город Омск |
|
18 декабря 2014 г. |
Дело N А75-7783/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11843/2014) Ханты-Мансийского банка Открытое акционерное общество на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 29.09.2014 по делу N А75-7783/2014 (судья Дроздов А.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Ханты-Мансийского банка Открытое акционерное общество (ОГРН 1028600001880; ИНН 8601000666;)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
об оспаривании решения от 13.05.2014 N 501 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации,
при участии в судебном заседании представителей:
от Ханты-Мансийского банка открытое акционерное общество - Аврамуцай Наталья Юрьевна (паспорт серия 7102 N 683020 выдан 11.10.2002, по доверенности N 72-06/14-/95 от 19.09.2014 сроком действия до 19.09.2015);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Ханты-Мансийский банк открытое акционерное общество (далее - заявитель, Банк, налогоплательщик, Общество) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13.05.2014 N 501 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Определением суда дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 29.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на доказанность налоговым органом наличия в действиях Банка состава налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 129.1 Налогового кодекса.
Не согласившись с принятым судебным актом, Банк обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции Банк указал, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значения для дела и выводы суда, изложенные в решение, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По утверждению подателя жалобы, отсутствие в направленном в его адрес требовании N 8283 и поручении N6422 от 28.11.2013 об истребовании документов, сведений, определенных приказом Федеральной налоговой службы от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ исключает законность вывода о наличии вины в действиях Банка.
Помимо изложенного, Банком указано, что направленное им в адрес Инспекции письмо, послужившее основанием для привлечения его к ответственности, не следует рассматривать как отказ в представлении сведений, образующих объективную сторону состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.1 Кодекса, поскольку оно носит информационный, уточняющий характер.
МИФНС России N 1 по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре в представленном в материалы дела отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Ханты-Мансийского банка открытого акционерного общества в материалы дела поступило ходатайство об изменении его наименования и юридического адреса на Публичное акционерное общество "Ханты- Мансийский банк Открытие" (адрес: 119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, 11, стр. 13, ОГРН 1028600001880, ИНН 8601000666).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийского автономного округа - Югры извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей названных лиц, участвующих в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя ходатайство об изменении наименования и адреса Ханты-Мансийского банка открытого акционерного общества на Публичное акционерное общество "Ханты- Мансийский банк Открытие" поддержала.
Рассмотрев заявленное ходатайство и приложенные к нему документы: устав Публичного акционерного общества "Ханты - Мансийский банк Открытие", утвержденный общим собранием акционеров протокол N 61 от 08.09.2014, Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 05.11.2014, 09.12.2014, суд апелляционной инстанции счел необходимым данное ходатайство удовлетворить.
Представитель Публичного акционерного общества "Ханты-Мансийский банк Открытие" поддержала требования, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании поручения от 28.11.2013 N 6422 в адрес налогоплательщика направлено требование о предоставлении документов (информации) от 10.10.2013 N 09-8283, касающихся деятельности Марченко Виктории Александровны, а именно:
-актов о приемке выполненных работ за период с 01.01.2010 по 31.12.2012;
-счетов-фактур за период с 01.01.2010 по 31.12.2011 (выставленные и полученные);
-договоров (контрактов, соглашений) за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, заключенных с Марченко В.А. со всеми приложениями и дополнениями.
Данное требование направлено Обществу по телекоммуникационным каналам связи 11.12.2013 и получено обществом в тот же день.
К требованию было приложено поручение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 6422 от 28.11.2013 об истребовании документов (информации) с указанием документов, подлежащих представлению в налоговый орган.
В ответ на требование налогового органа заявитель письмом N 13-27/10017 от 12.12.2013 уведомил Инспекцию об отсутствии правовых оснований для исполнения запроса. Кроме того, как указал Банк, в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать сделку, по которой запрашиваются документы, а лишь указан временной период.
Данный ответ направлен в адрес Инспекции заказной корреспонденцией 13.12.2013 и вручен адресату согласно информации с сайта "Почта России. Отслеживание почтовых отправлений" 16.12.2013.
Результаты проверки своевременности исполнения требования отражены в акте от 09.01.2014, на который обществом представлены возражения, по результатам рассмотрения которых вынесено оспариваемое решение.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с вышеуказанным требованием в суд.
29.09.2014 Арбитражным судом Ханты- Мансийского автономного округа- Югры принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках установлен статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации должностному лицу налогового органа предоставлено право в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 указанной статьи, истребовать документы (информацию), касающиеся проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В случае, если вне рамок проведения налоговой проверки у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
В силу пунктов 3 и 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.
В силу пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную В соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
В данном случае судом первой инстанции было установлено, подтверждается материалами дела и Банком не отрицается, что требование налогового органа направлено Обществу по телекоммуникационным каналам связи 11.12.2013 и получено обществом в тот же день.
В ответ на требование налогового органа заявитель письмом N 13-27/10017 от 12.12.2013 уведомил Инспекцию об отсутствии правовых оснований для исполнения запроса ввиду отсутствия в представленных документах сведений, позволяющих идентифицировать сделку, а также отсутствии сведений о характере проводимых в отношении физического лица мероприятиях налогового контроля.
Указанная позиция изложена Банком и в апелляционной жалобе, а также поддержана представителем Банка в заседании суда апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции указанная позиция банка обоснованно отклонена как несоответствующая материалам, представленным в дело, а также основанная на ошибочной трактовке положений вышеназванного Приказа ФНС России, которым регламентированы требования, предъявляемые к форме и содержания направляемых органами налоговой службы запросов о представлении информации.
Судом первой инстанции установлено, что из текста требования (первый лист) и поручения (второй лист) непосредственно следует, что сведения истребованы в связи с проведением выездной налоговой проверки.
У заявителя были истребованы конкретные сведения, касающиеся деятельности Марченко Виктории Александровны, запрашиваемая информация конкретизирована и идентифицирована (в том числе и по периоду составления).
Из материалов дела следует, что в поручении и требовании указано наименование лица, идентификационный номер налогоплательщика (Марченко Виктория Александровна, ИНН 860401881814), в отношении которого истребовалась информация, то есть в данных документах содержатся сведения, позволяющие идентифицировать контрагента физическое лицо, в отношении которого налоговым органом истребуется информация.
И требование, и поручение содержат данные о том, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в предоставлении документов - выездная налоговая проверка; проведение процедуры истребования документов или информации по сделке у контрагента проверяемого лица или у лица, располагающего информацией по проверяемому лицу.
Требование может не содержать сведения о конкретных данных сделки (номер и дата договора) по причине отсутствия таковых у налогового органа, поскольку налоговый орган в ходе проведения выездной налоговой проверки устанавливает обстоятельства, касающиеся деятельности проверяемого лица и может не располагать конкретными данными, имея лишь обобщенные данные.
Как указано выше, налоговый орган в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 93.1 НК РФ указал проверяемое лицо, как в требовании, так и поручении - Марченко Виктория Александровна.
Сведения, позволяющие идентифицировать сделку, предоставляются в том случае, если истребована информация относительно конкретной сделки. Из представленного же требования следует, что налоговым органом проверялось наличие правоотношений между Банком и проверяемым лицом - Марченко В.А. за определенный временной период.
Довод Банка об отсутствии в его действиях вмененного ему правонарушения мотивированные неверной квалификацией содержания направленного в адрес налогового органа ответа противоречат буквальному содержанию указанного ответа из которого следует невозможность представления ответа исходя из той информации, которая содержится в запросе.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности налоговым органом наличия в действиях банка состава вменяемого ему в вину налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 129.1 Кодекса.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы за ее рассмотрение в размере, определенном статьей 333.21 Налогового кодекса РФ, относятся на ее подателя.
Поскольку Банком фактически уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., то излишне уплаченная 1000 руб. подлежит возврату ОАО Ханты-Мансийский банк (Новое наименование Публичное акционерное общество "Ханты-Мансийский банк Открытие") из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Ханты-Мансийского банка открытое акционерное общество оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 29.09.2014 по делу N А75-7783/2014 - без изменения.
Возвратить Ханты-Мансийскому банку открытое акционерное общество (Новое наименование Публичное акционерное общество "Ханты-Мансийский банк Открытие") из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. 00 коп.,уплаченных при подаче апелляционной жалобы пл. поручением N 33122 от 15.10.2014 г. в излишнем размере.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7783/2014
Истец: ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК, Публичное акционерное общество "Ханты-Мансийский банк Открытие"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Ханы-Мансийскому атономному округу-Югре, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по ХМАО-Югры
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ханы-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной налоговой службы по ХМАО - Югре