Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 ноября 2001 г. N КА-А41/6751-01
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.09.01 Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам (ИМНС) по г. Жуковскому отказано в иске к Центральному банку РФ (ЦБ РФ) о взыскании штрафных санкций в связи с нарушением истцом установленного ст. 115 НК РФ шестимесячного срока для обращения в суд с иском.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ИМНС РФ по г. Жуковскому просит об отмене вышеназванного судебного акта по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: ст. 2 Закона РФ "О налоговых органах РФ", абз. 1, 4 ст. 9 ФЗ "О введении в действие ч. II НК РФ...", ст. 34.1 НК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ЦБ РФ, возражавшего против отмены обжалуемого судебного акта, считая его законным и обоснованным, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения Арбитражного суда Московской области от 13.09.2001 по делу N А41-К1-10587/01, вынесенного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенных документальных проверок правильности, полноты и своевременности перечисления страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.97 по 30.09.99 и в Государственный фонд занятости населения РФ за период с 01.01.97 по 31.03.2000 были выявлены недоимки, в общей сумме 26893 руб. 33 коп. о чем были составлены акты соответственно: N 216(д) от 14.12.99 и N 12 от 11.05.2000.
ИМНС РФ по г. Жуковскому обратилась в суд с иском к ЦБ РФ о взыскании штрафных санкций в размере 26893 руб. 33 коп. за нарушение сроков уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Суд полно и тщательно исследовал обстоятельства дела и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по основаниям пропуска налоговым органом срока для обращения в суд с иском, предусмотренного ст. 115 НК РФ.
Доводы ИМНС РФ по г. Жуковскому о том, что налоговыми органами осуществляется взыскание сумм недоимок, пеней и штрафных санкций по платежам во внебюджетные фонды, образовавшихся на 01.01.2001, в связи с чем днем обнаружения налоговым органом правонарушения является 01.01.2001 и шестимесячный срок давности взыскания санкций истцом не пропущен, является несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно подпункту 7 ст. 9 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального Закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются органы государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 34.1, введенной в действие Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные налоговым Кодексом. Согласно второй части ст. 34.1 должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности должностных лиц налоговых органов, предусмотренные статьей 33 Налогового Кодекса РФ, в частности, обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов. Таким образом, на органы государственных внебюджетных фондов до 01.01.2001 были возложены обязанности по налоговому контролю.
Кроме того, обязанности Фонда обязательного медицинского страхования по контролю за взиманием взносов в фонд обязательного Медицинского страхования, то есть по налоговому контролю, следуют из Устава федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.98 N 857 "Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования". В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании" Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 N 4543-01 было утверждено Положение о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, согласно п. 11 которого контроль за своевременных и полным перечислением страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляется совместно Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации. При этом согласно ст. 27 Закона "Об обязательном медицинском страховании" при взыскании в бесспорном порядке штрафа и (или) пени Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов.
В соответствии с п. 10 Положения о государственном фонде занятости населения, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 5132-1 от 08.06.93, "контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Фонд занятости осуществляют органы службы занятости совместно с налоговыми органами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
При взыскании в бесспорном порядке с работодателей сумм сокрытых или заниженных страховых взносов в Фонд занятости, а также недоимок, штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, органы службы занятости пользуются правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации по взысканию не внесенных в срок налогов". Указанным Постановлением N 5132-1, утратившим силу с 01.01.2001 в соответствии с Федеральным Законом N 118-ФЗ от 05.08.2000, на органы службы занятости совместно с налоговыми органами возложены обязанности налогового контроля.
Таким образом, до 01.01.2001 в соответствии со ст. 34.1 Налогового кодекса РФ и указанных нормативных актов налоговый контроль за поступлением взносов во внебюджетные фонды был возложен на органы внебюджетных фондов совместно с налоговыми органами. Эти органы в соответствии со ст. 115, 33, 34.1 могли обратиться в суд с иском о взыскании штрафа в течение 6 месяцев с момента обнаружения нарушения, однако это не сделали, что в соответствии со ст. 115 Налогового кодекса РФ является основанием для отказа в иске.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 175, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 13.09.2001 по делу N А41-К1-10587/01 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2001 г. N КА-А41/6751-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании