г. Томск |
|
3 июля 2015 г. |
Дело N А27-2907/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Павлюк Т.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А. с применением средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя Кривошеев П.В. по доверенности от 15.02.2015
от заинтересованного лица Исмагилова М.Н. по доверенности от 02.09.2014
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.04.2015 по делу N А27-2907/2015 (судья Конарева И.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Регионресурс" (ИНН 4205191378, ОГРН 1094205023802), г. Кемерово, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово о признании недействительным решения от 12.11.2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Регионресурс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 12.11.2014 г. N 623 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления сведений, определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", необходимых для государственной регистрации документов".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.04.2015 года требования заявителя удовлетворены. Решение Инспекции от 12.11.2014 г. N 623 признано недействительным, регистрирующий орган обязан в установленном действующем законодательством порядке произвести регистрационные действия по документам, представленным ООО Торговый дом "Регионресурс" на государственную регистрацию 05.11.2014 г. входящий N 8676.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям:
- протокол N 2 общего собрания участников Общества от 29.10.2014 г. принят после 01.09.2014, соответственно изменения в устав Общества - утверждение новой редакции Устава в части выбора способа принятия и состава участников общества, присутствовавших при его принятии, еще не зарегистрированы до 01.09.2014, следовательно, Общество при принятии решения общего собрания участников общества еще не выбран и не зарегистрирован в уставе сам способ принятия и подтверждения состава участников, волеизъявление участников еще только направлено на выбор принятия данного решения.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе. Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
ООО Торговый дом "Регионресурс" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением общего собрания участников Общества от 29.10.2014 г. принят устав в новой редакции, изменено место нахождения Общества, расторгнут договор доверительного управления предприятием и избран директор Общества.
05.11.2014 г. ООО Торговый дом "Регионресурс" представило регистрирующему органу заявление по форме Р13001 для государственной регистрации, необходимые для государственной регистрации документы (вх. N 8676): новую редакцию устава в двух экземплярах, протокол N 2 общего собрания участников общества от 29.10.2014 г.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов регистрирующим органом принято решение N 623 от 12.11.2014 г. "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов" (далее - оспариваемое решение, решение от 12.11.2014 г.).
Общество подало жалобу на решение регистрирующего органа от 12.11.2014 г. в Управление Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области. Решением N 63 от 22.12.2014 г. жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением от 12.11.2014 г., Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из незаконности решения Инспекции и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом (статья 1 Федерального закона N 129-ФЗ). Сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы содержатся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРП).
Перечень сведений и документы о юридическом лице, содержащийся в ЕГРП, установлен статьей 5 Федерального закона N 129-ФЗ. В указанный перечень входят также адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица (подпункты в), е) пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю или направляется по почте.
г) документ об уплате государственной пошлины.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц определен статьей 18 Федерального закона N 129-ФЗ.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в заявлении от 05.11.2014 г., поданном Обществом в регистрирующий орган, содержались все необходимые для государственной регистрации сведения, приложены все документы. При этом заявителем представлен протокол N 2 общего собрания участников Общества от 29.10.2014 г., согласно которому участники решили, в том числе, изменить место нахождения общества и утвердить устав в новой редакции.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных документов регистрирующим органом принято решение от 12.11.2014 г. об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ: регистрирующий орган посчитал не представленным протокол N 2общего собрания участников Общества от 29.10.2014 г., поскольку он не заверен нотариально.
По мнению регистрирующего органа, протокол общего собрания участников может не иметь нотариального удостоверения принятого решения и состава участников, его принявшего, только при соблюдении одного из следующих условий:
- решением общего собрания, принятым участниками общества единогласно, определен иной способ (данное решение должно быть принято после 01.09.2014 и содержаться в ЕГРЮЛ);
- уставом общества, действовавшим на дату проведения собрания, установлен иной способ (данный устав должен быть утвержден после 01.09.2014 и содержаться в ЕГРЮЛ).
Поскольку такие документы в ЕГРЮЛ отсутствуют, регистрирующий орган посчитал, что протокол N 2 общего собрания участников Общества от 29.10.2014 г. не соответствует требованиям действующего законодательства. Указанные доводы приведены Инспекцией и в апелляционной жалобе.
Из пункта 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) следует, что решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью оформляется протоколом в письменной форме.
Решение собрания хозяйственного общества является самостоятельным юридически значимым действием и в соответствии с пунктом 2 статьи 181.1 ГК РФ порождает правовые последствия для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. Существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме, является одним из оснований для признания решения общего собрания участников обществ с ограниченной ответственностью недействительным (подпункт 4 пункта 1 статьи 181.4 ГК РФ).
Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) в ГК РФ введена статья 67.1, положения которой регламентируют особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ в редакции Федерального закона N 99-ФЗ, принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
Из указанного следует, что общим правилом является нотариальное удостоверение протокола общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью. Однако при этом закон предоставляет возможность участникам общества с ограниченной ответственностью установить иные способы подтверждения принятия решения общим собранием. Такие способы должны быть закреплены либо в уставе общества с ограниченной ответственностью, либо в соответствующем решении общего собрания его участников, принятом единогласно.
Указанные выводы основаны на правильном толковании положений ст. 67.1 ГК РФ, тогда как Инспекция необоснованно расширительно толкует данную норму, указывая, что способ принятия общим собранием решения должен быть заблаговременно зарегистрирован в ЕГРЮЛ.
В протоколе N 2 общего собрания участников Общества от 29.10.2014 г. по первому вопросу повестки дня принято следующее решение: способом подтверждения принятия общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества присутствовавших при его принятии (пункт 3 статьи 67.1 ГК РФ) является подписание протокола общего собрания участников Общества всеми участниками Общества. Решение о выборе иного способа подтверждения принято всеми участниками Общества единогласно, протокол N 2 участков общего собрания Общества от 29.10.2014 г. подписан всеми его участниками.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Обществом выбран один из способов подтверждения принятия решения общим собранием, предусмотренных пунктом 3 статьи 67.1 ГК РФ. Соответственно представленный заявителем для государственной регистрации протокол N 2 общего собрания участников от 29.10.2014 г. соответствовал требованиям действующего законодательства.
Вопреки доводам апеллянта действующее законодательство, в том числе Федеральный закон N 129-ФЗ, не предусматривает соблюдения обязательного условия при применении в качестве способа подтверждения протокола и состава участников решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно, обязательного наличия в ЕГРЮЛ соответствующего решения, либо Устава, предусматривающего такую возможность подтверждения решения, принятого после 01.09.2014 г.
В соответствии с подпунктом а) пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Учитывая, что представленные для регистрации документы, а именно протокол N 2 общего собрания участников Общества от 29.10.2014 г. соответствует требованиям действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации применительно к данной ситуации Федеральным законом N 129-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение регистрирующего органа от 12.11.2014 г. не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого судебного акта, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.04.2015 года по делу N А27-2907/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2907/2015
Истец: ООО Торговый дом "Регионресурс"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово