г. Красноярск |
|
28 мая 2015 г. |
Дело N А33-15958/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" мая 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (закрытого акционерного общества "Красноярский деревообрабатывающий комбинат") - Шешиной Т.Н., представителя по доверенности от 10.12.2014 N 60;
от заинтересованного лица (администрации города Красноярска) - Васильевой Е.Ю., представителя по доверенности от 22.12.2014 N 01-8720;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Красноярский деревообрабатывающий комбинат"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" марта 2015 года по делу N А33-15958/2014, принятое судьей Лесковым Р.В.
установил:
закрытое акционерное общество "Красноярский деревообрабатывающий комбинат" ИНН 2464004168, ОГРН 1022402298687 (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту градостроительства администрации города Красноярска ИНН 2466216619, ОГРН 1082468060476 (далее - департамент градостроительства, ответчик) о признании недействительным пункта 1 распоряжения администрации города Красноярска N 1342-арх от 28.05.2013 "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" земельного участка", в редакции распоряжения администрации города Красноярска N 1170-арх от 04.06.2014 "О внесении изменений в распоряжение администрации города от 28.05.2013 N 1342-арх "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет"" земельного участка".
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрация г. Красноярска, муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Красноярска "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Рассвет" (МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 марта 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что судом сделан ошибочный вывод о пропуске предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для оспаривания распоряжения администрации города Красноярска N 1342-арх от 28.05.2013.
Общество считает, что сооружения, принадлежащие ему на праве собственности являются единым комплексом, согласно расчета требуемой площади земельного участка, необходимого для их функционирования, выполненного ОАО "Красноярский ПромстройНИИпроект" от 29.03.2013, даже без включения его состав площадных спортивных сооружений - тренировочного поля и детского поля, подтверждается его наложение на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700001386695; судом не дана надлежащая оценка данному расчету.
Заявитель указывает, что судом не исследован вопрос соблюдения органом местного самоуправления при осуществлении процедуры выбора спорного земельного участка статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, необоснованными являются ссылки суда первой инстанции на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/2009, от 17.01.2012 N 4777/08, от 28.05.2013 N 17085/12, поскольку данные дела не являются аналогичными по отношению к рассматриваемому спору.
Департамент градостроительства, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации по адресу: http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей указанных лиц.
МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" и администрация г. Красноярска представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых не согласились с изложенными в ней доводами, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
На основании плана приватизации от 30.09.1992, Управлением Росреестра по Красноярскому краю 27.04.2012, 23.01.2013, 25.04.2013 произведена государственная регистрация права собственности за обществом следующих объектов недвижимости: спортивной площадки, назначение: 12. сооружение спортивно-оздоровительное, площадь застройки 11 485,6 кв.м., инв. N 04:401:002:000314340:0021, лит.1, адрес (местонахождение) объекта: Красноярский край, г.Красноярск, ул.Свердловская, 10Г, соор.23; нежилого здания, 1-этажного, общей площадью 165,3 кв.м., инв.N 04:401:002:000314340:0013, лит.Б, адрес: Красноярский край, г. Красноярск, ул.Свердловская, 10Г, стр.17; будки наблюдения, назначение нежилое, общей площадью 14,7 кв.м., инв.N 04:401:002:000314340:0014, лит.Г, адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Свердловская, 10Г, соор.18; нежилого здания, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 72,1 кв.м., инв.04:401:002:000314340:0015, лит.Б, адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Свердловская, 10Г, стр.19; дороги асфальтобетонной, назначение - 7,4 сооружение дорожного транспорта, протяженностью 239 м. по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская.
Заявитель 06.02.2013 заключил с обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "Земельно-правовой центр" договор на оказание услуг N 5 на формирование документов по оформлению прав на земельный участок, занятый объектом. Согласно договора объектом оказания услуг является земельный участок, занимаемый трибуной (соор.N 17,18,19), спортивной площадкой (соор.23), дорогой с асфальтобетонным покрытием, находящимся по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 10 "Г".
ОАО "Красноярский Промстройниипроект" 29.03.2013 сделан расчет требуемой площади земельного участка для общества, согласно которого требуемая площадь земельного участка, расположенного в Свердловском районе г. Красноярска по адресу: ул. Свердловская, 10Г, стр.17,19,соор.18,23 по расчету составляет от 2,6981га (26981,14 м2) до 2,821 га (28 216,14 м2).
Администрацией г. Красноярска 28.05.2013 принято распоряжение N 1342-арх, в соответствии с которым, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700138:581 предоставлен в постоянное бессрочное пользование МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет".
27.11.2013 на государственный кадастровый учет поставлены земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700138:694, общей площадью 294 кв.м. (предыдущий кадастровый номер 24:50:0700138:581), разрешенное использование - место размещение спортивных сооружений и земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700138:695, общей площадью 7508 кв.м. (предыдущий кадастровый номер 24:50:0700138:581), разрешенное использование - место размещение спортивных сооружений.
Между заявителем и ООО "Земельно-правовой центр" 26.02.2014 заключен договор на оказание услуг, в соответствии с которым, общество поручает оказать услуг по составлению заключения кадастровым инженером на объект - дорога асфальтобетонная, кадастровый номер 24:50:0700138, расположенный по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская.
В соответствии с заключением кадастрового инженера "Объект капитального строительства: сооружение дорожного транспорта - дорога асфальтобетонная, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Свердловская, кадастровый номер 24:50:0700138:583" - расположен на территории земельных участков: - в точках 1-2 - находящихся на землях общего пользования, права на которые не разграничены; - в точках 2-3 - с кадастровым номером 24:50:0700138:581 (2); - в точках 3-4 - с кадастровым номером 24:50:07001138:597; - в точках 4-5 на землях общего пользования, права на которые не разграничены.
Заявитель письмом от 03.04.2014 за N 171 обратился в департамент градостроительства и к МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" о выявлении наложения объекта недвижимого имущества - дороги асфальтобетонной с кадастровым номером 24:50:0700138:583 на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700138:581.
МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" 10.04.2014 письмом N 146 обратился в департамент градостроительства с заявлением, в котором попросил внести изменения в распоряжение администрации г. Красноярска от 28.05.2013 N 1342-арх в связи с разделением земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700138:581 на земельные участки с кадастровым номером 24:50:0700138:694 и 24:50:0700138:695 и прекращением право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 24:50:0700138:581.
Письмом от 07.05.2014 за N 01/3582-дг департамент градостроительства известил заявителя о том, что в целях устранения нарушения его прав собственника асфальтобетонной дороги будет подготовлен соответствующий ненормативный акт о внесении соответствующих изменений в распоряжение от 28.05.2013 N 1342-арх.
Администрацией г. Красноярска 04.06.2014 вынесено распоряжение N 1170-арх "О внесении изменений в распоряжении администрации города от 28.05.2013 N 1342-арх (МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет"), в соответствии с которым образованы путем раздела земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0700138:581 площадью 7 802 кв. м, предоставленного на основании распоряжения администрации города от 28.05.2013 N 1342-арх "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" земельного участка", следующие земельные участки: 1) участок с кадастровым номером 24:50:0700138:694 площадью 294 кв, м; 2) участок с кадастровым номером 24:50:0700138:695 площадью 7 508 кв. м, расположенные по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Стадионная, для строительства спортивных сооружений. Прекращено право постоянного (бессрочного) пользования МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" земельным участком из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0700138:581 площадью 7 802 кв. м, расположенным по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Стадионная, 1.
В соответствии с пунктом 3 данного распоряжения внесено изменение в распоряжение администрации города от 28.05.2013 N 1342-арх "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" земельного участка", пункт 1 изложен в следующей редакции: "1. Предоставить в постоянное (бессрочное) пользование МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" (ИНН 2463052962) земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 24:50:0700138:695 площадью 7 508 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Стадионная, для строительства спортивных сооружений".
На основании распоряжения администрации г. Красноярска от 04.06.2014 N 1170-арх, Управлением Росреестра по Красноярскому краю 20.08.2014 зарегистрировано право собственности за МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700138:695.
Во исполнение договора от 06.02.2013 N 5 ООО "Земельной-правовой центр" предоставлен заявителю топографический план земельного участка (сопроводительное письмо от 07.10.2014 N 65).
Письмом от 31.10.2014 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска сообщил заявителю об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 10г, стр.17,19,соор.18,23, в связи с выявленным наложением (пересечением) формируемого земельного участка с земельными участками, находящимися на государственном кадастровом учете.
Кадастровым инженером (ООО "Земельно-правовой центр") 22.01.2015 подготовлено заключение по объекту: земельный участок, расположенный по адресу: г.Красноярск, Свердловский район, ул.Свердловская, 10 "Г", стр.17,19, соор.18,23, занимаемый спортивно-оздоровительным комплексом и автомобильной дорогой, площадью 27 357 кв.м., категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение спортивных площадок. Согласно данного заключения - при наложении границ объекта - земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Свердловский район, ул. Свердловская, 10 "Г", стр. 17, 19, соор. 18, 23, занимаемого спортивно-оздоровительным комплексом и автомобильной дорогой, площадью 27 357 кв.м, на кадастровый план территории выявлены следующие пересечения: - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700138:598 - наложение на всю территорию земельного участка, площадь наложения 15 517 кв.м - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700138:695(2) - наложение на всю территорию земельного участка, площадь наложения 3491 кв.м - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700138:695(3) - наложение на часть территории земельного участка, площадь наложения 65 кв.м - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700138:694 - наложение на всю территорию земельного участка, площадь наложения 294 кв.м - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700138:597 - наложение на часть территории земельного участка, площадь наложения 237 кв.м.
В соответствии с дополнением к заключению кадастрового инженера от 17.03.2015, на территории спортивно-оздоровительного комплекса в границах земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Свердловский район, ул. Свердловская, 10 "Г"Г, стр.17,19, соор.18,23 расположены следующие объекты: - нежилое здание, кадастровый номер 24:50:0000000:151218, по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская,10 "Г", стр., 17; будка наблюдения, кадастровый номер 24:50:0000000:151270, по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 10 "Г", соор.18; нежилое здание, кадастровый номер 24:50:0000000:151219, по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 10 "Г", стр.19; спортивная площадка, кадастровый номер 24:50:0700138:536, по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 10 "Г", соор.23; дорога асфальтобетонная, кадастровый номер 24:50:0700138:583, по адресу:
г. Красноярск, ул. Свердловская; площадное спортивное сооружение - тренировочное поле; площадное спортивное сооружение - детское поле.
Указывая на факт невозможности приватизации земельного участка, находящегося под спортивно-оздоровительным комплексом, в связи с изданием ненормативного правового акта - распоряжения администрации города Красноярска N 1342-арх от 28.05.2013 "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" земельного участка в редакции распоряжения администрации города Красноярска N 1170-арх от 04.06.2014 "О внесении изменений в распоряжение администрации города от 28.05.2013 N 1342-арх "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет"" земельного участка", заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании данных ненормативных правовых актов недействительными, в части пункта 1.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 названной статьи такое заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что заявителем пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на оспаривание ненормативного правого акта, поскольку общество оспаривает распоряжение администрации города Красноярска N 1342-арх от 28.05.2013 "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" земельного участка в редакции распоряжения администрации города Красноярска N 1170-арх от 04.06.2014 "О внесении изменений в распоряжение администрации города от 28.05.2013 N 1342-арх "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет"" земельного участка", при этом уточнение в части определения оспариваемого акта, заявитель сделал в судебном заседании только 08.12.2014.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что заявитель письмом от 03.04.2014 за N 171 (л.д. 86) обратился в департамент градостроительства, в котором указал о выявлении наложения объекта недвижимого имущества - дороги асфальтобетонной с кадастровым номером 24:50:0700138:583 на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700138:581, просил предоставить информацию о предложениях и способах урегулирования спора о праве, о том, как были учтены права общества при выборе указанного земельного участка, а также просил предоставить копию распорядительного документа о выделении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700138:581.
В ответ на данное письмо департамент градостроительства письмом от 07.05.2014 N 01/3582-дг, поступившим в адрес общества 15.05.2014 вх. N 388 (л.д. 116), предоставил копию распоряжения от 28.05.2013 N 1342-арх и сообщил о том, что на этапе предоставления земельного участка для строительства департамент градостроительства не располагал сведениями о наличии прав третьих лиц на объекты, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0700138:581, а также, что в целях устранения прав заявителя подготовлен проект внесения изменений в распорядительный акт, исключающий наложение на объект, об издании которого департамент градостроительства обещал уведомить общество.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество узнало об оспариваемом распоряжении от 28.05.2013 N 1342-арх, получив его с письмом 15.05.2014 и обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о его оспаривании 07.08.2014, то есть с соблюдением трехмесячного срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательства направления обществу распоряжения администрации города Красноярска N 1170-арх от 04.06.2014 "О внесении изменений в распоряжение администрации города от 28.05.2013 N 1342-арх "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" в материалы дела не представлены.
Согласно определению Арбитражного суда Красноярского края от 07.10.2014 (л.д. 160) удовлетворено ходатайство представителя МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" о приобщении к материалам дела распоряжения администрации города Красноярска N 1170-арх от 04.06.2014, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество заявило об уточнении требований в судебном заседании 08.12.2014, также с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что ошибочный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного решения, поскольку арбитражный суд исследовал вопрос по существу и пропуск срока не явился единственным и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.7 Положения о департаменте градостроительства администрации г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации города от 17.08.2010 N 114-р, органом, уполномоченным на подготовку и согласование проектов правовых актов города в области архитектурной и градостроительной деятельности, в том числе о предварительном согласовании места размещение объекта, о предоставлении и изъятии земельных участков на территории города для целей, связанных со строительством, является департамент градостроительства.
Изначально, обращаясь с заявлением в суд, общество указывало, что пункт 1 распоряжения администрации города Красноярска от 28.05.2013 N 1342-арх "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" земельного участка нарушает его права, так как имеет место наложение с земельным участком, занимаемым дорогой, принадлежащей обществу.
Как пояснило общество, после того, как пункт 1 распоряжения администрации города Красноярска от 28.05.2013 N 1342-арх "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" земельного участка был изложен в редакции распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2014N 1170-арх, наложение устранено, однако нарушение прав общества все равно имеет место.
Оспаривая пункт 1 распоряжения администрации города Красноярска от 28.05.2013 N 1342-арх "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" земельного участка в редакции распоряжения администрации города Красноярска от 04.06.2014N 1170-арх., общество в качестве основного мотива указывает на невозможность приватизации земельного участка, находящегося под спортивно-оздоровительным комплексом, принадлежащим заявителю.
В соответствии с частью 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением тех участков, которые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу абзацев 1, 2 части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что 22.01.2015 кадастровым инженером (ООО "Земельно-правовой центр") подготовлено заключение с учетом дополнения от 17.03.2015, согласно которому на земельном участке, расположенном по адресу:
г. Красноярск, Свердловский район, ул. Свердловская, 10 "Г", стр.17,19, соор.18,23, находится спортивно-оздоровительный комплекс и автомобильная дорога. В состав спортивного комплекса по заключению кадастрового инженера входит: нежилое здание, кадастровый номер 24:50:0000000:151218, по адресу: г. Красноярск, ул.Свердловская,10 "Г", стр., 17; будка наблюдения, кадастровый номер 24:50:0000000:151270, по адресу:
г. Красноярск, ул. Свердловская, 10 "Г", соор.18; нежилое здание, кадастровый номер 24:50:0000000:151219, по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 10 "Г", стр.19; спортивная площадка, кадастровый номер 24:50:0700138:536, по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская, 10 "Г", соор.23; дорога асфальтобетонная, кадастровый номер 24:50:0700138:583, по адресу: г. Красноярск, ул. Свердловская; площадное спортивное сооружение - тренировочное поле; площадное спортивное сооружение - детское поле.
Определяя вышеуказанные объекты как единый спортивно-оздоровительный комплекс, заявитель, с учетом произведенного ОАО "Красноярский ПромстройНИИпроект" расчета требуемой площади земельного участка от 29.03.2013, считает, что оспариваемым актом МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" предоставлен земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование с кадастровым номером 24:50:0700138:695, площадью 7 508 кв. м, который имеет наложения с объектами заявителя - тренировочное поле и детское поле, и делает невозможным приватизацию земельного участка необходимого для эксплуатации комплекса.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал, что в материалы дела не представлены доказательства, что тренировочное поле и детское поле являются объектами недвижимого имущества и принадлежат на праве собственности заявителю. Данный факт является основополагающим при использовании заявителем прав для выкупа земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно заключению кадастрового инженера от 17.03.2015 тренировочное поле и детское поле являются площадными спортивными сооружениями, и, по мнению кадастрового инженера, не обладают признаками объектов капитального строительства, постановке на кадастровый учет не подлежат.
В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие предоставление заявителю на каком-либо вещном праве земельного участка, имеющего в составе, либо предназначенного для создания в его границах тренировочного и детского поля.
Из плана приватизации заявителя не следует, что процессе выкупа государственного имущества в частную собственность заявителю передавался в собственность именно спортивно-оздоровительный комплекс. Объекты, зарегистрированные за заявителем на праве собственности (спортивная площадка, нежилое здание, 1-этажное, общая площадью 165,3 кв.м., будка наблюдения, общей площадью 14,7 кв.м., нежилое здание 1-этажное, общей площадью 72,1 кв.м., дорога асфальтобетонная, сооружение дорожного транспорта, протяженностью 239 м.), находящиеся по адресу: Красноярск, ул. Свердловская, зарегистрированы как отдельные объекты, а не как единый объект.
Доказательства того, что вышеуказанные объекты были объединены одной целью или назначением, либо подтверждающие факт строительства единого спортивного-оздоровительного комплекса, включающего в себя указанные объекты, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно указал, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что совокупность указанных объектов является единым спортивным сооружением, состоящим из земельного участка, обустроенного особым образом и предназначенного для спортивных игр (спортивная площадка, тренировочное поле и детское поле), а также объектов недвижимости вспомогательного характера.
Такие сооружения, как тренировочное поле, детское поле по своей правовой природе, представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Названные сооружения не могут являться самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены (аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11052/09 и от 17.01.2012 N 4777/08, от 28.05.2013 N17085/12).
С учетом изложенного, тренировочное поле и детское поле не являются вещами, на них не может быть зарегистрировано вещное право - право собственности. Применительно к статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) их юридическая судьба и принадлежность определяются по принадлежности соответствующего земельного участка.
При этом апелляционный суд считает, что ссылка Арбитражного суда Красноярского края на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обоснованной, спорный вопрос по данному делу соответствует рассмотренным в приведенных постановлениях.
По этой же причине апелляционный суд не принимает и довод заявителя апелляционной жалобы о том, что после предоставления земельного участка МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" ему не может быть предоставлен земельный участок площади, необходимой для эксплуатации земельного участка ЗАО "Красноярский ДОК" в соответствии с расчетом ОАО "Красноярский Промстройниипроект от 29.03.2013 - доказательства того, что общество обращалось с заявлением о предоставлении такого земельного участка нет.
По общему правилу предоставление земельных участков осуществляется в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка (для строительства) и статьей 34 названного Кодекса (для целей, не связанных со строительством).
В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства.
В пункте 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из положений приведенных норм следует, что основанием для предоставления земельного участка для строительства или для целей не связанных со строительством является обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Общество не представило в материалы дела доказательства обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, необходимого для использования объектов - тренировочное поле и детское поле, поэтому апелляционный суд считает, что у департамента градостроительства отсутствовали основания для предоставлению обществу спорного земельного участка, поскольку действующее законодательство предусматривает в качестве основания его предоставления - обращение с соответствующим заявлением заинтересованного лица.
При отсутствии доказательства обращения в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, общество не доказало, каким образом оспариваемое распоряжение затрагивает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования общества о признании недействительным пункта 1 распоряжения администрации города Красноярска N 1342-арх от 28.05.2013 "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет" земельного участка", в редакции распоряжения администрации города Красноярска N 1170-арх от 04.06.2014 "О внесении изменений в распоряжение администрации города от 28.05.2013 N 1342-арх "О предоставлении МАОУДОД "СДЮСШОР "Рассвет"" земельного участка".
Остальные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются как не влияющие на выводы по данному спору.
На основании изложенного, отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" марта 2015 года по делу N А33-15958/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-15958/2014
Истец: ЗАО "Красноярский деревообрабатывающий комбинат"
Ответчик: Департамент градостроительства администрации города Красноярска
Третье лицо: Администрация города Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска, муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Красноярска "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва "Рассвет"