г. Самара |
|
23 апреля 2015 г. |
Дело N А72-14649/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 22 апреля 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 апреля 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Автономной некоммерческой организации "Зеленый остров" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 февраля 2015 г. по делу N А72-14649/2014 (судья Корастелев В.А.),
по заявлению Автономной некоммерческой организации "Зеленый остров" (ИНН 7325055372, ОГРН 1057325054632), г. Ульяновск,
к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании незаконным п. 2 уведомления об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Зеленый остров" (далее заявитель, некоммерческая организация) обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области (далее ответчик, регистрирующий орган) о признании незаконным п. 2 уведомления от 18.07.2014 г. N 73/03-3860 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 февраля 2015 г. по делу N А72-14649/2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Автономная некоммерческая организация "Зеленый остров" зарегистрирована ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска 25.07.2005 г.
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области направило заявителю предупреждение о необходимости внести изменения в учредительные документы в целях приведения их в соответствие с действующим законодательством.
Заявитель подготовил соответствующие документы для внесения указанных изменений в учредительные документы и направил их ответчику для государственной регистрации.
01.07.2014 г. указанные документы поступили ответчику с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Автономной некоммерческой организацией "Зеленый остров".
18.07.2014 г. регистрирующим органом вынесено оспариваемое уведомление N 73/03-3860 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации. Мотивами отказа указано, что выявлены противоречия Устава законодательству РФ, а также в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения, в пункте 2 уведомления об отказе, который оспаривается по данному делу, указано, что пункт 2.1 раздела 2 Устава определяет основные цели деятельности некоммерческой организации: содействие развитию деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет", повышение культуры и уровня обслуживания в сфере организации общественного питания студентов и работников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет", иных детализаций, осуществляющих образовательную и научную деятельность, а также содержание зданий и сооружений УлГТУ и уменьшение стоимости питания для студентов Ульяновского государственного технического университета. При этом, для достижения указанных целей пунктом 2.2 раздела 2 Устава предусмотрены следующие виды предпринимательской деятельности: изготовление, реализация и организация потребления непосредственно на месте кулинарной продукции, продажа напитков, иногда в сопровождении некоторых форм развлекательных программ; изготовление, реализация и организация потребления непосредственно на месте кулинарной продукции, продажа напитков с полным обслуживанием, либо самообслуживанием; реализация кулинарной и другой продукции вне предприятия; организация услуг досугового характера: бильярд, аэрхоккей, настольный футбол, проведение дискотек, торжеств.
Данные положения Устава противоречат абзацу первому пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которым установлено, что некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
Организация не соглашается с уведомлением об отказе в данной части по мотивам того, что виды предпринимательской деятельности, указанные в Уставе Организации, полностью соответствуют достижению её целей; вывод Управления является противоречивым и не соответствующим законодательству, регулирующему правоотношения в сфере некоммерческих организаций, которым не запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе в иных, прямо не указанных в законе сферах.
Определением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24.10.2014 г., куда первоначально обратилась некоммерческая организация с оспариванием указанного выше уведомления об отказе, производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.
Определение сторонами спора не обжаловалось и вступило в законную силу, в связи с чем арбитражный суд первой инстанции обоснованно принял заявление некоммерческой организации к производству и рассмотрел спор по существу, обеспечив тем самым заявителю право на судебную защиту.
Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 4, ст. 198 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В силу частей 4 и 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредительными документами некоммерческих организаций являются для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации - устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества).
В силу части 2 статьи 13.1 этого же Закона решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации (статья 23 этого же Закона).
Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации.
В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (часть 1 статьи 23.1 этого же Закона).
Согласно п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного указом Президента РФ от 13.10.2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции регистрации некоммерческих организаций.
Пунктом 5 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", предусмотрено, что уполномоченный орган (т.е. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальный орган) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого уведомления), юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Согласно частям 1-3 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться, в том числе, в форме автономных некоммерческих организаций.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях" автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
В силу части 2 статьи 24 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.
С учетом указанных норм закона, анализируя положения Устава Организации в редакции, представленной на государственную регистрацию в Управление, суд соглашается с выводами ответчика в части, касающейся оспариваемого по данному делу пункта 2 уведомления об отказе в регистрации исходя из следующего.
Организация создана как некоммерческая, следовательно, в соответствии с законодательством, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Как следует из положений статьи 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях" автономная некоммерческая организация создается в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. То есть, по смыслу закона, предоставления услуг в сферах нематериальных благ.
Основными целями деятельности Организации в Уставе ( пункт 2.1) определены: содействие развитию деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет", повышение культуры и уровня обслуживания в сфере организации общественного питания студентов и работников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет", иных организаций, осуществляющих образовательную и научную деятельность, содержание зданий и сооружений УлГТУ, уменьшение стоимости питания для студентов Ульяновского государственного технического университета.
Вместе с тем, как следует из пункта 2.2 Устава Организации, предметами ее деятельности (служащими достижению уставных целей) обозначены лишь виды предпринимательской деятельности: изготовление, реализация и организация потребления непосредственно на месте кулинарной продукции, продажа напитков, иногда в сопровождении некоторых форм развлекательных программ; изготовление, реализация и организация потребления непосредственно на месте кулинарной продукции, продажа напитков с полным обслуживанием, либо самообслуживанием; реализация кулинарной и другой продукции вне предприятия; организация услуг досугового характера: бильярд, аэрхоккей, настольный футбол, проведение дискотек, торжеств.
Вывод ответчика о том, что такая редакция указанных пунктов Устава Организации не может быть признана соответствующей положениям части 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", которым установлено, что некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами, является правильным.
Осуществление исключительно предпринимательской деятельности ради достижения уставных целей автономной некоммерческой организации противоречит требованиям пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ и части 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которым некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.
Общественное питание является материальной потребностью граждан и не относится к общественному благу. Деятельность кафе, баров, ресторанов, столовых не подпадает под правовое регулирование Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Согласно ч. 1 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Исходя из анализа положений ч. 2 ст. 24 ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 49 ГК РФ, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованности доводов ответчика, поскольку положения Устава заявителя, представленные на государственную регистрацию, противоречат специальной правоспособности заявителя, установленной вышеуказанными нормами законов.
Указание в Уставе некоммерческой организации видов деятельности, которые по своей сути являются предпринимательскими видами и осуществление которых фактически является основными видами деятельности для заявителя, а не обусловлено достижениями целей, ради которых может быть создана автономная некоммерческая организация, не может считаться правомерным.
Закрепляя за некоммерческой организацией в соответствии с ч. 1. ст. 49, ч. 1 и ч. 3 ст. 50 ГК РФ специальную правоспособность, законодатель исходит из того, что предпринимательская деятельность не может являться основной деятельностью некоммерческих организаций.
Арбитражным судом первой инстанции также обосновано принято во внимание, что аналогичную правовую оценку получили по существу эти же имеющие юридическое значение обстоятельства спора между АНО "Зеленый остров" и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области во вступившем в законную силу решении Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16.05.2014 по делу N 2-5224/2014 при оспаривании некоммерческой организацией ранее вынесенного Управлением уведомления об отказе от 05.02.2014 г. N 73/03-506.
Оспариваемый заявителем пункт 2 вынесенного ответчиком уведомления от 18.07.2014 г. N 73/03-3860 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, является правомерным и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого ненормативного правового акта.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 февраля 2015 г. по делу N А72-14649/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-14649/2014
Истец: АНО "Зеленый остров"
Ответчик: Управление министерства Юстиции Российской Федрации по Ульяновской области, Управление Министерства юстиции РФ по Ульяновской области