г. Самара |
|
30 января 2015 г. |
Дело N А55-15507/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 января 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 января 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Захаровой Е.И., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Васяев Д.В., доверенность от 01 декабря 2014 г.,
от ответчика - Ключевская И.И., доверенность от 30 декабря 2013 г N 11105/1,Ушаков Р.А., доверенность от 14 ноября 2014 г. N 9928/1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе мэрии г.о. Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2014 года по делу N А55-15507/2014 (судья Носова Г.Г.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп", г. Тольятти, Самарская обл.,
к городскому округу Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти, г. Тольятти, Самарская обл.,
о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к городскому округу Тольятти в лице мэрии г.о. Тольятти (далее ответчик) о взыскании 23 369 134, 43 руб. неосновательного обогащения, возникшего в связи с организацией деятельности по утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора населению г.о. Тольятти Самарской области за период с 01.01.2012 г. по 31.01.2014 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2014 года по делу N А55-15507/2014 иск удовлетворен. Взысканы с городского округа Тольятти в лице Мэрии г.о. Тольятти в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" 23 369 134, 43 руб., а также расходы по уплате государственной пошлине в сумме 139 845, 67 руб. При неисполнении решения суда взыскать с городского округа Тольятти в лице Мэрии г.о. Тольятти в пользу общества с ограниченной ответственностью "Эко Рециклинг Групп" проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взыскиваемую по настоящему судебному акту денежную сумму, исходя из ставки рефинансирования Банка России в размере 8.25 % годовых с момента вступления решения суда в законную силу до его фактического исполнения.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в иске, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Истец считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
ООО "Эко Рециклинг Групп" осуществляет деятельность по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ), образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти.
Постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 01.04.2009 г. N 711-п/1 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти (далее-Порядок).
Согласно данного Порядка к расходным обязательствам г.о. Тольятти отнесено предоставление вышеназванных субсидий.
В п. 3.2. Порядка предусмотрено, что размер субсидий определяется исходя из фактически сложившихся затрат на утилизацию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, у получателей субсидий в пределах средств бюджета городского округа Тольятти.
В соответствии с п. 3.2. названного Порядка в редакции Постановления Мэрии г.о. Тольятти от 22.05.2013 г. N 1623-п/1 размер указанной субсидии со второго полугодия 2013 года составлял 70 % стоимости оказанных услуг.
Тарифы на услуги составляли (за 1 куб.м.) согласно приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.12.2011 N 215 "Об установлении тарифов на услуги ООО "Эко Рециклинг Групп"" на период с 17.01.2012 г. до очередного периода регулирования - 85,30 руб.; согласно приказа от 29.11.2012 N 397 на период с 01.01.2013 г. по 30.06.2013 г. - 85, 30 руб.; на период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. - 94, 01 руб.; согласно приказа от 01.11.2013 N 226 на период c 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. - 94,01 руб.
Согласно Порядка в редакции Постановления Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 30.12.2011 г. N 4222-п/1 одним из условий предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, является наличие у данных лиц специализированного оборудования: по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющего принять объем твердых бытовых и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год.
В связи с отказом ответчика в выдаче субсидии, ООО "Эко Рециклинг Групп" обратилось с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о нарушении Мэрией г.о. Тольятти ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия по делу N 111-1638-12/6 пришла к выводу, что критерий о наличии у хозяйствующего субъекта (потенциального претендента на получение субсидий) оборудования, мощность которого должна обеспечивать прием всего объема ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год является дискриминационным условием и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Комиссией Управления ФАС по Самарской области также установлено, что единственным получателем субсидии в 2012 г., истекшем периоде 2013 г. являлся ОАО "Завод по переработке твердых бытовых отходов".
ООО "Эко Рециклинг Групп" Мэрией г.о. Тольятти было отказано в предоставлении субсидий в ответ на неоднократные обращения по причине несоответствия вышеуказанному условию.
Мэрия городского округа Тольятти обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области N 7648/6 от 26.07.2013 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2013 г. по делу N А55-22060/2013, вступившим в законную силу, в удовлетворении данных требований Мэрии г.о. Тольятти отказано.
Суд установил, что на территории т.о. Тольятти существует только один хозяйствующий субъект ОАО "ЗПБО", который также как и ООО "Эко Рециклинг Групп", оказывает услуги по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.
Следовательно, вышеуказанное условие о возможности заключения договора с лицензированной организацией на услуги по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора хозяйствующим субъектом, претендующим на получение субсидий на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти не может быть реализовано.
При этом, даже при наличии возможности привлечения лицензированной организации на услуги по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, данное условие повышает экономические издержки для хозяйствующего субъекта, претендующего на получение субсидий, поскольку обязывает юридическое лицо либо приобретать оборудование с необходимой мощностью, либо заключать договоры с лицензированными организациями на оказание услуг по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.
Кроме того, Методическими рекомендациями по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, утвержденными Госстроем Российской Федерации установлено, что норма накопления отходов - объем образования твердых бытовых отходов, приходящийся на 1 человека в год.
Следовательно, объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения является величиной условно постоянной. Таким образом, такие условия субсидирования приводят к экономической нецелесообразности осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора на территории г.о. Тольятти и, следовательно, закрытию объектов по сортировке и переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.
Согласно пункту 1.3 Порядка предоставления субсидий получателем субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.
При этом, в соответствии с положениями пункта 2.1 Порядка предоставления субсидий получатель субсидии может заключить договор с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора. В рамках заключенного Договора от 30.12.2011 г. N 164/11 и дополнительного соглашения от 01.01.2012 г. N 1 ОАО "ЗПБО" оказывает услуги по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.
При указанных обстоятельствах, Комиссией установлено, что ОАО "ЗПБО" получая субсидии из местного бюджета г.о. Тольятти, направленные на возмещение затрат, связанных с утилизацией ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, из полученных средств оплачивает услуги по сортировке ООО "Повтор", цена на данные услуги не регулируется и является свободной. Вместе с тем, учитывая положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует, что при заключении получателем субсидии договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, он перестает быть производителем услуги, так как исключается факт оказания услуги получателем субсидии.
Таким образом, получатель субсидий ОАО "ЗПБО" не является исполнителем услуг по утилизации ТБО и (или) крупногабаритного мусора. В целях оценки состояния конкуренции на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения на территории г.о. Тольятти, Самарским УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке), проведен анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке в рамках, необходимых для рассмотрения настоящего дела. Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенный в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 N 607-ст, содержит определение термина "отходы потребления": отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. Согласно примечанию ГОСТ 30772-2001 в последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (твердые бытовые отходы), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Основные компоненты отходов потребления - использованная упаковка, пищевые остатки, отработанные товары и материалы (в том числе опасные - аккумуляторы, батарейки, ртутные и обычные лампы накаливания, бытовая химия), изношенные автомобильные шины, уличный мусор, срезанные ветви, листья и т.п. Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (далее - ТБО) - отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.
В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, твердые бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения. При указанных обстоятельствах, исходя из целей предоставления субсидий, продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены как услуги по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся от населения. Географические границы товарного рынка определены исходя из границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (пункт 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции). Исходя из особенностей реализации услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора установлены географические границы рынка - административные границы г.о. Тольятти и прилегающие к нему территории, на которых расположены объекты размещения (захоронения) твердых коммунальных отходов. Проведенным анализом определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке. На рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в границах г.о. Тольятти представлено два хозяйствующих субъекта ОАО "ЗПБО" и ООО "Эко Рециклинг Групп".
Таким образом, рынок услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в г.о. Тольятти относится к рынку с высоким уровнем концентрации. Наибольшую долю на рынке занимает ОАО "ЗПБО".
Установив в Порядке предоставления субсидий, условие о наличии специализированного оборудования, позволяющего принять объем ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год, Мэрия г.о. Тольятти тем самым определила круг субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки за счет местного бюджета в виде субсидий.
Однако, указанное условие ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на рынок по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, так как обременяет лиц обязанностью по оказанию услуг на невыгодных условиях. Мэрия г.о. Тольятти, оплачивая в полном объеме оказанные услуги по утилизации в этой части является потребителем, осуществляющим свой выбор в пользу того или иного хозяйствующего субъекта. Тем самым Мэрия г.о. Тольятти имеет решающие право определять и влиять на состав хозяйствующих субъектов, работающих на рынке утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, устраняя добросовестную конкуренцию.
Как следует их системного толкования действующих норм Закона о защите конкуренции, ограничение доступа на рынок и устранение с него других субъектов экономической деятельности выражается в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или же такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований.
Указанными условиями в Порядке предоставления субсидий затрагиваются права ООО "Эко Рециклинг Групп" как хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность на рынке утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора и как одного из потенциальных претендентов на получение субсидий.
В рамках производства по делу Мэрией г.о. Тольятти не представлено неоспоримых доказательств, подтверждающих необходимость установления критерия о наличии у хозяйствующего субъекта (потенциального претендента на получение субсидий) оборудования, мощность которого должна обеспечивать прием всего объема ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год.
Арбитражный суд считает, что довод Мэрии г.о. Тольятти о необходимости установления вышеуказанного критерия не может быть принят во внимание, так как это ведет к увеличению концентрации на рынке утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, сокращению числа хозяйствующих субъектов и возникновению ситуации, когда на данном товарном рынке деятельность будет осуществлять только один хозяйствующий субъект.
С учетом изложенного, Комиссия по делу N 111-1638-12/6 обоснованно пришла к выводу, что критерий о наличии у хозяйствующего субъекта (потенциального претендента на получение субсидий) оборудования, мощность которого должна обеспечивать прием всего объема ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год является дискриминационным условием и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Кроме того, из материалов дела следует, что рассматриваемые действия Мэрии г.о. Тольятти приводят к созданию преимуществ для ОАО "ЗПБО", по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.
При указанных обстоятельствах, на основании имеющихся в деле N 111-1638-12/6 материалов, Комиссия пришла к обоснованному выводу, что установление в Порядке предоставления субсидий, условия для получения субсидий юридическим лицам, а именно: наличие у данных лиц специализированного оборудования, позволяющего принять объем ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, путем установления дискриминационных условий критериев отбора, предъявляемых при предоставлении указанных субсидий и ограничивает доступ выхода субъектам на рынок, что запрещено пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Арбитражный суд считает обоснованным вывод Комиссии о том, что рассматриваемые действия Мэрии г.о. Тольятти, выразившиеся в принятии Постановления Мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 30.12.2011 г. N 4222-п/1 "О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти N 71-п/1 от 01.04.2009 г.", содержащие условия предоставления субсидий, создающие дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в г.о. Тольятти, являются нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство. Частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. 26 июля 2013 года по результатам рассмотрения дела N 111- 1638-12/6 в соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции на основании решения от 26.07.2013 г. N 7647/6 Самарским УФАС России Мэрии г.о. Тольятти было выдано предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Указанное предписание обоснованно принято Самарским УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьями 23, 39, 50 Закона о защите конкуренции. Доказательства, указывающие на нарушение действующего законодательства при выдачи Самарским УФАС России предписания Мэрии г.о. Тольятти по делу N 111-1638-12/6, в материалах дела отсутствуют. Доводы заявителя по настоящему делу основаны на нормах законодательства, регулирующего бюджетные отношения, вопросы местного самоуправления, охраны окружающей среды и ценообразования. Однако приведенные положения нормативно-правовых актов при их реализации (соблюдении) не допускает нарушения иного законодательства, в том числе не допускается нарушение ФЗ "О защите конкуренции".На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что предписание Самарского УФАС России от 26.07.2013 г. N 7648/6 об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, является законным и обоснованным.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2014 г. по делу N А55-21517/2013, вступившим в законную силу, суд удовлетворил иск первого заместителя прокурора Самарской области к Мэрии городского округа Тольятти. Признан недействующим Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на частичное возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Мэрией городского округа Тольятти от 01.04.2009 г. N 711-П/1, в части: пункта 2.1 и пункта 3.3, соответственно: абзац 2 и абзац 7, в части слов - "за один календарный год", и не соответствующим пункту 8 статьи 4 и статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; абзаца 2 пункта 2.1 и абзаца 7 пункта 3.3, в части слов - "или копию договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющих принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год", абзаца 3 пункта 2.1, в части слов - "или договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, прошедших сортировку, позволяющую снизить объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25 % от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти", абзаца 8 пункта 3.3, в части слов - "или копия договора с лицензированной организацией на услугу по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющей снизить объем захораниваемых твердых бытовых отходов и (или крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, до величины не более 25 % от объема поступивших на сортировку)" и несоответствующими части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ) и пункту 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255; абзаца 6 пункта 3.3, в части слов - "сбору, использованию, транспортировке" и не соответствующим пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ) и пункту 1 Положения "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03. 2012 N 255.
В соответствии с п.2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления \ или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону ' или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.
Ответчик иск не признает, в том числе в связи с тем, что договоры о предоставлении субсидии с истцом в период с 2012 г. по 2014 г. не заключались.
На период обращений ООО "Эко Рециклинг Групп" в мэрию городского округа Тольятти о заключении договоров субсидии на 2012 и 2013 годы, начиная с 01.01.2012 г. по 01.07.2013 г. действовал Порядок о субсидиях в редакции Постановления мэрии городского округа Тольятти от 30.12.2011 г. N 4222-п/1. и с 01.07.2013 г. по 24.01.2014 г. в редакции Постановления мэрии городского округа Тольятти от 22.05.2013 г. N 1623-п/1. ООО "Эко Рециклинг Групп" не отвечало критериям, установленным для получателей субсидии согласно п. 2.1 Порядка о субсидиях.
Так пунктом п. 2.1. Порядка о субсидиях в редакции от 30.12.2011 г. были предусмотрены критерии предоставления субсидии, такие как: наличие у кандидата специализированного оборудования по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющего принять объем ТБО и (или) КГМ населения, в количестве не менее объема ТБО и (или) КГМ населения за один календарный год., наличие у кандидата специализированного оборудования по переработке и (или) обезвреживанию ТБО и КГМ населения, прошедших сортировку, позволяющего снизить объем отходов, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% от первоначального объема образующихся ТБО и КГМ населения, или договор с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке ТБО и КГМ населения, прошедших сортировку, позволяющую снизить объем ТБО и КГМ населения, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% от первоначального объема образующихся ТБО и КГМ населения.
Кроме того, указывает, что 31.01.2014 г. арбитражным судом Самарской области вынесено решение о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления субсидий юридическим лицам, утвержденным постановлением мэрии г.о. Тольятти от 01.01.2009 г. N 711-п/1. Следовательно, положения Порядка предоставления субсидий не подлежат применению с момента вступления в силу решения суда, а именно с 31.03.2014 г. до 31.01.2014 г. в силу прямого указания в законе оспариваемые нормы Порядка предоставления субсидий действовали и подлежали обязательному применению.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ. Имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре. В случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместит его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения (ст.ст. 1104, 1105 ГК РФ).
Согласно ст. 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ о неосновательном обогащении, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
По смыслу приведенных норм права истец должен доказать факты неосновательного обогащения ответчика и его размер.
Следовательно, при рассмотрении иска о взыскании неосновательного обогащения подлежат установлению факт уменьшения имущества истца и факт его неосновательного приобретения ответчиком (увеличение имущественной сферы ответчика за счет имущества истца без законных оснований).
Как следует из материалов дела, истец регулярно на протяжении с января 2012 г. по январь 2014 г. выполнял услуги по утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора населения г.о. Тольятти Самарской области, а его затраты по утвержденным тарифам не возмещались за счет бюджета городского округа Тольятти.
При этом договор между Обществом и администрацией на организацию утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора населения г.о. Тольятти заключен не был.
В результате обслуживания населения г.о. Тольятти по утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора за период с января 2012 г. по январь 2014 г. по утвержденным тарифам у истца образовались убытки (невозмещенные затраты).
Факт причинения и размер убытков ООО "Эко Рециклинг Групп" подтверждается материалами дела, в том числе: обращениями ООО "Эко Рециклинг Групп" и ответами на них Мэрии г.о. Тольятти; отчетами о фактических расходах, связанных с утилизацией твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, за период с января 2012 г. по январь 2014 г.; актами сверок объемов твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного утилизированных за период с января 2012 г. по январь 2014 г., между ООО "Эко Рециклинг Групп", управляющими организациями и перевозчиками, другими документами.
Оплата услуг ответчиком не была произведена по причине установления Мэрией г.о. Тольятти дискриминационного критерия получения оплаты в форме субсидий за подобные услуги, который исключал возможность получения ООО "Эко Рециклинг Групп" оплаты в форме субсидий за фактически оказанные услуги.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что создание условий для предоставления услуг населению и организация утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в границах г.о. Тольятти на основании пункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения города.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.
Осуществление обслуживания населения, является обязательной и социально-значимой функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями и интересами людей, связанными с их неотъемлемыми правами и свободами, гарантированными государством (на жизнь, свободу передвижения, труд, отдых, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование и т.д.).
Отсутствие договора между администрацией и Обществом не может быть положено судом в основу отказа в иске, поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, на что неоднократно обращал внимание Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановления от 13.01.2011 N 11680/10, от 06.09.2011 N 4905/11, от 14.02.2012 N 12035/11).
Признавая деятельность общества в целом законной, суд учитывает, что в силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора населения является публичным договором, по условиям которого истец обязан оказать соответствующую характеру его деятельности услугу в отношении каждого, кто к нему обратится.
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" признается организацией коммунального комплекса.
Установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом.
Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.
Из материалов дела следует, что истец оказывал услуги по вывозу и утилизации отходов и являлось хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по утилизации отходов на соответствующем рынке в г. Тольятти.
Из материалов дела не усматривается, что нарушения, допущенные ответчиком на этапе организации обслуживания населения, в данном случае повлекли или могли бы повлечь невыполнение требований Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ "О защите конкуренции". Данные услуги носят социальный характер, осуществляются по регулируемым тарифам.
Договор на организацию услуг по вывозу и утилизации отходов населения города в спорный период между истцом и ответчиком в надлежащем порядке в виде единого документа действительно не был заключен. Но услуги оказывались истцом с ведома ответчика, от продолжения исполнения которых истцом - ответчик не отказывался, о чем свидетельствуют представленная в дело переписка и иные документы.
Вопросы организации услуг населению города в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям администрации, поэтому необходимые для их решения денежные средства подлежали включению в расходы бюджета муниципального образования исходя из положений статей 6, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По существу, за счет предоставления Обществом услуг по утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора администрация выполнила возложенные на нее публичные функции, которые относятся к расходным обязательствам муниципальных образований, на что обращалось внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 13371/10.
Поэтому отсутствие между Обществом и администрацией договора (контракта на оказание услуг для муниципальных нужд), обусловленное нарушениями со стороны самой администрации, не может служить основанием к отказу в компенсации Обществу не возмещенных ему затрат (расходов) на осуществление утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, которые являются социально-значимыми и необходимыми для населения услугами, подлежащими оказанию по установленным тарифам.
Указанные расходы материалами дела подтверждены, ответчик письменно их размера не оспорил.
Из устава Ответчика, утвержденного решением общего собрания учредителей общества от 22.07.2009 г. (протокол N 2) следует, что в виды его деятельности входит организация работ по сбору, хранению, транспортировке, переработке. сортировке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления (п. 2.2). В связи с этим суд сделал вывод о том, что истец является специализированной организацией по выполнению работ по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ответчик обязан компенсировать истцу не возмещенные затраты, понесенные для выполнения социально-значимых услуг на территории города, находящегося в ее ведении.
Доказательств выплаты взыскиваемой суммы ответчиком не предоставлено.
Доводы ответчика изложенные в апелляционной жалобе являются несостоятельными, поскольку не подтверждены доказательствами.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 октября 2014 года по делу N А55-15507/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15507/2014
Истец: ООО "Эко Рециклинг Групп"
Ответчик: Городской округ Тольятти в лице Мэрии г. о. Тольятти, Мэрия г. о. Тольятти
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7568/16
14.01.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17895/15
09.11.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15507/14
28.05.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22713/13
30.01.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17854/14
19.10.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15507/14