Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2001 г. N КА-А41/6705-01 В связи с тем, что ответственность в виде взыскания пени при нарушении срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний законодательством не установлена, взыскание штрафа за несвоевременную регистрацию у страховщика неправомерно

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 ноября 2001 г. N КА-А41/6705-01


Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.07.01, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 18.09.01, Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС Российской Федерации) отказано в иске о взыскании с ООО "Ридтэ" штрафа в размере 26070 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО "Ридтэ" к налоговой ответственности. При этом суды сослались на ст.ст. 6, 19 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях", ст.ст. 8, 10 Федерального закона Российской Федерации "О бюджете Фонда социального страхования на 2000 год", ФЗ Российской Федерации "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год", ст.ст. 9, 11 ФЗ Российской Федерации "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

В кассационной жалобе МРО ФСС Российской Федерации просит об отмене судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: п. 7 ст. 9, ст. 34-1 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 19 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях", ст. 10 Федерального закона Российской Федерации "О бюджете Фонда социального страхования на 2000 год".

Дело рассмотрено в отсутствие представителя МРО ФСС Российской Федерации на основании его заявления о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО "Ридтэ", возражавшего против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения от 23.07.01 и постановления от 18.09.01 по делу N А40-21112/01-108-228 Арбитражного суда г. Москвы, принятых в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

В ходе проведенной 24.04.01 страховым органом проверки соблюдения ООО "Ридтэ" законодательства о страховой деятельности МРО ФСС Российской Федерации был выявлен факт несвоевременной регистрации данного общества как страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, о чем зафиксировано в акте камеральной проверки от 24.04.01 N 2/20202. По результатам проверки на основании этого акта истец принял 7 мая 2001 г. решение N 20202 о привлечении ООО "Ридтэ" к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штраф в размере 26070 рублей.

В связи с неоплатой штрафа в добровольном порядке МРО ФСС Российской Федерации обратилось в суд с иском о взыскании его в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и тщательно исследовали все обстоятельства дела, оценили в совокупности собранные по делу доказательства и пришли к правильному выводу о неправомерном привлечении ответчика к налоговой ответственности. При этом суды обоснованно исходили из того, что истец не обладал полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию штрафов.

Довод МРО ФСС Российской Федерации о том, что страховые органы правомочны привлекать плательщиков страховых взносов к налоговой ответственности за нарушение ими сроков постановки на учет в качестве страхователей от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не состоятелен.

Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В соответствии со ст. 19 данного Закона страхователь несет ответственность за неисполнение возложенных на него этим Законом обязанностей по своей регистрации у страховщика, своевременную и полную уплату страховых взносов, а также за своевременную и полную уплату страховых выплат застрахованным лицам. При этом ответственность в виде взыскания пени установлена только за нарушение порядка и сроков уплаты страховых взносов определенного Законом вида страхования, а также за уклонение страхователя от регистрации в ФСС Российской Федерации.

Данная ответственность корреспондировалась в ст. 10 ФЗ от 02.01.2000 г. N 24-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год". Эта же норма права позволяла производить начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с чем МРО ФСС Российской Федерации приняло решение о привлечении ООО "Ридтэ" к налоговой ответственности.

Между тем, Федеральный Закон "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год" не предусматривает штрафных санкций в качестве источников доходов фонда и не содержит положений, аналогичных указанных в ст. 10 ФЗ от 02.01 2000 г. N 24-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", на момент проверки и принятия решения истцом о привлечении ООО "Ридтэ" к налоговой ответственности действовали положения Ф3 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", устанавливающие самостоятельную ответственность за указанные этим Законом нарушения в сфере страховой деятельности.

Этим же Законом определены полномочия страхового органа по осуществлению им контроля по исполнению страхователями предусмотренных Законом обязанностей (ст. 18).

Ссылка заявителя на положения Налогового кодекса Российской Федерации не принимается.

Из смысла ст. 34-1 Налогового кодекса Российской Федерации вытекает, что обязанности по налоговому контролю могут быть возложены на органы государственных внебюджетных фондов только в предусмотренных законом случаях.

В соответствии со ст. 9 ФЗ Российской Федерации от 05.08.00 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового Кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 года в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды лишь тех страховых взносов, которые в силу ст. 11 названного Закона входят в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в этот единый социальный налог законодатель не включил. Поэтому истец не вправе был привлекать ответчика к налоговой ответственности.

Более того, при решении вопроса о применении к спорным правоотношениям положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо исходить из того, что круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, определен в ст. 2 части первой данного кодекса. В силу названной нормы права, а также п. 4 ст. 5 этой же части кодекса нормы о мерах ответственности, предусмотренные кодексом, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к отношениям по страхованию от несчастных случаев. Данные положения согласуются с требованиями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, из содержания решения страхового органа от 07.05.01 N 20202 о привлечении ООО "Ридтэ" к ответственности по ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что основанием для его принятия явилось нарушение, выразившееся в несвоевременной регистрации этого общества в исполнительном органе истца.

Межу тем ст. 19 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает ответственность за иное правонарушение, а именно: за нарушение страхователем порядка и сроков уплаты страховых взносов, а также их уклонение от регистрации в качестве страхователей определенного этим Законом вида страхования.

Не принимается во внимание и ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", поскольку этот закон носит срочный характер и распространяется лишь на те правоотношения, которые возникли в определенный этим законом промежуток времени.

Нарушение ответчиком срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний имело место в 2001 году, а закон, определяющий данное деяние как правонарушение, был принят на 2000 год. Следовательно, на правоотношения, возникшие в 2001 году, действие названного закона не распространяется. Поэтому отсутствуют и основания для привлечения ООО "Ридтэ" к ответственности, в том числе предусмотренной ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального права.

Всем доводам заявителя дана надлежащая оценка.

Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:

решение от 23.07.2001 и постановление апелляционной инстанции от 18.09.2001 по делу N А40-21112/01-108-228 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.




Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2001 г. N КА-А41/6705-01


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.