Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2014 г. N 12АП-11662/14

 

г. Саратов

 

10 декабря 2014 г.

Дело N А06-6370/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена "08" декабря 2014 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10.12.2014.

 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,

судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дергачевой М.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда РФ в Красноярском районе Астраханской области,

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 02 октября 2014 года по делу N А06-6370/2014 (судья Т.А. Ковальчук)

по заявлению ГБУЗ Астраханской области "Красноярская районная больница",

к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Красноярском районе Астраханской области,

об отмене решения,

с участием в заседании представителей Красноярской районной больницы - Куанова Т.Б., Кузыченко Е.Н.

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Астраханской области обратилось Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Красноярская районная больница" с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноярском районе Астраханской области об отмене решения о привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 10.06.2014 года.

В судебном заседании представитель заявителя в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об уточнении исковых требований, просит суд признать недействительным решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 10.06.2014 года в части взыскания с Учреждения штрафа в сумме 57 210 рублей 35 коп.

Решением арбитражного суда Астраханской области от 02 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены.

Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, управление обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, ГБУЗ АО "Красноярская районная больница" является плательщиком страховых взносов и состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе Астраханской области.

Управлением была проведена выездная проверка, по результатам которой, был составлен акт от 12.05.2014 года N 040 006 14 АВ 0000799.

10.06.2014 года Управлением на основании акта было принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в котором ГБУЗ АО "Красноярская районная больница"было привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 57210,35 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением в части начисления штрафа, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения от 10.06.2014 года недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что у Управления не было правовых оснований для начисления штрафа в соответствии с абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2007 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд, Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ), согласно которым страхователь представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) ежеквартально не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан уплатить штраф в размере 10% от суммы платежей, причитающихся к уплате за отчетный год по работникам, на которых несвоевременно представлены недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее, чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного пунктом 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки Управлением был установлен факт предоставления Учреждением недостоверных индивидуальных сведений в части начисления страховых взносов в отношении застрахованных лиц за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г.

Согласно пункту 34 Инструкции N 987н о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Управлением не представлено доказательств направления страхователю уведомления об устранении имеющихся расхождений.

Следовательно, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.

Абзац третий статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные нарушения.

Судом первой инстанции при рассмотрении материалов дела, установлено, что Управление не направило в их адрес уведомления об устранении имеющихся расхождений, чем нарушило их право представить исправленные формы индивидуального (персонифицированного) учета.

В судебном заседании представитель Управление также не представил доказательств направления страхователю уведомления об устранении имеющихся расхождений.

Кроме того, Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ" определено, что обязательным условием для применения штрафной санкции, предусмотренной данной нормой, является наличие события правонарушения, а именно факт непредставления в установленные сроки в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, тогда как формальный подход к наложению штрафа при наличии ошибок в формах отчетности, представляемых страхователями, недопустим. При этом любая санкция должна применяться с учетом принципов виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.

Исходя из материалов дела, коллегия апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управление допустило формальный подход к наложению штрафа, ограничившись лишь установлением факта предоставления недостоверных сведений и в нарушение пункта 41 Инструкции, не направило Учреждению уведомление об устранении имеющихся расхождений.

Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, оснований для отмены судебного решения не имеется.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда Астраханской области от 02 октября 2014 года по делу N А06-6370/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

 

Председательствующий

С.А. Кузьмичев

 

Судьи

А.В. Смирников
М.Г. Цуцкова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А06-6370/2014


Истец: ГБУЗ АО "Красноярская районная больница", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Красноярская районная больница"

Ответчик: Управление Пенсионного фонда РФ в Красноярском районе Астраханской области