Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2001 г. N КА-А40/6183-01 Отказывая в иске о взыскании штрафа за несвоевременную постановку на учет в качестве страхователя, суд исходил из того, что на момент совершения страхователем правонарушения нормы законодательства не предусматривали административную ответственность за данный вид нарушения

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 октября 2001 г. N КА-А40/6183-01


Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - МРО ФСС РФ) обратилось в суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Ремекко" штрафа в размере 5.000 руб. за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 июня 2001 года по делу N 111-170 требования МРО ФСС РФ удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 30 августа 2001 года по тому же делу решение отменено и в иске отказано.

В кассационной жалобе Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ ставит вопрос об отмене постановления, ссылаясь на нарушение судом ст. 116 Налогового кодекса и ст.ст. 8, 10 ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 год". По мнению заявителя, суд, не применив вышеназванные законы к страхователю, нарушившему сроки регистрации в качестве такового, предусмотренные ст. 6 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ошибочно пришел к выводу об отсутствии законодательства на 2001 год, предусматривающего административную ответственность за такого рода нарушения.

Законность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.

Отказывая в иске о взыскании с ООО "Ремекко" штрафа за несвоевременную постановку на учет в качестве страхователя, апелляционная инстанция обоснованно исходила из того, что на момент совершения страхователем указанного нарушения административная ответственность за данный вид нарушения ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2001 год" не предусмотрена.

Выводы суда являются правильными.

Доводы жалобы, что суд ошибочно не применил Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования на 2000 год", который в ст.ст. 8 и 10 предусматривал такую ответственность, и нормы данного Закона не отменены, а продолжают действовать, - нельзя признать правильными по следующим основаниям: ежегодно принимаемые государством Федеральные законы "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации", носят срочный характер и их действие распространяется только на тот период, на который они приняты.

ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2001 год" не продлен срок действия ст.ст. 8 и 10 аналогичного Закона на 2000 год, поэтому на допущенные ответчиком нарушения срока регистрации в качестве страхователя, имевшие место в 2001 году (регистрация ответчика в Московской регистрационной палате была произведена 09.01.2001, а заявление о регистрации в качестве страхователя он подал 01.02.1001), действие Закона "О бюджете Фонда социального страхования на 2000 год" не распространяется.

Изложенное следует из п. 4 ст. 5 ч. 1 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой законодательные акты, устраняющие ответственность и обязанности налогоплательщиков, либо иным образом улучшающие их наложение, имеют обратную силу. Это положение согласуется и со ст. 54 Конституции Российской Федерации.

Кроме того в соответствии со ст. 11 ФЗ "О введении в действие ч. 2 Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" с 01.01.2001 взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Согласно ст. 19 названного Закона в случае уклонения от регистрации у страховщика в качестве страхователя лица, занимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации с начислением пени в размере 0,5% от суммы страхового взноса за каждый день просрочки.

При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии законодательных актов, предусматривающих административную ответственность страхователя за нарушение срока постановки на учет, предусмотренного ст. 6 указанного Закона, являются правильными.

Руководствуясь ст.ст. 174-177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

постановление Арбитражного суда г. Москвы от 30 августа 2001 года по делу N 111-170 оставить без изменения.


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2001 г. N КА-А40/6183-01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение