Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 ноября 2001 г. N КА-А40/6147-01 Поскольку факт нарушения истцом таможенного законодательства, выразившийся в недекларировании спорной партии газа установлен, постановление таможенного органа правомерно

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 ноября 2001 г. N КА-А40/6147-01


Общество с ограниченной ответственностью "Газэкспорт" (далее - ООО "Газэкспорт") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением о признании недействительным постановления Энергетической таможни по делу о нарушении таможенных правил N 91000-209/99 от 27 марта 2000 г.

Решением арбитражного суда от 17 декабря 2001 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12 февраля 2001 г., требования истца удовлетворены. Признавая недействительным оспариваемое постановление суд исходил из того, что ответчиком не доказаны факты недекларирования товара, указав при этом, что ООО "Газэкспорт" в установленном порядке произвело декларирование товара и основания для применения ст. 279 ТК Российской Федерации отсутствуют.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 апреля 2001 г. состоявшиеся по делу судебные акты отменены и дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. Указав, что факт нарушения таможенного законодательства, выразившегося в недекларировании спорной партии газа, установлен решением суда от 18.07.2000 г. по делу N А40-19060/00-111-280 и в силу п. 2 ст. 58 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанное обстоятельство не нуждалось в повторном исследовании и доказывании.

При новом рассмотрении суд пришел к выводу о том, что постановление Энергетической таможни принято в соответствии с действующим законодательством и решением от 26.06.2001 г. в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 28 августа 2001 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменений.

Не согласившись с выводами суда, ООО "Газэкспорт" настаивает на отмене судебных актов, мотивируя тем, что при их принятии неправильно применены нормы материального права, а именно ст.ст. 339, 349 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которым при наложении взыскания в виде штрафов (ст. 243 ТК РФ), таможенные органы обязаны совершить конкретное процессуальное действие - оценку товара, о чем должен быть составлен протокол. Арбитражный суд также не принял во внимание правила международных договоров, установившие фиксированные цены на природный газ, поставляемый во Францию, что непосредственно влияет на правильность определения свободной (рыночной) цены на природный газ. Суд ошибочно решил, что акт о наложении взыскания N 0779547 от 26.10.99 г. является надлежащим доказательством пресечения срока наложения взыскание за нарушение таможенных правил.

Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы сторон, проверив в порядке ст. 174 АПК РФ правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебных актов.

Как видно из материалов дела, постановлением Энергетической таможни от 27 марта 2000 г. по делу о нарушении таможенных правил N 91000-209/99 ООО "Газэкспорт" признан совершившим нарушение таможенных правил, предусмотренное ч. 1 ст. 279 ТК РФ и наложением взыскания в виде штрафа в размере 100% стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом правонарушения, что составляет 681.474.734,81 руб. Основанием для привлечения к ответственности послужило установление факта перемещения с таможенной территории Российской Федерации в период с 05.06.99 г. по 29.06.99 г. товара - природного газа - в количестве 586.349.843 куб.м. стоимостью 28.125.247 долларов США без оформления и представления временной ГТД.

Оспаривая вышеуказанное постановление Энергетической таможни, ООО "Газэкспорт" исходит из того, что таможенным органом пропущен срок наложения взыскания за нарушение таможенных правил, предусмотренный ст. 247 ТК РФ. При определении размера финансовых санкций таможенным органом нарушены правила ст.ст. 339, 349 ТК Российской Федерации, предусматривающие процедуру определения стоимости товара, являющегося непосредственным объектом таможенного правонарушения. По мнению истца, таможенный орган должен произвести процессуальные действия в виде оценки стоимости товаров и соответственно составить протокол, который под расписку должен быть вручен нарушителю.

Судом первой и апелляционной инстанции оценены доводы истца и сделан правильный вывод о правильности определения таможенным органом размера финансовых санкций на основании свободной рыночной цены экспортируемого товара.

Согласно ст. 245 Таможенного кодекса Российской Федерации взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными нарушениями таможенных правил, состоит в принудительном изъятии денежно суммы, составляющую свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения.

Как видно из материалов дела, таможенным органом определен размер штрафных санкций исходя из стоимости 586 349 843 куб.м. природного газа, указанного в контракте, а именно 28 1265 247 долларов США. по курсу ЦБ Российской Федерации на день обнаружения нарушения 26.07.99 г. 24 руб. 23 коп., что составляет 681 474 734,81 руб.

Суд правильно применил аналогию закона, а именно, п. 1 ст. 40 Налогового кодекса РФ, устанавливающий принципы определения свободной рыночной цены товара, в силу которой рыночная цена определяется исходя из стоимости товара, определенной сторонами в сделке, на основании свободного волеизъявления сторон, поскольку таможенное законодательство не содержит определения свободной рыночной цены и принципы ее определения.

Не состоятельны также доводы заявителя кассационной жалобы о том, что взыскание наложено таможенным органом с пропуском срока, установленного ст. 247 ТК РФ, поскольку акт о наложении взыскания N 0779547 от 26 октября 1999 г. является ненадлежащим доказательством пресечения срока наложения взыскания за нарушение таможенных правил. По мнению истца, срок наложения взыскания истек 27.01.2000 г., поскольку все иные акты таможенного органа о совершении ОАО "Газэкспорт" нарушений таможенных правил признаны недействительными.

В силу п. 4 ст. 247 ТК Российской Федерации течение срока наложения взыскания прерывается, если до истечения срока лицо совершит новое нарушение таможенных правил.

Как видно из материалов дела, актом о наложении взыскания N 0779547 от 26.10.1999 г. ОАО "Газэкспорт" признан совершившим нарушение таможенных правил и на основании ст. 383 ТК Российской Федерации применена упрощенная форма взыскания, в силу которой взыскание налагается на месте обнаружения нарушений.

Суд пришел к правильному выводу о том, что указанным актом подтвержден факт совершения нового нарушения таможенных правил, и срок наложения взыскания прерван.

При таких обстоятельствах, оснований к отмене судебных актов, вынесенных в соответствии с подлежащими применению нормами материального права и соблюдением норм процессуального права, нет.

Руководствуясь ст.ст. 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:

решение от 28 июня 2001 г. и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда гор. Москвы от 28 августа 2001 г. по делу N А40-37329/00-80-543 оставить без изменения.



Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 ноября 2001 г. N КА-А40/6147-01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.