г. Санкт-Петербург |
|
26 июня 2015 г. |
Дело N А56-81390/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Цубановой К.А.
при участии:
от заявителя: Терехова Е.В. - доверенность N 07/29/84-14 от 08.04.2014, Маркова И.В. - доверенность N 07/29/7-15 от 26.01.2015
от заинтересованного лица: Конторикова И.С. - доверенность N 09/685 от 19.01.2015
от 3-го лица: Алексеева М.В - доверенность N б/н от 15.06.2015, Солодков Д.С - доверенность от N б/н от 21.01.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7231/2015) общества с ограниченной ответственностью "ЧОП "Гэсэр" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2015 по делу N А56-81390/2014(судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению ОАО "Ростелеком", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д.15, ОГРН: 1027700198767,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д.13, лит. А, ОГРН: 1027809242933,
3-е лицо: ООО "ЧОП "Гэсэр", место нахождения: 664001, г.Иркутск, ул.Рабочего Штаба, д.14, ОГРН:1073808007987,
об оспаривании решения и предписания
установил:
Открытое акционерное общество междугородный и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", заявитель, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, заинтересованное лицо) от 28.08.2014 по делу N Т 02-348/14.
Определением суда от 12.12.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "ГЭСЕР" (далее - третье лицо, ООО "ЧОП "ГЭСЕР").
Решением суда от 30.01.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ООО "ЧОП "ГЭСЕР", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить судебный акт и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает на отсутствие в положении о закупке и в закупочной документации указания на снижение на сумму НДС цены контракта, если победителем закупки является участник, находящийся на упрощенной системе налогообложения, а также отсутствие на электронной площадке www.roseltorg.ru технической возможности для подачи ценовых предложений, начиная с 4 727 245, 76 руб. без учета НДС. 3-е лицо, ссылаясь на пункт 1.статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о нарушении антимонопольным органом порядка рассмотрения жалобы ООО "ЧОП "ГЭСЕР".
В судебном заседании представитель ООО "ЧОП "ГЭСЕР" поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель УФАС просила удовлетворить апелляционную жалобу и отменить решение суда по изложенным в отзыве мотивам.
Представитель ОАО "Ростелеком" возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в отзыве доводам, просила оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 16.06.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ОАО "Ростелеком" опубликовало Извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора на оказание услуг физической охраны и обеспечения пропускного и внутреобъектового режима на объектах Иркутского филиала ОАО "Ростелеком" в г. Иркутск, г. Шелехов, пгт Усть-Ордынский (извещение N 31401247015) (далее - аукцион)..
Положение о закупках ОАО "Ростелеком", утвержденное решением Совета директоров ОАО "Ростелеком" (протокол N 39 от 05.03.2012) (далее - Положение о закупках), в установленные законом сроки размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, в котором Положение опубликовано под регистрационным номером 1120000002.
ООО "ЧОП "ГЭСЕР" в установленном порядке и в соответствии с документацией была подана заявка на участие в аукционе, к которой были приложены документы, подтверждающие, что общество находится на упрощенной системе налогообложения.
Пунктом 31 Информационной карты определен порядок формирования цены договора (цены Лота), согласно которому в цену должны быть включены все расходы, связанные с надлежащим выполнением обязательств по договору ( с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Согласно опубликованному 22.07.2014 на официальном сайте протоколу проведения итогов Закупки от 22.07.2014 N 31401247015-03, на участие в закупке были поданы заявки от двух участников, в том числе от ООО "ЧОП "Гэсэр", которые были допущены к процедуре закупки и ООО "ЧОП "Гэсэр" было признано победителем с ценой предложения 4 296 012 руб. 22 коп.
Заказчиком 15.08.2014 в адрес ООО "ЧОП "ГЭСЕР" направлен проект договора, в котором цена контракта указан 3 640 688, 28 руб., то есть уменьшена на сумму НДС.
ООО "ЧОП "ГЭСЕР" обратилось в УФАС по СПб с жалобой на действия ОАО "Ростелеком", которая решением от 28.08.2014 признана обоснованной, а в действиях Заказчика Управление установило нарушение установленного документацией порядка о закупке порядка заключения договора с победителем открытого аукциона, который не является налогоплательщиком НДС.
На основании решения Управление выдало Заказчику предписание, которым последнее обязано совершить действия, направленные на устранение нарушений установленного документацией порядка о закупке порядка заключения договора с победителем открытого аукциона, который не является налогоплательщиком НДС, путем направления в адрес ООО "ЧОП "ГЭСЕР" проекта договора с ценой победителя аукциона без снижения на сумму НДС.
Не согласившись с вышеуказанным решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Придя к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений установленного документацией о закупке порядка заключения договора с победителем открытого аукциона, а также установив несоблюдение Управлением процедуры принятия жалобы участника закупки, суд первой инстанции признал недействительными обжалуемые ненормативные акты антимонопольного органа.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон N 223-ФЗ) целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В пункте 12 Информационной карты указано: сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене Лота) 5 578 150,00 с учетом НДС, в том числе НДС (18%) 850 904,24 рубля; 4 727 245,76 рублей без учета НДС. Исходя из указанных условий, общее условие аукциона шаг аукциона 1% от начальной максимальной цены с учетом НДС - 5 578 150,00 рублей, с учетом НДС. Все шаги аукциона проводились с учетом НДС.
В случае, если поставка товара, выполнение работ, оказание услуг не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения НДС), либо Претендент освобождается от исполнения обязанности налогоплательщика НДС, либо Претендент не является налогоплательщиком НДС то цена, предложенная таким Претендентом в Заявке, не должна превышать установленную начальную (максимальную) цену без НДС.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждено сторонами, что на электронной площадке www.roseltorg.ru отсутствовала техническая возможность для подачи ценовых предложений, начиная с 4 727 245,76 рублей без учета НДС, поскольку имелся только один интерфейс, позволяющий делать ценовые предложения, исключительно начиная с 5 578 150, 00 руб., то есть Заказчик не обеспечил возможность подачи ценовых предложений в соответствии с требованиями пункта 12 Информационной карты закупочной документации (от цены 4 727 245,76 рублей без учета НДС).
При таких обстоятельствах ООО "ЧОП "ГЭСЕР" вынуждено было начинать подачу ценовых предложений от цены 5 578 150, 00 руб.
Суд апелляционной инстанции не может не согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что необеспечение Заказчиком возможности подачи ценового предложения, начиная с начальной (максимальной) цены контракта 4 727 245,76 рублей без учета НДС, не является основанием для уменьшения цены контракта на сумму НДС, как ошибочно полагает суд первой инстанции.
При проведении процедуры аукциона ООО "ЧОП "ГЭСЕР" победило с ценой на 23% ниже объявленной, а именно 4 296 012, 22 руб., что отвечает требованиям пункта 12 Информационной карты закупочной документации.
Пунктом 30 Информационной карты определен порядок заключения договора по результатам закупки.
Разделом IV Положения о закупках предусмотрен порядок заключения (пункт 31), изменения и расторжения Договоров, заключенных по результатам закупок (пункт 32) (л.д.89-92).
Пунктом 32.1 Положения предусмотрено, что изменение и расторжение Договора, заключаемого или заключенного по результатам Закупки, осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным документацией о закупке, в том числе проектом Договора, а также законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Положением. Сведения о возможности изменения цены Договора, объемах закупаемых товаров, работ, услуг, а также иных условий Договора, являвшихся критерием основного этапа закупки (оценки и сопоставления заявок) должны быть установлены Документацией о закупке.
Документация о закупке, как того требует пункт 32.1 Положения не содержит условия, согласно которому цена контракта снижается на сумму НДС, если победителем закупки является лицо, освобожденное от уплаты НДС.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в направлении проекта договора с ценой, сниженной на сумму НДС, противоречит требованиям раздела IV Положения о закупках, пунктам 12 и 30 Информационной карты закупочной документации.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у антимонопольного органа оснований для принятия к рассмотрению жалобы ООО "ЧОП "ГЭСЕР" на действия Заказчика при заключении контракта.
Согласно статье 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частями 9 и 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ предусмотрен порядок обжалования действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ услуг, в судебном порядке, а также путем подачи жалобы в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.
При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрено в пункте 9 статьи 3 Закона N 223-ФЗ и не ограничено какими-либо условиями, как это определено при обращении с жалобой в антимонопольный орган.
Из приведенных нормативных положений следует, что применительно к обстоятельствам настоящего дела правовое значение имеет как установленный порядок для соответствующего обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
При этом если жалоба не содержит сведения, предусмотренные частью 6 статьи 18.1 N 135-ФЗ, такая жалоба возвращается заявителю на основании части 9 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ.
С учетом изложенного довод апелляционной жалобы в этой части является ошибочным, а вывод суда первой инстанции об отсутствии у антимонопольного органа оснований для рассмотрения жалобы ООО "ЧОП "ГЭСЕР" на действия Заказчика при заключении договора правомерным.
Отсутствие у УФАС по СПб правовых оснований для рассмотрения жалобы является самостоятельным основанием для признания решения и предписания, вынесенных по итогам рассмотрения такой жалобы, незаконными.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2015 по делу N А56-81390/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЧОП "Гэсэр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Н. И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-81390/2014
Истец: ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", ФИЛИАЛ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу / УФАС
Третье лицо: ООО "ЧОП "Гэсэр"