г. Пермь |
|
04 июня 2014 г. |
Дело N А50-24066/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М., при участии:
от заявителя Контрольно-счетной палаты Добрянского муниципального района (ИНН 5914021073, ОГРН 1065914006388) - не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованных лиц 1) Отделения Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Пермскому краю (ИНН 5904084719, ОГРН 1035900505200) - Зебзеева Н.Н., доверенность от 27.12.2013, предъявлен паспорт;
2) Управления Пенсионного фонда РФ в г. Добрянка Пермского края (ИНН 5914016676, ОГРН 1025901795798) - Волошина В.А., доверенность от 19.05.2014, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованных лиц Отделения Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Пермскому краю и Управления Пенсионного фонда РФ в г. Добрянка Пермского края
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 24 марта 2014 года
по делу N А50-24066/2013,
принятое судьей Аликиной Е.Н.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
по заявлению Контрольно-счетной палаты Добрянского муниципального района
к Отделению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Пермскому краю, Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Добрянка Пермского края
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) пенсионного фонда,
установил:
Контрольно-счетная палата Добрянского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решений Управления Пенсионного фонда РФ по г. Добрянке Пермского края от 27.08.2013 N 069/010/686-2013 и Отделения Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю от 30.10.2013 N 115.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 24.03.2014 заявленные требования удовлетворены в части. Решение Управления Пенсионного фонда РФ по г. Добрянке Пермского края от 27.08.2013 N 069/010/686-2013 признано недействительным в части взыскания штрафа по ч.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Решение Отделения Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю от 30.10.2013 N 115 признано недействительным в части п.1.
Не согласившись с решением суда, Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю и Управление Пенсионного фонда РФ по г. Добрянке Пермского края обратились с апелляционными жалобами.
Управление Пенсионного фонда РФ по г. Добрянке Пермского края в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, поскольку судом нарушены нормы материального права, не в полном объеме изучены материалы дела. Заявитель жалобы указывает, что палата правомерно привлечена к ответственности за представление неполных (недостоверных) сведений за 9 месяцев 2012 г, календарный 2012 г. по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, поскольку судом нарушены нормы материального права. Фонд считает спорные решения законными и обоснованными.
Представители фондов в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просят решение суда отменить.
Контрольно-счетная палата в представленном отзыве просит в апелляционных жалобах отказать, поскольку вышестоящий орган, пересматривающий в качестве контроля решение контролирующего органа не вправе изменять размер штрафа в сторону увеличения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в заседание суда представителей не направил, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без его участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Добрянке Пермского края по результатам выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхования и на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 составлен акт от 23.07.2013 N 069/010/686-2013 и принято решение от 27.08.2013 N 069/010/686-2012, в соответствии с которым заявителю начислены страховые взносы в размере 33 312,02 руб., пени в сумме 2306,39 руб., штраф по ч.1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ в сумме 6662,39 руб., штраф по ст. 17 Закона N 27-ФЗ в сумме 1400,73 руб.
Решением Отделения Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Пермскому краю от 30.10.2013 N 115 решение нижестоящего органа от 27.08.2013 было изменено в части размера финансовых санкций, исчисленных на основании абз.3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в сторону увеличения и установлен их размер 5737,94 руб. вместо 1400,73. В остальной части решение фонда от 27.08.2013 утверждено.
Не согласившись с вынесенными решениями, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для учета выплат, произведенных в пользу работника другим работодателем, не имеется, поскольку трудовые отношения с ним расторгнуты и между ним и страхователем заключен новый трудовой договор. Кроме того, обязанность страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которым им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на нее, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
На основании ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
При этом, согласно п. 3 ст. 8 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 база для начисления страховых взносов, с учетом ее индексации, в отношении каждого физического лица установлена в сумме, не превышающей с 1 января 2012 года - 512 000 рублей.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
1) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования
не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Как следует из материалов дела, фондом в ходе проверки установлен факт занижения базы по страховым взносам на 197 146,26 руб., в виду того, что в отчете за 2012 г. по форме РСВ-1, строка 232, указаны суммы, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов, с учетом сумм заработка по прежнему месту работы работника - Юдиной Н.Г.
Из представленных ведомостей контрольно-счетной палаты Добрянского муниципального района фонд установил, что начисленная заработная плата Юдиной Н.Г. за 2012 г. составила 264 815,76 руб., что не превышает предельную величину дохода, утвержденную постановлением Правительства N 974 и подлежит обложению страховыми взносами по общему тарифу - 22%.
Как верно указано судом первой инстанции, статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. При реорганизации в форме преобразования трудовые отношения с согласия работников продолжаются, и оплата труда им начисляется по прежним трудовым договорам. Следовательно, реорганизация не изменяет условия и порядок оплаты труда работников.
Факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником в пользу работников.
Выплаты и вознаграждения, являющиеся облагаемой базой плательщиков страховых взносов, представляют собой оплату труда, которая является существенным условием трудового договора.
Поскольку в рассматриваемом случае, имевшиеся ранее трудовые отношения с работником были расторгнуты и между работником и новым страхователем заключен новый трудовой договора, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для учета в базе выплат, произведенных в пользу работника другим работодателем.
При этом, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в соответствующий территориальный орган ПФ РФ сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы, и за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в территориальный орган ПФ РФ в соответствии с утвержденными в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Сведения, которые должны быть представлены страхователями в орган ПФ, и срок их представления установлены в статье 11 Закона N 27-ФЗ.
На основании пунктов 1, 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, представляемых страхователем, относится: сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Вместе со сведениями, предусмотренными пунктом 2 названной статьи Закона N 27-ФЗ, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов обязательного пенсионного страхования и о начисленных суммах страховых взносов.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из анализа содержания ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена указанной нормой, составляет:
- нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета;
- представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона N 212-ФЗ основанием для привлечения плательщика страховых взносов на обязательное страхование к ответственности является совершение им нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, под которым приведенной нормой понимается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие), за которое названным Федеральным законом установлена ответственность.
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона N 212-ФЗ, виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
В силу статей 40 и 42 Закона лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения при отсутствии события вмененного правонарушения, или отсутствии вины лица в совершении правонарушения.
Из оспариваемого решения следует, что страхователь привлечен к ответственности по абз.3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений в части заработка по застрахованному лицу - Юдиной Н.Г. за 9 месяцев 2012 г. и календарный 2012 г.
Суд первой инстанции установил и фонд не отрицает, что страхователь представил сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и сведения о суммах, фактически начисленных страховых взносов.
Неправильное исчисление страховых взносов в результате занижения базы по страховым взносам не может являться основанием для привлечения страхователя к ответственности за совершение вменяемого нарушения.
В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает, в решении фонда не установлена вина страхователя в данной части.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание фонда на невозможность установить фактический размер взносов по Юдиной Н.Г за 2 отчетных периода и исчислить соответствующие размер санкции. Представители фондов в судебном заседании не смогли пояснить, как произведено исчисление взносов по работнику.
Решением Отделения Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Пермскому краю изменен размер штрафа по данному основанию в сторону увеличения в связи с пересчитанными страховыми взносами.
Пояснить порядок начисления страховых взносов и изменения их размера представители фонда не смогли.
Согласно ч. 2 ст. 56 Закона N 212-ФЗ по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий территориальный орган ПФР вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт территориального органа ПФР;
3) отменить решение территориального органа ПФР и прекратить производство по делу о правонарушении;
4) изменить решение территориального органа ПФР или вынести новое решение по существу.
Таким образом, вышестоящий орган, пересматривающий решение контролирующего органа не вправе изменять размер штрафа в сторону увеличения, поскольку это не противоречит принципам, закрепленным в ст. 50 Конституции РФ.
Доказательств исправления арифметической ошибки с учетом не возможности проследить порядок начисления страховых взносов апелляционные жалобы не содержат.
Таким образом, следует признать, что фонд не доказал наличие в действиях страхователя состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене в указанной части.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24.03.2014 по делу N А50-24066/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24066/2013