Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2014 г. N 18АП-2629/14 (ключевые темы: плательщики страховых взносов - расчетный период - база для начисления страховых взносов - реорганизация - обязательное социальное страхование)

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2014 г. N 18АП-2629/14


г. Челябинск


21 апреля 2014 г.

Дело N А07-18529/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2014 года.


Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей Ивановой Н.А., Толкунова В.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Свистун Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2014 по делу N А07-18529/2013 (судья Чаплиц М.А.).

В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Акционерная нефтяная Компания "Башнефть": Тулякова Г.Ф. (доверенность N ДОВ/8/376/13 30.09.2013, паспорт), Зинова Н.И. (доверенность ДОВ/8/540/13 от 28.11.2013, паспорт).

Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.

Открытое акционерное общество "Акционерная нефтяная Компания "Башнефть" (далее - заявитель, ОАО АНК "Башнефть") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ГУ РО ФСС РФ по РБ) о признании недействительным решения Уфимского филиала N 1 ГУ РО ФСС РФ по РБ N 26 от 19.07.2013 по доначислению страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 7 725 284 руб. 54 коп. (с учётом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т.1 л.д.3-6; т.2 л.д.1-4).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2014 (резолютивная часть от 24.01.2014) заявленные требования удовлетворены: решение Уфимского филиала N 1 ГУ РО ФСС РФ по РБ N 26 от 19.07.2013 по доначислению страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 7 725 284 руб. 54 коп. признано недействительным (т.2 л.д.201-210).

Не согласившись с принятым решением суда, ГУ РО ФСС РФ по РБ (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

По мнению ГУ РО ФСС РФ по РБ, при формировании базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством заявителем неправомерно учитывались нарастающим итогом выплаты, производимые открытым акционерным обществом "Новойл" (далее - ОАО "Новойл") в пользу своих работников до реорганизации в форме присоединения к ОАО АНК "Башнефть". Таким образом, решение Фонда N 26 от 19.07.2013 по доначислению страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, согласно позиции апеллянта, было вынесено при наличии законных к тому оснований.

До судебного заседания от ОАО АНК "Башнефть" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно не согласилось с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, указав, что судом первой инстанции верно были установлены все обстоятельства по делу и правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

С учётом мнения явившихся представителей ОАО АНК "Башнефть" в соответствии со статьями 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованного лица, надлежащим образом извещённого о времени и месте её рассмотрения.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Уфимским филиалом N 1 государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации филиалом АНК "Башнефть" "Башнефть-Новойл" за период с 29.12.2010 по 31.12.2012.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 24.06.2013 N 82, на который заявителем представлены письменные возражения от 09.07.2013 N 66-10-06/10136 и дополнительные письменные возражения от 18.07.2013 N 66-10-06/10687 (т. 1 л.д. 7-22).

По результатам рассмотрения акта проверки, возражений на него и прочих материалов проверки Фондом вынесено решение N 26 от 19.07.2013 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому выявлена неуплата плательщиком страховых взносов в Фонд социального страхования в сумме 7 725 284 руб. 54 коп. за проверяемый период (л.д. 25-30).

Основанием доначисления оспариваемых заявителем сумм страховых взносов явились выводы ГУ РО ФСС РФ по РБ о занижении обществом базы для их исчисления, связанной с включением в неё выплат работникам присоединившегося к обществу реорганизованного юридического лица - ОАО "Новойл", что привело к неправомерному применению обществом предела налогооблагаемой базы нарастающим итогом с начала расчётного периода.

Письмом государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан от 13.09.2013 N 06-07/13497 жалоба общества на данное решение была оставлена без удовлетворения (т. 1 л.д.36,37).

Считая указанное решение N 26 от 19.07.2013 необоснованным, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что для ОАО АНК "Башнефть", к которому было присоединено ОАО "Новойл", расчётный период после реорганизации остаётся неизменным и предел налогооблагаемой базы нарастающим итогом рассчитан верно.

Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и соответствуют нормам материального и процессуального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, является Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).

Статьёй 2.1 Закона N 255-ФЗ определено, что страхователями являются организации - юридические лица.

Согласно пункту 1 статьи 4.7. Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

Частью 1 статьи 1.1. Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", иных федеральных законов. Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в статье 35 определяет порядок проведения выездной проверки, согласно которому выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов или по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.

Плательщиками страховых взносов в силу положений подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ признаются организации, то есть юридические лица.

Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" статьи 5 названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчётного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

На основании части 4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчётного периода, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную на соответствующий финансовый год предельную величину базы для начисления страховых взносов, определяемую нарастающим итогом с начала расчётного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2011 N 974 база для начисления страховых взносов организациями в отношении каждого физического лица была установлена на 2012 год в сумме, не превышающей 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчётного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 512 000 рублей нарастающим итогом с начала расчётного периода, страховые взносы рассчитываются по уменьшенной ставке 10% вместо 30%.

Следовательно, для установления предельной величины базы для начисления страховых взносов определяющее значение имеет расчётный период плательщика страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчётным периодом по страховым взносам признаётся календарный год.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона N 212-ФЗ, если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчётным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.

В силу части 6 статьи 10 Закона N 212-ФЗ предусмотренные, в том числе частью 4 этой же статьи, правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Частью 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединённого юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Из анализа указанных положений законодательства следует, что данные учёта выплат в пользу физических лиц правопреемника в случае реорганизации в форме присоединения формируются путём объединения числовых показателей выплат в пользу физических лиц присоединяемой и присоединяющей организации.

Поскольку данные отчётности правопредшественника в части начислений оплаты труда работникам, страховых взносов подлежат передаче правопреемнику, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учёту при определении базы правопреемника.

Статьёй 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчинённости) организации или её реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

Таким образом, согласно статье 75 Трудового кодекса Российской Федерации, при реорганизации юридического лица в форме присоединения трудовые отношения с работником присоединяемого юридического лица не прекращаются, выплаты, производимые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении облагаемой базы по страховым взносам реорганизованной организации.

Обязанность работодателя по начислению страховых взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после её завершения.

В рассматриваемой ситуации в соответствии с решением, принятым общим собранием акционеров ОАО "Новойл", от 26.04.2012 и решением, принятым общим собранием акционеров ОАО АНК "Башнефть", от 27.04.2012 ОАО "Новойл" 01.10.2012 реорганизовано в форме присоединения к ОАО АНК "Башнефть" в филиал "Башнефть-Новойл", о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

Прекращение деятельности ОАО "Новойл" путём реорганизации в форме присоединения на основании пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует об универсальном правопреемстве и о переходе к ОАО АНК "Башнефть" прав и обязанностей присоединённого юридического лица.

С работниками ОАО "Новойл" 01.10.2012 были заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, согласно которым с 01.10.2012 работодателем по данным трудовым договорам становилось ОАО АНК "Башнефть", при этом содержание трудовых договоров и трудовые функции работников остались неизменными.

Справки о доходах физических лиц - работников реорганизованного юридического лица поданы заявителем - правопреемником с учётом выплат, произведённых присоединившейся организацией.

На основании указанных выше норм права суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что общество правомерно определило предельную величину базы для начисления страховых взносов с учётом выплат присоединённого юридического лица в силу прямого указания закона.

Довод Фонда о том, что для организации, которая будет реорганизована в порядке присоединения к другому юридическому лицу, последним расчётным периодом является день реорганизации (ликвидации),и о том, что часть 6 статьи 10 Закона N 212-ФЗ применяется к организациям, к которым присоединяются другие организации, то есть для работников таких организаций (к которым присоединяются другие) база для уплаты страховых взносов будет исчисляться за год, и присоединение другой организации на работниках основной организации никак не отразится, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку основан на ошибочном толковании указанной нормы Закона N 212-ФЗ.

Следовательно, ОАО АНК "Башнефть" правомерно учло при исчислении облагаемой базы по страховым взносам выплаты работникам, произведённые в ОАО "Новойл" до реорганизации.

С учётом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ГУ РО ФСС РФ по РБ о том, что Закон N 212-ФЗ не предусматривает правопреемство в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации, поскольку данный довод не соответствует действительному содержанию содержащихся в указанном Федеральном законе норм.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя и признал недействительным оспариваемое решение ГУ РО ФСС РФ по РБ.

Доводы, приведённые в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ РО ФСС РФ по РБ - без удовлетворения.

Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе судом не рассматривается, поскольку податель апелляционной жалобы от её уплаты освобождён.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.01.2014 по делу N А07-18529/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.


Председательствующий судья

И.А. Малышева


Судьи

Н.А. Иванова
В.М. Толкунов


Номер дела в первой инстанции: А07-18529/2013


Истец: ОАО АНК "Башнефть"

Ответчик: ГУ регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан, Уфимский филиал N 1 ГУ РО ФСС РФ по РБ

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение