Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2001 г. N КА-А40/6152-01 При новом рассмотрении дела о взыскании штрафа за нарушение срока регистрации суду необходимо проверить наличие у истца правомочий на предъявление иска, а также установить на какой вид страхования ответчик подавал заявление

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 октября 2001 г. N КА-А40/6152-01


Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Махараджа-М" (далее - OOO "Махараджа-М") 20000 руб. штрафа за нарушение срока регистрации.

Решением от 13.08.2001 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу решением, МРО ФСС России подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное.

Отзыв на жалобу не поступил.

Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей истца, поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, проверив в порядке ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции находит подлежащим отмене принятое по делу решение суда как вынесенное на основании неполного исследования всех имеющих значение для дела обстоятельств.

ООО "Махараджа-М", зарегистрированное 20.05.99 в МРП в качестве юридического лица, 18.04.2001 подало в МРО ФСС России (филиал N 1) заявление о регистрации его в качестве страхователя.

25.04.2001 названный орган социального страхования вынес решение N 114 о привлечении общества к ответственности по п. 1 ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 20000 руб. за ведение деятельности без постановки на учет в фонде.

В связи с неоплатой штрафа в добровольном порядке, МРО ФСС России обратилось в суд с иском о взыскании его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении иска, суд указал на то, что в действиях ответчика отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 116 вышеназванного Кодекса. Также отметил, что с 01.01.2001 контроль за своевременностью и правильностью уплаты страховых взносов передан налоговым органам. Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год" не предусмотрена ответственность за непостановку на учет в органах ФСС России. В ст. 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" предусмотрена возможность взыскания финансовых санкций в соответствии с ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд указал, что ст. 34 этого Кодекса устанавливает, что исполнительные органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами налоговых агентов только при осуществлении ими функции налогового контроля.

Данный вывод суда является противоречивым, сделан без исследования всех имеющих значение для дела обстоятельств.

Суд четко не определил, за какое конкретно правонарушение ответчик привлечен к ответственности (по ст. 117 или ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные органы Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные фонды (в т.ч. ФСС России), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), а также проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля в отношении налогоплательщиков единого социального налога, осуществляют взыскание сумм штрафов.

В составе единого социального налога уплачиваются страховые взносы по обязательному государственному социальному страхованию.

В силу ст. 11 вышеупомянутого федерального закона взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Утверждая о том, что с 01.01.2001 контрольные функции выполняют налоговые органы, суд не проверил, на какой вид страхования ответчик фактически подавал заявление в орган ФСС России и какой орган в силу закона должен осуществлять регистрацию в качестве страхователя и, соответственно, контролировать соблюдение установленного порядка регистрации.

Также суд не проверил и не высказал суждения о наличии у истца правомочий на предъявление иска.

Ссылаясь в решении на то, что в силу ст. 34 Налогового кодекса российской Федерации исполнительные органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами налоговых агентов при осуществлении ими функции налогового контроля, суд четко не высказался на предмет того, вправе ли орган ФСС России при применении к страхователям ответственности руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Нуждается в дополнительной проработке вопрос о том, установлена ли и каким законом ответственность за совершенное ответчиком правонарушение.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить имеющиеся противоречия, выяснить все имеющие значение для дела обстоятельства и с учетом установленного разрешить возникший спор.

Руководствуясь ст.ст. 174-178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.08.2001 по делу N А40-24754/01-112-295 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2001 г. N КА-А40/6152-01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.