить ситуацию до плановой или внеплановой проверки.


Нарушения лицензионных требований


Из возможных нарушений в новом Законе о лицензировании выделены грубые, за которые предусмотрена серьезная ответственность вплоть до приостановления действия лицензии и последующего ее аннулирования. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается не законом, а положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Как правило, к грубым относятся нарушения, повлекшие за собой:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.

Конкретный перечень грубых нарушений дан в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом и частично повторяет то, что сказано в законе. В частности, в отраслевом документе говорится, что грубым считается нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью нескольких лиц. Что считать причиной ДТП, трудно сказать, выделим из практики лишь предпосылки, которые все вместе и ли по отдельности могут привести к возникновению ДТП, например:

- стажировка вновь принятых водителей и водителей, переведенных для работы на другой маршрут, с нарушением требований нормативных документов;

- необеспечение на должном уровне контроля за наличием у водителей при работе на линии документов, предусмотренных правилами дорожного движения;

- непроведение в должном объеме предрейсовых медицинских осмотров;

- нарушения режима рабочего времени и времени отдыха водителей;

- при выполнении разовых заказов привлечение к управлению автобусом водителей, не имеющих трехлетнего стажа работы;

- нарушение основных требований к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Список предпосылок, которые могут привести к грубым нарушениям, можно продолжать. Но нужно ли? Перевозчики заинтересованы в том, чтобы точно знать предписания законодателя, знать, что именно нужно делать.


Учет затрат на исполнение лицензионных требований


Перевозка пассажиров с соблюдением установленных лицензионных требований требует определенных затрат. В зависимости от направления затраты учитываются либо как капитальные расходы (если связаны с улучшением объектов ОС, транспортных средств), либо как текущие (если речь идет о материальных расходах). В первом случае выбирается объект, в стоимости которого будут накапливаться затраты с целью последующего списания через амортизационные отчисления, во втором - выбирается счет учета затрат (большинство из них можно отнести к производственным расходам транспортной организации). При этом в обоих случаях мероприятия по соблюдению лицензионных требований связаны с основной деятельностью (оказанием транспортных услуг пассажирам) и признаются в составе расходов по обычным видам деятельности. В отраслевой Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте сказано, что часть расходов по соблюдению лицензионных требований можно отнести к затратам по обеспечению нормальных условий труда (в том числе безопасности дорожного движения). При этом сами лицензионные сборы (за получение, переоформление лицензии) относятся к прочим расходам по обычным видам деятельности транспортной организации. Не стоит путать их с прочими расходами, непосредственно не связанными с перевозками пассажиров (бывшие операционные и внереализационные затраты).

Остается добавить, что налогообложение затрат, связанных с соблюдением перевозчиками пассажиров лицензионных требований, во многом схоже с правилами их бухгалтерского учета, при условии, что все затраты документально подтверждены. Гарантом экономической обоснованности таких расходов и выступает имеющаяся у перевозчика пассажиров лицензия.


* * *


Для перевозчиков пассажиров лицензирование является серьезным вопросом, от решения которого зависит, будет ли исполнитель оказывать транспортные услуги в рамках закона. Хотя лицензионные требования для перевозчиков пассажиров пока не поменялись, уточнен лицензионный контроль, сформулированы права и обязанности должностных лиц. Не исключено, что за этим последуют лицензионные проверки, к которым нужно быть готовым. Полагаем, транспортным компаниям отнюдь не помешает знание норм нового закона, рассмотренных в статье.


М.В. Семенов,

эксперт журнала

"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение"


"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2011 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ.

*(2) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "Аюдар Инфо"


На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.


Издатель: ООО "Аюдар Инфо"

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Адрес в Интернете: www.audar-press.ru