город Воронеж |
|
25 июля 2014 г. |
Дело N А36-733/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.07.2014.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Водоканал": Хамхоев Р.Ю., представитель по доверенности N 1 от 07.03.2014 выданной сроком на один год; Сорокин Д.В., юрисконсульт по доверенности от 29.04.2014 выданной сроком на один год;
от государственной жилищной инспекции Липецкой области: Кожевников С.В., ведущий консультант отдела административного и исполнительного производства по доверенности от 16.07.2014 выданной сроком на один год;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Водоканал" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.05.2014 по делу N А36-733/2014 (судья Хорошилов А.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ИНН 4802011639, ОГРН 1084802000799) к государственной жилищной инспекции Липецкой области (ИНН 4826036760, ОГРН 1024840833456) о признании недействительными (незаконными) и отмене предписаний N 33 от 25.11.2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - Жилищная инспекция) о признании недействительными (незаконными) предписаний N 33 от 25.11.2013 (с учетом уточнений и объединения дел).
Решением суда от 19.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Водоканал" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В апелляционной жалобе заявитель обосновывает правомерность своих действий по начислению платы за водоотведение на общедомовые нужды. По мнению Общества, начисление платы на водоотведение на общедомовые нужды действующим законодательством не отменено, несмотря на изменения, вступившие в законную силу с 01.06.2013. Формула N 12 применяется с момента вступления в силу Правил N 354 (с 01.09.2012) и несмотря на то, что общедомовой прибор учета по водоотведению сточных вод в спорных домах отсутствовал, претензий от жителей по поводу начисления платы за водоотведение на общедомовые нужды не поступало.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Липецкой области ссылается на то, что с 01.06.2013 норматив потребления на общедомовые нужды отменен, в связи с чем у жителей спорных домов отсутствовала обязанность оплачивать данную коммунальную услугу.
Как усматривается из апелляционной жалобы, 25.09.2013 в Жилищную инспекцию поступило коллективное обращение жителей многоквартирного жилого дома N 1А по ул.Красная Площадь г.Грязи Липецкой области по вопросу соблюдения действующего законодательства при начислении размера платы за коммунальные услуги, в том числе на общедомовые нужды.
20.11.2013 в Жилищную инспекцию также поступило коллективное обращение жителей многоквартирного жилого дома N 67 по ул.Советская г.Грязи Липецкой области с жалобой на действия ООО "Водоканал" которое с 01.06.2013 производит начисления и предъявляет к оплате жильцам данного дома квитанции (платежные документы) за коммунальную услугу по водоотведению на общедомовые нужды в нарушение Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В целях проверки поступивших обращений руководителем Жилищной инспекции были изданы распоряжение (приказ) от 22.11.2013 N 6273 и распоряжение (приказ) от 22.11.2013 N 6340 о проведении внеплановой документарной проверки ООО "Водоканал".
Актами проверки N 6152 от 25.11.2013 и N 6015 от 25.11.2013 зафиксировано, что согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" с 01.06.2013 из подпункта "в" пункта 4 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исключены слова ", а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме,", в связи с чем услуга по водоотведению на общедомовые нужды исключается из расчета размера платы. Вместе с тем в нарушение требований действующего законодательства ООО "Водоканал" производит начисление размера платы на общедомовые нужды за июнь - октябрь и за июнь - сентябрь 2013 года.
Акты проверки N 6015 от 25.11.2013 и N 6152 от 25.11.2013 были вручены представителю ООО "Водоканал" Сорокину Д.В.
Жилищной инспекцией ООО "Водоканал" по результатам проверки 25.11.2013 выданы два предписания N 33, в которых указано на необходимость произвести перерасчеты размера платы за водоотведение на общедомовые нужды по адресу: Липецкая область, г.Грязи, ул.Советская, д.67, и по адресу: Липецкая область, г.Грязи, ул.Красная Площадь, д.1А за период с 01.06.2013 по настоящее время в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исключив, начисления размера платы по водоотведению на общедомовые нужды за указанный период.
ООО "Водоканал", считая, что предписания N 33 от 25.11.2013 выданы неправомерно обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписания N 33 от 25.11.2013 являются законными и обоснованными и не нарушает прав и интересов общества.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В пунктах 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в первоначальной редакции данных Правил) под коммунальной услугой водоотведения понимался отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344) из указанного пункта с 01.06.2013 исключены слова "а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме".
Исходя из изложенного, в состав коммунальной услуги по водоотведению входит исключительно отвод бытовых стоков из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, иная услуга по водоотведению потребителю не предоставляется.
Кроме того, Постановлением N 344 также были внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306), вступившие в силу с 27.04.2013.
Так с указанной даты был признан утратившим силу абзац 2 пункта 29 Правил N 306, согласно которому норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды определялся исходя из суммы нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Упоминание о нормативе водоотведения на общедомовые нужды исключено из иных положений Правил N 306.
При этом пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 органам государственной власти субъектов Российской Федерации было указано на необходимость до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с изменениями, утвержденными настоящим Постановлением.
Указанное свидетельствует о том, что с 01.06.2013 законодательством не только не предусматривается оказание коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, но и исключается применение ранее установленных нормативов и их установление на будущее.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
С учетом отсутствия услуги водоотведения на общедомовые нужды потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме в части услуги водоотведение такая составляющая как плата за услугу, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, не может быть предъявлена потребителю.
Таким образом, с 01.06.2013 у потребителей отсутствует обязанность оплачивать коммунальную услугу по водоотведению на ОДН, которая с указанной даты не может им предоставляться в силу прямого указания в законе.
Как следует из материалов дела, услуги по холодному водоснабжению и отведению сточных бытовых вод жителям многоквартирных домов по адресу: г.Грязи, ул.Советская, д.67, и по адресу: Липецкая область, г.Грязи, ул.Красная Площадь, д.1А оказывает ООО "Водоканал".
В ходе проведенных Жилищной инспекцией внеплановых документарных проверок было установлено и подтверждено материалами дела, что при оказании коммунальной услуги по водоотведению ООО "Водоканал" производило начисления и предъявляло к оплате гражданам, проживающим в указанных многоквартирных домах, квитанции с учетом включенной в них платы на общедомовые нужды (далее - ОДН).
При этом, установлено, что расчет платы за указанную коммунальную услугу ООО "Водоканал" осуществляло с использованием формулы 12 Приложения N 2 к Правилам N 354.
По смыслу п. 13 Приложения N 2 к Правилам N 354, формула 12 применяется для расчета приходящегося на конкретное жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества), в том числе сточных бытовых вод, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды, при условии если многоквартирный дом, в котором находятся указанное жилое помещение (квартира) или нежилое помещение, оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что многоквартирные дома по адресу: г.Грязи, ул.Советская, д.67, и по адресу: Липецкая область, г.Грязи, ул.Красная Площадь, д.1А прибором учета сточных бытовых вод не оборудованы.
Ссылка в апелляционной жалобе на Письмо Госстроя при Министерстве регионального развития РФ от 13.12.2012 отклоняется как несостоятельная, поскольку данные разъяснения даны в 2012 году, то есть до внесения изменений в Правила N 306.
Отсутствие претензий по поводу начисления платы за водоотведение не свидетельствует о законности действий Общества.
Ссылка Общества на то, что, в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения, судом первой инстанции правомерно был отклонен как несостоятельный.
Положение пункта 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено исключительно для абонента, под которым в соответствии этим законом понимается потребитель коммунальной услуги.
В рассматриваемом случае в качестве абонента в многоквартирном доме выступает гражданин - собственник жилого помещения, но не ООО "Водоканал", как ресурсоснабжающая организация.
Согласно п.3 ч.5 ст.20 ЖК РФ, предписание выдается с целью прекращения или устранении выявленных нарушений, либо с целью проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предписания N 33 от 25.11.2013 по своему содержанию соответствует характеру выявленного нарушения Правил N 354, направлено на их прекращение, а также является реально исполнимым.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предписания N 33 от 25.11.2013 являются законными, обоснованными и не нарушает прав и интересов общества.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного акта и удовлетворения требований заявителя апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального законодательства, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, допущено не было.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 19.05.2014 по делу N А36-733/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-733/2014
Истец: ООО "Водоканал"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Липецкой области
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 215-ПЭК15
17.10.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3298/14
25.07.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-3790/2014
19.05.2014 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-733/2014