Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2014 г. N 18АП-9267/14

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2014 г. N 18АП-9267/14

 

г. Челябинск

 

20 октября 2014 г.

Дело N А47-1256/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года.

 

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Тимохина О.Б.,

судей Малышева М.Б., Ивановой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23 июня 2014 года по делу N А47-1256/2013 (судья Федорова С.Г.).

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району (далее - заявитель, ИФНС, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - заинтересованное лицо, учреждение, налогоплательщик) о взыскании задолженности в общей сумме 102 502 руб. 45 коп., в том числе: 21 434 руб. 29 коп. - налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет за 2008 год; 57 707 руб. 71 коп. - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации (далее - РФ) за 2008 год; 4 183 руб. 36 коп. - пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет за 2008 год; 11 262 руб. 89 коп. - пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ за 2008 год; 2 143 руб. 43 коп. - штраф по п. 1 ст. 122 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет за 2008 год; 5 770 руб. 77 коп. - штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ за 2008 год (с учетом принятых судом уточненных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований - т. 2, л.д. 95-96).

Решением суда от 23 июня 2014 года (резолютивная часть объявлена 19 июня 2014 года) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, учреждение обжаловало судебный акт в апелляционном порядке - в жалобе просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

В жалобе учреждение указало, что особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями до 01.01.2011 установлены ст. 321.1 НК РФ.

Налогоплательщик является бюджетным учреждением. Услуги вневедомственной охраны по обеспечению безопасности имущества собственников относятся к услугам, возложенным на государственные органы, исполнение которых является прямой, строго регламентированной обязанностью органа внутренних дел. Все средства, получаемые по договору за охрану имущества перечисляются в установленном порядке в доход Федерального бюджета по коду бюджетной классификации (доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства), для выполнения планового задания по сбору доходов федерального бюджета, устанавливаемым подразделениям вневедомственной охраны ежегодно, начиная с 2004 года. Финансирование подразделений вневедомственной охраны, начиная с 2004 года, осуществляется строго за счет средств федерального бюджета, что отражено в бюджетной росписи Федерального бюджета на соответствующий год.

До судебного заседания от заявителя поступили дополнительные пояснения по делу, в которых ИФНС не согласилась с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Налоговый орган полагает правомерным взыскание с учреждения задолженность в общей сумме 102 502 руб. 45 коп. В суде первой инстанции уточненные требования инспекции учреждением были признаны.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка (далее - ВНП) отделения вневедомственной охраны отдела Министерства Внутренних Дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) по Тоцкому району за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.

При проведении ВНП налоговый орган пришел к выводу о занижении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за указанный период в сумме 72 449 588 руб. за счет необоснованного не включения в состав доходов выручки за услуги, оказанные по договорам на охрану имущества физических и юридических лиц, а так за предоставление иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности.

Решением ИФНС от 21.03.2012 N 10-12/02970 налогоплательщику начислено: налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ за 2008-2010 годы в сумме 3 931 501 руб.; пеня по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет; пеня по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъектов Российской Федерации в сумме 767 269 руб.; налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 497 024 руб.

На основании указанного решения ИФНС в адрес налогоплательщика направлено требование N 10513 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 12.05.2012, в котором предложено в добровольном порядке погасить вышеуказанную задолженность по налогу, пене и штрафу в срок до 31.05.2012.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.04.2013 N 12527/12 по делу NА06-3121/2011, Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области указанное решение изменено (решение N 13-22/00891@ от 27.01.2014).

Согласно резолютивной части решения N 13-22/00891@ от 27.01.2014 Управлением Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - УФНС) установлены следующие суммы налоговых обязательств: 21 434 руб. 29 коп. - налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет за 2008 год; 57 707 руб. 71 коп. - налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ за 2008 год; 4 183 руб. 36 коп. - пеня за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет за 2008 год; 11 262 руб. 89 коп. - пеня за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации за 2008 год; 4 286 руб. 86 коп. - штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет за 2008 год; 11 541 руб. 54 коп. - штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ за 2008 год; в остальной части решение ИФНС от 21.03.2012 N 10-12/02970 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменено.

Налогоплательщиком решение ИФНС от 21.03.2012 N 10-12/02970 обжаловано в Арбитражный суд Оренбургской области.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-9467/2012 решение инспекции от 21.03.2012 N 10-12/02970 (в редакции решения УФНС N 13-22/00891@ от 27.01.2014) признано недействительным в части размера штрафных санкций по налогу на прибыль по п. 1 ст. 122 НК РФ за 2008 год в сумме 7 914 руб. 20 коп. (размер штрафа снижен в 2 раза).

Поскольку указанная задолженность налогоплательщиком в добровольном порядке не погашена, инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что инспекцией в материалы дела представлены доказательства направления в адрес заинтересованного лица требования об уплате в добровольном порядке взыскиваемых сумм, доказательства возникновения взыскиваемой задолженности; при этом, ИФНС соблюден шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании с государственных учреждений, у которых открыт лицевой счет недоимки по налогам, пени, штрафа; промежуточные стадии и сроки бесспорного внесудебного взыскания по ст. 46, 47 НК РФ в данном случае не применимы; платежные документы, свидетельствующие об уплате недоимки по налогу, пени, штрафу учреждением, не представлены.

Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Порядок рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций урегулирован нормами главы 26 АПК РФ.

В силу ст. 214 АПК РФ в заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны: наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы; нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа; сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке. К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Согласно п. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) внесены изменения в часть первую кодекса в отношении обеспечения исполнения организациями, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов), обязанности по уплате налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов и взыскания с этих организаций указанных платежей. Такие меры в отношении организаций, которым открыты лицевые счета, могут применяться только в судебном порядке.

В п. 2, 8 ст. 45 НК РФ Законом N 137-ФЗ внесены изменения, направленные на определение перечня оснований, при наличии которых взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов производится в судебном порядке. Такой порядок взыскания платежей является исключением из общих правил взыскания этих платежей, установленных ст. 46-48 Кодекса.

Поскольку в отношении организаций, которым открыты лицевые счета в силу п. 2 ст. 45 НК РФ, взыскание налогов, сборов, пеней и штрафов с 01.01.2007 может производиться только в судебном порядке, руководители (заместители руководителей) налоговых органов не вправе принимать решения о взыскании этих платежей с таких организаций в порядке, установленном ст. 46 и 47 Кодекса.

В силу п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной ст. 46 и 47 НК РФ внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым п. 2 ст. 45 Кодекса.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов указанными организациями налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения (подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 Кодекса).

Пеней признается установленная законом о налогах и сборах денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

Пеня уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после таких сумм в полном объеме и начисляется в случае образования у налогоплательщика недоимки (суммы налога или суммы сбора, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок) за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора по день фактической уплаты недоимки.

Следовательно, основанием взимания пени является просрочка уплаты налога.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, в качестве оснований взимания пеней должны быть указаны период, за который начисляются пени, и ставка рефинансирования.

Согласно ч. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговый орган не наделен правом на взыскание с государственного учреждения сумм налогов, пеней и налоговых санкции во внесудебном порядке.

Из материалов дела следует, что налогоплательщик состоит на налоговом учете в ИФНС с 21.02.2012; является бюджетным учреждением.

Согласно п. 10 устава учреждение является правопреемником отделения вневедомственной охраны отдела МВД РФ по Тоцкому району (ИНН 5649004046), состоящего на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области в период с 10.11.1997 по 02.08.2012.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы по следующим основаниям.

Из дела видно, что требование N 10513 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 12.05.2012 содержит все необходимые сведения относительно порядка начисления сумм налога, пени и штрафа.

В материалы дела представлены доказательства направления инспекцией в адрес налогоплательщика требования об уплате в добровольном порядке взыскиваемых сумм, доказательства возникновения взыскиваемой задолженности.

Суд первой инстанции правомерно установил, что ИФНС соблюден шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании с государственных учреждений, у которых открыт лицевой счет недоимки по налогам, пени, штрафа; промежуточные стадии и сроки бесспорного внесудебного взыскания по ст. 46, 47 НК РФ в данном случае не применимы; платежные документы, свидетельствующие об уплате недоимки по налогу, пени, штрафу учреждением не представлены.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании с учреждения задолженности в общей сумме 102 502 руб. 45 коп.

Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.

Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба налогоплательщика удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23 июня 2014 года по делу N А47-1256/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области" - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.

 

Председательствующий судья

О.Б. Тимохин

 

Судьи

М.Б. Малышев
Н.А. Иванова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А47-1256/2013


Истец: инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга

Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области"