г.Москва |
|
28 апреля 2014 г. |
Дело N А40-157167/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.01.2014 по делу N А40-157167/2013, принятое судьей Дейна Н.В. (147-1427) в порядке упрощенного производства
по заявлению ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь" (ОГРН 1057747012949; 115201, г.Москва, 1-й Варшавский проезд, д. 1А, стр. 1, офис 202)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Гончаров А.В. по дов. от 03.09.2013 N 3253/Ю; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Новосибирской области по делу об административном правонарушении N 06-95/13 от 24.09.2013, которым общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решением суда от 09.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование требований заявитель указывает на то, в действиях общества отсутствует вменяемый состав административного правонарушения. Считает, что к участию в деле необходимо привлечь потерпевшего - физическое лицо, обратившееся с жалобой на действия Общества.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 27.12.2012 (вх. N 3489э) Новосибирским УФАС России проведена проверка ЗАО "ТД ЦентрОбувь" на основании обращения физического лица, по факту отказа в предоставлении скидки в магазине "ТД "ЦентрОбувь" в связи проводимой акцией "При покупке двух пар обуви валенки или тапочки в подарок в период с 05.12.2012 по 12.12.2012 с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Проверкой установлено, что 12 декабря 2012 года в филиале магазина "ЦентрОбувь" по адресу: г. Новосибирск, пр-т К.Маркса, д. 47 проводилась акция: "При покупке двух пар обуви валенки или тапочки в подарок в период с 05.12.2012 по 12.12.2012".
Потребитель приобрел две пары сапог, однако в предоставлении подарка по условиям акции ему было отказано. На его письменную претензию сотрудник магазина Киселева Я.Е. в письменной форме сообщила, что 12.12.2012 в магазин по адресу: г.Новосибирск, пр-т К.Маркса, д. 47 поступил приказ об отмене акции, в связи с чем подарок не может быть предоставлен.
По результатам данной проверки в отношении ЗАО ТД "ЦентрОбувь" возбуждено и рассмотрено дело по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Решением Комиссии Новосибирского УФ АС России от 26.07.2013 ЗАО ТД "ЦентрОбувь" признано нарушившим требования п.п.3,4 ч.З и ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Постановлением УФАС Новосибирской области от 24.09.2013 N 06-95/13 ЗАО "ТД "ЦентрОбувь" привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе на основании ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 100 000 рублей.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Реклама в силу п. 1 ст. 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в настоящем случае, исходя из нормы ст. 3 Закона о рекламе рассматриваемая информация об акции обладает всеми признаками рекламы, рекламодателем рекламы является ЗАО "ТД "ЦентрОбувь"".
ЗАО "ТД "ЦентрОбувь", расположенном по адресу: г. Новосибирск, пр-т К.Маркса, д. 47, распространялась информация следующего содержания:
"При покупке 2-х пар обуви валенки или тапочки в подарок (с изображением товара, предлагаемого в качестве подарка). Акция действует с 05.12.12 по 12.12.12. Срок действия акции может быть продлен. Предложение не действует в отношении обуви, расположенной на стеллажах в прикассовой зоне. Внешний вид товара-подарка может отличаться от макета. По кассе товар-подарок фактически продается за 1 рубль без взимания дополнительной платы с покупателя путем назначения скидки по основным позициям чека".
В соответствии с товарным чеком N 5012082 от 12.12.2012, предоставленным физическим лицом, Обществом был реализован следующий товар: сапоги женские с артикулом 3007488 по цене 1490 рублей 00 копеек и женские сапоги по цене 790 рублей 00 копеек.
Таким образом, заявителем были выполнены все условия акции, указанные в рекламной листовке, размещенной в магазине, однако сотрудниками магазина было отказано в выдаче положенного подарка. Получение подарка, выступает одним из факторов, влияющим на принятие потребителем положительного решения о совершении покупки.
В тоже время присутствующие в рекламе сведения о возможности получения, в том числе 12.12.2012 включительно, подарка при выполнении условий его получения (приобретение двух пар обуви) не соответствуют действительности.
Организацией заявителя 12.12.2012 было отказано потребителю при покупке 2-х пар обуви в предоставлении подарка по условиям акции.
В силу ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока (п.3);
о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (п.4).
Таким образом, размещенная обществом реклама нарушает п.п. 3,4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе и является недостоверной.
Согласно изданному приказу N 3463 от 04.12.2012 действие рекламной акции "При покупке двух пар обуви - тапочки или валенки в подарок" распространяется на период времени с 05 декабря 2012 года до особого распоряжения Генерального директора об отмене такой акции.
Указанное особое распоряжение состоялось в виде приказа Генерального директора N 3547 от 11.12.2012 с указанием на время прекращения рекламной акции с 23 часов 00 минут 11.12.2012 ввиду экономической нецелесообразности.
Во исполнение приказа Генерального директора N 3547 от 11.12.2012 было издано Распоряжение Директора управления розничной торговли магазинов формата "ЦентрОбувь" Толстовой Т.В., в котором был подробно регламентирован порядок прекращения рекламной акции "При покупке двух пар обуви - тапочки или валенки в подарок" во избежание допущения нарушений прав потребителей и законодательства о рекламе. В данном распоряжении были также указаны действия непосредственных исполнителей приказа и распоряжения - работников магазинов - в том числе и магазина по адресу: г. Новосибирск, ул. Карла Маркса, д. 47.
В рамках данного распоряжения, работники магазинов должны были устранить из магазина поименованные рекламные листовки, а также разместить объявления о прекращении действия акции. Указанные действия необходимо было осуществить в срок до 08 час. 30 мин. 12.12.2012.
Вместе с тем, заявителем не учтено, что в рекламной листовке, представленной заявителем, отсутствует часть существенной для потребителя информации, а именно информации о том, что указанная акция может быть прекращена досрочно, то есть до 12.12.2012 - дня, который указан последним днем срока действия акции.
Неполнота изложения такой информации лишают потребителя возможности в момент получения рекламы сделать правильный выбор о необходимости и возможности воспользоваться рекламным предложением, то есть искажается смысл рекламы, чем вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Указанное свидетельствует о нарушении требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
На момент продажи товаров, указанная рекламная акция действовала, что косвенно подтверждает размещенная листовка, указывающая о действии указанной акции, в связи с чем размещенная Обществом реклама содержит признаки нарушения п. 3, 4 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5, ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе.
В настоящем случае общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но заявителем не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
Что касается порядка привлечения общества к административной ответственности, то нарушений процедуры, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции в нарушение п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ не привлечен к участию в деле физическое лицо - потерпевший, судебной коллегией не принимается.
Факт привлечения Общества к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства в данном случае не затрагивает прав и законных интересов потерпевшего, так как Общество привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований рекламного законодательства, т.е. за несоблюдение своих публично-правовых обязанностей в области рекламного законодательства.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.01.2014 по делу N А40-157167/2013, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157167/2013
Истец: ЗАО "Торговый Дом "ЦентрОбувь"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, УФАС по Новосибирской области